СПИКЕР БЕЗ ПОРТФЕЛЯ

12 сентября, 2003, 00:00 Распечатать

Должности «координатор парламентского большинства» нет в табели о рангах Верховной Рады. За выполнение сих обязанностей не доплачивают, по крайней мере официально...

Должности «координатор парламентского большинства» нет в табели о рангах Верховной Рады. За выполнение сих обязанностей не доплачивают, по крайней мере официально. Но если вдруг форс-мажор – либо голосование прошло не так, либо явка избранников была недостаточной, – координатор отвечает сполна и сразу перед всеми: перед лидерами фракций большинства, перед контролирующим большинство Президентом, в последнее время и перед премьером, который любит, чтобы перед ним ответили. Случалось, выборы координатора приобретали оттенок трагикомизма. В разгар «кассетного скандала» никто не хотел заниматься «собиранием» переживавшего процесс полураспада большинства образца прошлого созыва. Когда кто-то из парламентских шутников предложил кандидатуру Виктора Пинзеника, выдвинутый, узнав об этом от журналистов, употребил краткое армейское выражение непарламентского характера. Привлекательность координирования — лишь в постоянных контактах с влиятельными депутатами и высокий уровень доступа в кабинет Президента, а как следствие – возможность решать вопросы не только из области законотворчества или лоббировать чьи-то интересы.

По договоренности, унаследованной от старого большинства, новое избирает своего координатора в начале новой сессии. Или переизбирает. До сего момента, после «бархатной» революции февраля 2001-го, их было трое. Леонид Кравчук имел задание сцементировать новый крупный конгломерат своим авторитетом «первого». Его последователь Александр Карпов столь тяжелого веса не имел, зато обладал большой энергией, чтобы расшевелить депутатов большинства. Третий, предпоследний, Анатолий Толстоухов был опытный, но из-за растущего влияния спикера и ревностного отношения Владимира Литвина к альтернативным центрам влияния все время ходил обиженный – то туда не позвали, то об этом не поставили в известность. Возможно, возвращение на должность министра Кабинета министров ему частично компенсировало парламентские обиды.

Теперь «провайдером» большинства стал Степан Гавриш – именно так он себя охарактеризовал при встрече с корреспондентом «ЗН». Харьковчанин, квалифицированный юрист, лидер депутатской группы «Демократические инициативы», которую называют политическим филиалом Укрсиббанка. Он очень не любит, когда ему напоминают о назначении его вице-спикером прошлого парламента при содействии экс-директора ВР Александра Волкова. Позиционирует себя как представителя пропрезидентских сил, имеющего особое мнение. Неисправимый оптимист, надеющийся, что вскоре не Украина будет проситься в ЕС, а Евросоюз станет упрашивать Украину вступить в НАТО. Романтик, уверенный в успехе политреформы. А еще автор детских сказок и книги о правах ребенка, любитель путешествий и кросса. Этим коротким CV личность Гавриша описать трудно. Его палитра ярче и не всегда за счет теплых тонов. Но обо всем по порядку.

Назначение на должность координатора парламентского большинства (ПБ) было занятным с точки зрения самостоятельности отечественного парламентаризма и разделения полномочий между ветвями власти. Его кандидатуру предложил Президент. Степан Богданович говорит, что согласился быть координатором, поскольку полностью разделяет желание Леонида Кучмы провести политреформу и считает нормальным явлением подобное вмешательство главы государства в работу ПБ: «Я не могу думать по-другому, поскольку на основе программы Президента и, собственно, по его инициативе было создано это парламентское большинство. И ни один из членов ПБ не может считать свои действия отвечающими уставу парламентского большинства, если они противоречат программной позиции Президента».

Конечно, у всех людей свое представление о самостоятельности. Одним землянка просторна, иным дворцы тесны. У ПБ люфт свободы невелик, поскольку взятые его членами обязательства — нечто большее, нежели зафиксированный на бумаге и скрепленный автографами адептов устав. Действия депутатов, пожелавших следовать линии Президента, контролируются и мониторятся Банковой не меньше центральных СМИ. Отсюда и зажатость в действиях, осторожность в комментариях, в которых, правда, случаются проблески искренности.

«Говорить, что парламентское большинство готово к демаршам, я бы не стал, поскольку это противоречило бы нашему политическому соглашению с Президентом. Я утверждаю, что мы являемся одной коалицией. Но в коалиции есть разные взгляды на проблемы. Мы не всегда придерживаемся позиции администрации Президента, но в результате имеем общую платформу. То есть наша внутренняя дискуссия ни в коей мере не может отображаться на общей стратегии и тактике политического поведения. Да, у нас много проблем, поскольку внутри парламентского большинства есть разные политические группы, имеющие системный уровень и определенных политических лидеров. По поводу лидеров говорят, что они могут быть кандидатами от власти на выборах. У них собственная идеология и они в определенной мере конкурируют на политическом рынке Украины. Но одновременно мы учимся искать общие коалиционные позиции, что позволило бы нам достигать компромиссов.

— Значит ли это, что ваша коалиция колеблется в пределах линии колебаний президента?

— Коалиция колеблется в границах линии стратегического развития Украинского государства и поисков инструментов воплощения национальных интересов. Что касается наших отношений с Президентом, то я бы сказал, что они скорее комфортные, чем сложные. Президент довольно умело и эффективно сотрудничает с большинством, не допуская, с моей точки зрения, никаких специфических действий, давления, что позволило бы сказать, что он хочет навязать ту или иную позицию. Как правило, диалог с президентом происходит таким образом: те члены парламентского большинства, которые знают тему переговоров (! – Авт.), выступают первыми, высказывают свою позицию, а в конце слово берет Президент. Я не помню ни одного случая, чтобы наш диалог носил конфликтный характер.

Еще бы! Зная нрав Леонида Даниловича, легче и безопаснее противоречить самому себе. Особенно тяжело первому эшелону, которому трудно отмолчаться или «съехать» с темы. Ведь чуть больше года назад депутаты из большинства положительно характеризовали систему власти и существующие в ней порядки. Теперь, после инициативы Президента, она, как неожиданно оказалось, не соответствует нуждам общества и демократическим ценностям. Смена тональности вокалистов не единична – хор следует за изменением дирижерского стиля.

Два года назад Степан Гавриш в интервью «ЗН» высказал два тезиса. Первый: «Я уверен, что утверждение олигархической власти в государстве может произойти именно путем внесения изменений в Конституцию, путем перехода к парламентаризму». Второй: «Есть силы, желающие, чтобы Президента избирал парламент. Я считаю этот шаг крайне нежелательным, исходя из сложившихся политических условий». Тогда же Гавриш критиковал законопроект о внесении изменений в Конституцию №0999, разработанный оппозицией. Теперь новый координатор большинства подает аналогичный законопроект с тезисами, контроверсионными позиции двухгодичной давности. Видно, прав был когда-то Иван Салий, когда давал характеристику политикам, не менявшим своих взглядов. Степан Богданович их частично поменял: «Я и сегодня критически воспринимаю такие изменения Конституции. Но я также понимаю, что в условиях компромисса между ПБ и частью оппозиционных сил, по настоянию которых в законопроект включили эти две нормы, заявить: «Я никогда с этим не соглашусь» — невозможно, иначе согласия никогда не будет. Главное сейчас — реформировать власть, вывести ее из-под контроля олигархических групп, превратить из конфликтного института, который тормозит наше общественное развитие в эффективный инструмент прогресса… За время, пока длится дискуссия о реформах, и я трансформировал свои взгляды».

