Верховная Рада приняла закон №5608 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно порядка избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия". За документ во втором чтении проголосовали 259 депутатов.
Фракции голосовали так:
- "Слуга народа" - 224 "за"
- ОПЗЖ - 0 "за"
- "Европейская солидарность" - 0 "за"
- "Батькивщина" - 0 "за"
- "За майбутнє" - 1 "за"
- "Голос" - 16 "за"
- "Довіра" - 14 "за"
- внефракционные - 4 "за"
Отметим, что народные депутаты приняли поправку №733, за которую выступали общественные организации. В ОО отметили, что правка предусматривает особую процедуру голосования на съездах судей. Согласно этой процедуре, для сохранения недобросовестного члена на должности необходимо большинство голосов съезда. Таким образом, сохранить недобросовестного члена Высшего совета правосудия будет значительно сложнее.
Проект закона предусматривает создание Этического совета (ЭС) по профессиональной оценке и добродетели членов Высшего совета правосудия. Также предусмотрено создание Службы дисциплинарных инспекторов (СДИ).
Согласно закону, членами Этического совета могут быть "лица, имеющие безупречную деловую репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет, которые соответствуют критериям профессиональной этики и добродетели, имеют опыт работы не менее пятнадцати лет по осуществлению судопроизводства или адвокатской или прокурорской деятельности, или научной деятельности в области права". Не могут входить в Этический совет лица, не отвечающие указанным требованиям, а также требованиям, предусмотренным частью десятой статьи 6 настоящего Закона.
Предусмотрено, что Этический совет должен состоять из шести членов, а именно:
- три человека из числа судей или судей в отставке, определенных Советом судей Украины;
- один человек, предложенный Советом прокуроров Украины;
- один человек, предложенный Советом адвокатов Украины;
- один человек, предложенный Национальной академией правовых наук Украины в лице президиума.
Отметим, что согласно редакции законопроекта к первому чтению, три члена Этического совета должны быть международными экспертами, делегированными международными организациями, которые помогают Украине с судебной реформой и в борьбе с коррупцией. Вместо этого принятая редакция закона позволила Этическому совету привлекать международных экспертов и специалистов только для поддержания своей деятельности и работы членов ЕР.
Судьи или судьи в отставке могут претендовать на должность члена Этического совета, только если они успешно прошли квалификационное оценивание.
Этический совет считается полномочным в случае утверждения в его составе не менее четырех членов. Срок его полномочий составляет шесть лет без права быть назначенным повторно.
Отметим, что в законе есть норма, которая обязывает члена ЭС отказаться от сбора информации о кандидате и рассмотрения вопроса о претенденте на должность члена ВСП, если у него есть или были личные или деловые отношения с таким кандидатом. То же самое касается наличия другого конфликта интересов или обстоятельств, которые могут повлиять на объективность или беспристрастность члена Этического совета.
Заседания Этического совета должны быть открытыми. А время, место проведения заседания, повестка дня и решения будут публиковаться на официальном сайте судебной власти Украины.
Отбор кандидатов Этический совет будет проводить в два этапа. Сначала члены ЭС рассмотрят документы, представленные претендентами на должность члена ВРУ, результаты спецпроверки и соответствующие данные из открытых источников и сформируют список кандидатов, допущенных к собеседованию. Вторым этапом будет собеседование с отобранными кандидатами. Также на этом этапе Этический совет будет определять список претендентов на рекомендации органам, выбирающим (назначающим) членов Высшего совета правосудия. В таком списке должно быть как минимум вдвое больше кандидатов, чем количество вакантных должностей в ВСП.
Решение Этического совета считается принятым, если за него проголосовало не менее четырех его членов.
Решение об увольнении членов ВСП принимает орган, который их назначал, по представлению Высшего совета правосудия. Решение о внесении представления об увольнении должны принять большинство членов Высшего совета правосудия. Со дня внесения такого представления соответствующий член ВСП отстраняется от должности, а его полномочия приостанавливаются до принятия решения.
Также закон предусматривает, что в секретариате ВСП будет действовать служба дисциплинарных инспекторов. Это будет самостоятельное структурное подразделение, которое создадут для реализации полномочий Высшего совета правосудия в отношении осуществления дисциплинарного производства в отношении судей. Служба дисциплинарных инспекторов должна действовать по принципу функциональной независимости от Высшего совета правосудия.
СБИ будет формироваться из лиц, имеющих высшее юридическое образование, а также стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 15 лет, из которых не менее 8 лет совокупного стажа работы на должностях судьи, прокурора, адвоката.
Дисциплинарные инспекторы будут назначаться по результатам конкурса в порядке, установленном законодательством о госслужбе, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
Решение о назначении на должность дисциплинарного инспектора будут приниматься после прохождения победителем конкурса спецпроверки в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции", а также проверки на добродетель и соответствие установленным для судьи этическим стандартам.
Службу дисциплинарных инспекторов будет возглавлять заместитель руководителя секретариата ВРУ. Его будет назначать и увольнять с должности Высший совет правосудия в порядке, установленном законодательством о государственной службе, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
В полномочия руководителя службы дисциплинарных инспекторов входит:
- организация работы службы дисциплинарных инспекторов;
- координация деятельности дисциплинарных инспекторов;
- назначения замруководителя службы дисциплинарных инспекторов;
- согласование назначения на должности и увольнение с должностей дисциплинарных инспекторов, применение к ним мер поощрения, дисциплинарного воздействия, нарушение в установленном порядке вопроса о присвоении дисциплинарным инспекторам рангов государственных служащих;
- распределение полномочий с замруководителя службы дисциплинарных инспекторов;
- другие полномочия, определенные настоящим Законом и положением о дисциплинарной инспекции.
В то же время дисциплинарные инспекторы будут:
- проводить предварительную проверку дисциплинарной жалобы, переданной им по результатам автоматизированного распределения дел;
- анализировать материалы дисциплинарных дел;
- собирать в случае необходимости информацию, документы, другие материалы;
- готовить проекты постановлений и решений дисциплинарной палаты и Высшего совета правосудия в рамках дисциплинарного производства в отношении судьи;
- анализировать материалы по жалобам на решения по дисциплинарным делам в отношении судей и прокуроров, готовить проекты выводов и решений ВСП;
- анализировать и обобщать практику осуществления дисциплинарных производств и принятые решения о привлечении или отказе в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
Президент Владимир Зеленский внес законопроект №5068 в Верховную Раду в феврале, выполняя программу сотрудничества Украины с МВФ, одним из ключевых условий которого является судебная реформа. В первом чтении Верховная Рада приняла законопроект в мае.
США и Евросоюз высказались за усиление роли международных экспертов.
Венецианская комиссия указала на слабые места законопроекта Зеленского о перезапуске ВСП. Комиссия рекомендовала украинским депутатам усилить и сделать решающей роль международных экспертов в процессе отбора будущих членов ВСП и проверки на добропорядочность нынешнего его состава. В Венецианской комиссии настаивают на том, что решающее влияние на решение Этической комиссии должны иметь не украинские судьи, а эксперты, номинированные международными партнерами Украины.
О том, какие механизмы нужно заложить, чтобы кланы утратили влияние на решения съездов судей и адвокатов при выдвижении ими кандидатов в ВСП, а также изменится в работе дисциплинарных инспекторов, читайте в статье Галины Чижик "ВСП: реальная чистка или имитация?"