Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №9261 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о возобновлении рассмотрения дел по дисциплинарной ответственности судей и обеспечению работы Службы дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия». Документ за основу поддержали 267 народных депутатов, указан на сайте парламента.
Согласно пояснительной записке, документ предлагает, чтобы во время военного положения лицо на должность руководителя службы дисциплинарных инспекторов ВСП, его заместителя, дисциплинарного инспектора Высшего совета правосудия назначали на основании конкурса.
Кроме того, документ уточняет требования к дисциплинарному инспектору ВСП. В частности, документ предлагает, что этот пост может занимать гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и отвечающий одному из следующих требований:
- имеет стаж работы в должности судьи не менее семи лет;
- имеет стаж работы в должности прокурора не менее десяти лет;
- имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в частности по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет;
- имеет совокупный стаж (опыт) указанной в предыдущих пунктах работы (профессиональной деятельности) не менее десяти лет.
Законопроект предлагает уточнить, что дисциплинарного инспектора назначают по конкурсу, проводимому ВСП. Причем решение об утверждении кандидата в должность можно принять только после его проверки на добродетель и ответственность.
Помимо прочего документ также предлагает отнести дисциплинарных инспекторов к государственным служащим категории «Б».
Два года назад Верховная Рада приняла закон №5068 о порядке избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов ВСП. При этом службу дисциплинарных инспекторов так и не удалось сформировать.
Уже в момент принятия закона №5068 было понятно, что одна из важнейших функций Высшего совета правосудия не будет работать из-за того, что в Украине просто нет юристов, отвечающих требованиям, установленным законом. Ведь согласно действующему документу будущие инспекторы должны иметь стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 15 лет, из которых не менее восьми лет совокупного стажа работы на должностях судьи, прокурора, адвоката.
ZN.UA выяснило причины и последствия блокирования дисциплинарных комиссий ВСП и сразу же предупредило об этом читателей и власть.
Вдобавок, 22 февраля, за двое суток до начала полномасштабного вторжения 10 членов ВСП подали в отставку, что привело к остановке работы конституционного органа практически на год. Важно и то, что уже 30 месяцев не работает Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС).
Таким образом, ВККС не осуществляет полномочия квалификационного оценивания судей, а ВСП не осуществляет дисциплинарные процедуры в отношении судей, нарушающих закон или Кодекс судейской этики. На данный момент в секретариате ВСП накопилось почти 10 тысяч нерассмотренных жалоб на действия судей, что неконтролируемо увеличивает коррупционные риски в судебной системе и приводит к безнаказанности «плохих» судей. Члены ВСП (только два месяца назад возобновившие свою работу в полномочном составе после годового перерыва) и даже двое из них, год назад назначенных Верховной Радой, не совершают примерно 70% нагрузки, предусмотренной законом.
О результатах и будущем судебной реформы читайте в статье кандидата юридических наук, адвоката Сергея Козьякова «Итоги-2022. Поворот от государственного популизма к прагматике в отношении суда и судей».