После вступления в новую должность Степану Богдановичу еще не раз придется наступать на горло собственной песне. Его главная задача – внести свою лепту в успех политреформы. А сделать из 241 депутата — члена парламентского большинства 300+ для внесения изменений в Конституцию — в нынешней ВР задача практически неразрешимая. Вероятно, выбор Президента пал на Гавриша не только из-за того, что харьковская фракция «Деминициативы» позволяла себе свободнее дрейфовать в пространстве ПБ. Степан Богданович имеет вполне дружеские отношения с оппозицией. Если критикует, то конструктивно. Если речь идет о жестком противодействии, то ратует за цивилизованные методы. Он не голосовал за отставку правительства Ющенко, поэтому Виктор Андреевич питает к нему теплые чувства. Заигрывать с оппозиционными силами, убеждать их в кристальных намерениях Банковой, по всей видимости, одна из первоочередных задач нового координатора: «Относительно оппозиции я заявил, что буду следовать ключевой формуле: у нас нет врагов, у нас есть партнеры, которые могут быть оппонентами, и мы должны искать к ним дорогу, дабы объединиться в стратегических целях, отвечающих национальным интересам. Мы все избраны народом, и наше поведение – не бои гладиаторов перед зрителями. Думаю, практика «кинжальной» политики, которая часто используется в отношениях между провластными силами, являющимися стержнем большинства, и оппозицией, должна измениться. Соревнование может иметь место, но оно не должно вредить национальным интересам. Сегодня надо искать общую дорогу. Собственно, проект политреформы дает огромные шансы для победы на следующей «гонке» и «Нашей Украине», и ее лидеру Ющенко, у которого высочайший рейтинг. Оппозиция может воспользоваться этой моделью ради того, чтобы победить. Но мне понравился ее вызов (пять требований к законопроекту. – Авт.), поскольку он носит честный характер. Правда, аргументы — мол, в этой модели заложено бинарное оружие — надуманные. Это страшилки, что кого-то могут избрать премьер-министром. Абсолютно субъективные оценки. Реформа создает такую систему власти, при которой лишь компромисс дает преференции».

Недоверие оппозиции к реформаторским упражнениям Банковой вполне объяснимо. Или ее представители не имели девятилетнего опыта пребывания на одном политическом поле с Леонидом Кучмой и забыли о его манерах? Четыре месяца, определенные для внесения изменений в Конституцию, по мнению парламентских аналитиков, могут стать подготовкой премьерского плацдарма для Леонида Кучмы. Координатор ПБ клянется в искренности инициатора политреформы: «Мы могли бы вести дискуссию и в таком плане: через месяц на Землю упадет огромный астероид. Это интеллектуальные упражнения из одной серии. Президент после старта избирательной кампании не будет играть ключевой роли в принятии любого решения. Мы чудесно понимаем, что и подчиненная ему административная система не будет проявлять серьезной активности для действий, не предусмотренных Конституцией».

Тезис, исключающий антиконституционные действия, выглядит несколько сомнительно.

Тогда зачем глава АП Виктор Медведчук проявляет небывалую кадровую активность? Чтобы продемонстрировать обитателям Печерских холмов и всей стране свое могущество? Или успешная политреформа – предел мечтаний? Сомнительно для личности, масштаб которой все давно уразумели. Тем более что группа СДПУ(о) вряд ли последует предложению Гавриша завязать с использованием политики холодного оружия против оппонентов. Линию спецсвязи «Верховная Рада — администрация Президента» Медведчук вряд ли позволит занять «чужаку». Тем более тому, кто имеет свою точку зрения и обсуждает парламентские «темники» перед их выполнением. Степан Богданович попадает в парламентский треугольник, на одной из вершин которого находится «теневая» система координации СДПУ(о), на другой обосновался Владимир Литвин с растущим влиянием на депутатский корпус, и на третьей – оппозиция, намеренная забросать Конституционный суд идентичными законопроектами о политреформе, чтобы парламент загруз в конституционной софистике. Вписаться в такую недружелюбную фигуру, а тем более эффективно действовать, будет крайне непросто, но у Гавриша уже нет другого выхода: «Будем надеяться, что это не Бермудский треугольник, где загадочно исчезают романтичные путешественники. Я прагматичный человек и отдаю себе отчет в сложности публичной и непубличной политики, которая имеет место и в украинском парламенте».

Правда, есть шанс, что встряска только закалит нового координатора. У «Деминициатив», хронически обделяемых при распределении портфелей в исполнительной власти, появилась первая папка мини-спикера ВР. И это добавит им энергии для получения большего. Пилоты и моряки, побывавшие в переплете возле Бермудских островов, становились героями. Удачное пребывание в «гиблом» месте властной украинской геометрии предполагает повышение. А при очень удачных действиях – карьеру, независимо от характеристик будущего руководства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно