Белеет парус. Одинокий?

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

В мае нынешнего года в Австрии на озере Нейсиедль проходил Чемпионат мира ISAF по парусному спорту, в котором приняли участие спортсмены из 48 стран...

В мае нынешнего года в Австрии на озере Нейсиедль проходил Чемпионат мира ISAF по парусному спорту, в котором приняли участие спортсмены из 48 стран. Международная федерация парусного спорта (ISAF) расценивает его на уровне Олимпийских игр: чемпионат проводится один раз в четыре года в полном соответствии с олимпийским форматом. Украинская сборная участвует в этих престижнейших соревнованиях начиная с 1994 года и неизменно добивается высоких результатов. И в этот раз украинские яхтсмены вернулись из Австрии с одной золотой, двумя серебряными и одной бронзовой медалями, заняв в командном зачете третье место. Результат блестящий, но в Украине столь высокое спортивное достижение осталось практически незамеченным. Почему? Ведь победа в таких престижных соревнованиях — это не только международное признание профессионального мастерства наших спортсменов, но и укрепление имиджа Украины как морской державы.

Об этом разговор с народным депутатом, президентом Федерации парусного спорта Украины, заслуженным тренером Василием Гуреевым.

— Василий Николаевич, чем вы объясняете отсутствие должного внимания к парусному спорту в нашей стране? Нет пророка в своем отечестве?

— Действительно, за рубежом о достижениях нашей сборной знают значительно больше, чем дома. И наших яхтсменов там, к сожалению, ценят больше. Судите сами. Главный тренер сборной Австралии по парусному спорту — Виктор Коваленко, чемпион Олимпиады в Атланте в классе 470 Евгений Брацлавец, завоевавший это высокое звание вместе с Игорем Матвиенко за две гонки до конца игр, также тренирует австралийских яхтсменов. Трехкратный олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпийских игр Валентин Манкин — наставник олимпийской сборной команды Италии. Юрий Токовой — тренер греческой команды в классе Финн. В то же время в Киеве нет фактически ни одного яхт-клуба, пригодного к проведению международных соревнований. И когда на Чемпионате Европы от зарубежных коллег я услышал об их желании провести очередной чемпионат в нашей стране, то вместо гордости испытал испуг. Мы просто к этому не готовы. Яхт-клуб, строящийся сейчас в Балаклаве, не рассчитан на олимпийский спорт. Там расчет на богатых людей, которые купят миллионные яхты, чтобы хвастать ими друг перед другом. А что имеют наши спортсмены, кроме того, что они тренируются по 6–8 часов в день? Яхтсменки из Великобритании, ставшие чемпионками Олимпийских игр, до последнего момента не знали, поедут ли они в Атланту. Потому что за право участвовать в Олимпиаде соревновались тысячи английских экипажей. Когда же журналисты задали вопрос нашей Руслане Таран — олимпийскому серебряному призеру, о том, какую ей пришлось выдержать конкуренцию за право представлять страну на Олимпийских играх, она смутилась. Но за нее ответили те же англичанки: «У них, мол, вообще одна лодка!». На что Руслана, оправившись от смущения, заметила: «Зато самая быстрая в мире».

Ответ, конечно, достойный гражданина. Но может ли мириться с таким положением государство, заботящееся о своем имидже? Я считаю, что нужно поднимать детский и юношеский спорт, развивать олимпийское движение, международные классы, которые участвуют в чемпионатах Европы и мира, но не включены в программу Олимпийских игр.

— Как президент Федерации парусного спорта Украины, вы, надо полагать, не только видите проблему, но и знаете, что необходимо сделать для ее решения?

— Предложение возглавить федерацию мне сделали более 10 лет назад. Согласился я на него не из личных амбиций. А потому, что, занимаясь парусным спортом с восьмилетнего возраста, убежден: любую спортивную федерацию должен возглавлять профессионал, тонко разбирающийся во всех нюансах данного вида спорта, а не «свадебный генерал», приглашенный в расчете на то, что своим авторитетом он будет влиять на распределение финансовых ресурсов.

Для меня важен результат, важно, насколько парусный спорт популярен внутри страны и за ее пределами. Прежде всего необходимо стремиться к тому, чтобы он был массовым. Парусный спорт — не из дешевых. Одна яхта сколько стоит? А снаряжение… И моя задача, как руководителя, привлекать инвестиции, делать все возможное для того, чтобы молодежь могла заниматься им с детства. Необходимо формировать бюджет, создавать прозрачную систему финансирования.

Поэтому недавняя победа на чемпионате мира меня не только обрадовала, но и стала поводом для глубоких размышлений. Я написал в Кабинет министров письмо, в котором прошу закрепить за Федерацией парусного спорта участок земли на Киевском водохранилище, где постоянно тренируются наши спортсмены. Федерация — общественная организация, то есть речь не идет о приватизации на благо частных лиц. Тем более что совершенствуют там мастерство хождения под парусом и детские спортивные школы. На Киевском море, при определенной силе и направлении ветра, хорошей волне, условия такие, как в Голландии. Где же, как не здесь, строить хороший яхт-клуб международного класса? Мы готовы сделать это за счет средств федерации. К нам поступает немало коммерческих предложений от разных бизнесменов о приватизации данного участка, но меня они не привлекают. Должность президента федерации выборная, а это значит, что клуб на балансе общественной организации является фактически государственной собственностью. И если он будет построен на достаточно высоком уровне, то уже в недалеком будущем — через 2—3 года — Украина сможет принять и чемпионат Европы, и чемпионат мира. Как это сделала Москва в 2005 году, проведя чемпионат мира на своих водохранилищах.

— Кстати, регата «Кубок Вадима Гетьмана», которая традиционно проводится на Киевском море, имеет международный статус?

— Регата ежегодная и в эти выходные будет проходить в очередной раз. Ее спонсорами выступают финансовые структуры и банковские учреждения страны. Вадим Петрович очень много сделал для реформирования нашей экономики, становления банковской системы. А так как многие наши финансисты люди молодые и среди них немало поклонников парусного спорта, свою признательность Вадиму Гетьману они выразили, присвоив его имя престижным состязаниям, которые вместе с возрастающей популярностью приобретают статус международных. В прошлый раз участвовали спортсмены из Польши, надеемся, что и в этом году будут участники из зарубежья.

Я со своим экипажем тоже стартую на Киевском море.

— Василий Николаевич, вы сами только что заметили, что развитие парусного спорта требует больших средств. Учитывая незавидное экономическое положение страны, стоит ли взваливать на ее плечи заботы о виде спорта, доступном лишь избранным?

Давайте разберемся, в чем заключается его элитарность. Прежде всего в том, что человек, придя в него в детстве, может заниматься им всю жизнь. Существует очень много классов. Возьмем детские, которые, естественно, в олимпийских играх не участвуют. Они очень дешевые и доступные, в том числе и в Украине. Далее — олимпийские классы. Замечу, что олимпийское движение в парусном спорте предусматривает в первую очередь доступность яхт и их дешевизну. Поэтому, как правило, мы используем недорогие пластиковые яхты. Международные классы дороже олимпийских. Но и они достаточно доступны. Наиболее дорогие яхты без ограничения района плавания. На них проводят океанские гонки, их владельцы — богатые люди. Их немного, но именно они и накладывают отпечаток на весь парусный спорт, создавая легенду о его недоступности. Придите на тренировку в детскую спортивную школу и легко убедитесь, что их материальная часть очень дешевая и парусным спортом занимается немало детей из небогатых семей. Более того, мы научились сами строить и обеспечивать недорогими яхтами детей и юношей до тех пор, пока они не придут в олимпийские классы. Там есть разные яхты, начиная от 470 и заканчивая звездным классом. Однако олимпийский уровень — это уже международный имидж страны. Здесь самая дорогая яхта — звездного класса. Стоит она 25 тысяч евро. А налоговая политика нашего государства свидетельствует о том, что Украина не ориентирована на поддержку детского и юношеского спорта и олимпийского движения. При импорте яхт мы платим 20% налога на добавленную стоимость и почти столько же таможенных пошлин. Независимо от того, к какому классу принадлежит яхта. Я согласен, те, кто покупают роскошные яхты, должны платить большие налоги, так как яхты, на которых они отдыхают, — предмет роскоши. Нам нужно радикально пересмотреть подходы к детскому спорту и олимпийскому движению. Кстати, это касается не только парусного спорта.

— Тогда, давайте развеем миф об элитарности парусного спорта. Расскажите, что такое яхта?

— Яхты бывают не только спортивные, но и для отдыха. Это, как с легковыми автомобилями: есть комфортабельные престижные авто, есть гоночные — раллийные, картинги, болиды. Яхты могут быть парусными, моторными, весельными. Одно дело, отдыхать на моторной яхте, стоимостью несколько миллионов, и совсем другое — изнурительные гонки и тренировки под парусом. Достаточно взглянуть на одного из серебряных призеров последнего чемпионата мира ISAF в классе «49ER» Родиона Луку, который, чтобы выиграть гонки, безжалостно истязает себя голодом, так как в данном виде спорта вес яхтсмена играет не последнюю роль и производится взвешивание экипажа. Поэтому давайте не путать отдых на яхте и спортивные соревнования. Между тем путаница имеет место, к сожалению, даже среди людей, от которых во многом зависит будущее отечественного парусного спорта.

— И в результате, наши яхтсмены, побеждая на престижных международных соревнованиях, вынуждены прятать глаза, признаваясь, что яхта, на которой они оттачивают свое мастерство, одна-единственная?

— И то приобретенная, зачастую, не государственным ведомством, отвечающим за спорт, а спонсорами, людьми, которые на доходы от собственного бизнеса поддерживают олимпийское движение. Впрочем, в последнее время нам удалось привлечь к себе внимание министерства по делам семьи, молодежи и спорта высокими результатами на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Удалось добиться поддержки в вопросах закупки яхт различных классов. На старые яхты пересадили молодежные экипажи. Таким образом, имеем уже не по одной яхте на класс, а по две-три. Прогресс, конечно, не такой, как в Европе и мире в целом, но он есть. И уже за это спасибо.

Как президент федерации я обратился в Министерство по делам семьи, молодежи и спорта с просьбой увеличить финансирование парусного спорта. Миллиона гривен, выделяемых нам все эти годы, недостаточно для обеспечения сборной страны. С повышением результатов команда становится многочисленнее. Соответственно, увеличиваются шансы завоевать медали на будущих Олимпийских играх. При таком финансировании мы не можем вывезти на соревнования вторых номеров, тем более детей. А когда наши дети дорастают до олимпийских классов и приезжают на международные соревнования, они не могут адаптироваться в новой для себя среде. Им недостает элементарного опыта общения на интернациональном уровне, и уже только поэтому они могут проиграть соревнования. Парусный спорт — это спорт самодостаточных, уверенных в себе людей. Я благодарен бюджетному комитету Верховной Рады, который с пониманием подошел к проблемам развития отечественного спорта и увеличил в бюджете статью на проведение соревнований, выделив для министерства дополнительно 19 миллионов гривен, а для парусного спорта — 4 миллиона. Правда, «выделить» и «получить» тоже две большие разницы. Всякий раз приходится вступать в пререкания с чиновниками: если не миллион, то 700 тысяч гривен уступи на другие нужды. Как говорится «не з’їм, то хоч надкушу». Но мы ведь работаем по определенным планам, выстраиваем под эти средства программы…

Сегодня у нас дефицит ведущих тренеров отдельных классов. Однако федерация может только рекомендовать достойных кандидатов. Решение же о введении штатных единиц — за министерством.

Инвентаризации требуют детские спортивные школы и яхт-клубы. В лучшем случае, это водноспортивные станции, а то и базы отдыха, где, кроме отдыхающих, ютятся яхтсмены. Мы хотим обратить внимание государственных администраций, особенно в таких городах, как Киев, Николаев, Севастополь, Феодосия, Одесса, на важность парусного спорта для страны.

— Наверное, это банально, но когда речь идет о яхтах, невольно вспоминаешь стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий». А что в итоге можно сказать о положении парусного спорта в стране? Он одинок, или все же опирается на поддержку извне?

— Нам помогают, чем могут, и государство, и спонсоры. За это мы благодарны. Но во многих вопросах приходится бежать впереди паровоза, потому что, если федерация не будет этого делать, не будет и высоких результатов наших яхтсменов. Ведь парусный спорт сегодня, к сожалению, один из немногих видов, в которых украинские спортсмены достойно представляют нашу страну на международной арене.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно