Верховная Рада приняла закон №2194 "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов по совершенствованию системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений". Документ во втором чтении поддержали 284 депутата.
Фракции голосовали так:
- "Слуга народа" - 237 "за";
- ОПЗЖ - 7 "за";
- "Европейская солидарность" - 2 "за";
- "Батькивщина" - 0 "за";
- "За майбутнє" - 8 "за";
- "Голос" - 7 "за";
- "Довіра" - 19 "за";
- внефракционные - 4 "за".
Закон предусматривает передачу земель государственной собственности за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность органов местного самоуправления. Исключением должны стать земли, необходимые государству для выполнения его функций. К таким относятся земли Минобороны, природоохранного фонда, государственных учреждений, предприятий и организаций.
Согласно документу, земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и иных нужд по решению органов, осуществляющих распоряжение земельными участками в соответствии с их полномочиями.
Также документ позволяет органам местного самоуправления изменять целевое назначение земельных участков частной собственности. Кроме того, местные власти смогут утверждать планы детальной планировки территории за пределами населенных пунктов. В законе говорится о том, что "проект землеустройства по отводу земельного участка (кроме земельных участков государственной или коммунальной собственности), целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу владельца земельного участка без предоставления разрешения Рады министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку".
Согласно закону, разделение и объединение земельного участка, находящегося в пользовании, возможно только с согласия землепользователя или залогодержателя. Согласие нужно будет утверждать нотариально. Кроме того, земельные участки можно объединять, если они имеют одинаковое целевое назначение. В случае разделения или объединения земли сформированные земельные участки сохраняют свое целевое назначение.
Закон предусматривает, что частную землю сельскохозяйственного назначения можно будет отстранить только по договорам купли-продажи, дарения, пожизненного содержания, наследственного договора, мины, путем внесения в уставный (складочный) капитал или путем обращения взыскания на них.
Также в законе указано, что "земельные участки сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство юридическими лицами, которые в соответствии с Земельным кодексом не могут приобретать их в собственность, подлежат отчуждению в течение одного года".
При этом граждане не смогут взять в аренду для огородничества участок более 0,6 га. Документ определяет, что площадь земельного участка с/х назначения государственной или коммунальной собственности, право аренды, эмфитевзис которой выставляется на земельные торги, не может превышать 20 гектаров.
Согласно пояснительной записке, закон предоставляет полномочия по осуществлению госконтроля за использованием и охраной земель:
- областным государственным администрациям (которые после завершения реформы децентрализации планируется трансформировать в префектуры);
- исполнительным органам сельских, поселковых, городских рад.
Однако, такие полномочия указанные органы смогут получить только в том случае, если соответствующая рада примет решение об их осуществлении.
Кроме того, закон предусматривает:
- предоставление сведений документации по землеустройству статуса публичных, открытых и общедоступных данных;
- интеграцию и унификацию землеустроительной, топографо-геодезической и картографической деятельности;
- введение страхования профессиональной ответственности исполнителей работ по землеустройству как альтернативы государственному контролю;
- уменьшение стоимости работ и продолжительности времени, затрачиваемого на выполнение процедур, связанных с проведением землеустройства;
- уменьшение рисков взяточничества и коррупции.
Закон предусматривает ограничения в использовании земель территорий и объектов природно-заповедного фонда. В частности, в документе говорится, что особый режим охраны, воспроизводства и использования таких земель "распространяется на все расположенные в пределах таких территорий и объектов земли и земельные участки независимо от формы собственности и целевого назначения".
Напомним, в декабре прошлого года парламент направил на доработку ко второму чтению проект закона №2194. Тогда за принятие документа в целом проголосовал 201 народный депутат, при необходимых 226. Доработку законопроекта поддержали 260 парламентариев. Повторно рассматривать законопроект №2194 Верховная Рада начала 16 марта. К документу зарегистрировали более 3,1 тысячи поправок.
Законопроект №2194, так же как и документ №2195 о продаже земли на электронных торгах, должны завершить в Украине земельную реформу.
В первом чтении соответствующий проект закона Верховная Рада приняла еще в ноябре 2019 года. Однако тогда никто не обратил внимания на опасности такого документа. Подробнее об этом читайте в статье Романа Головина "Как обманули нардепов и предали владельцев земли".
Напомним, 1 июля 2021 года должен начаться новый этап земельных отношений, предусматривающий предоставление 7 миллионам владельцев паев возможности ими распоряжаться. Однако можно ли это считать запуском полномасштабного рынка сельскохозяйственных земель и завершением земельной реформы? Нет. В тексте "Земельные ожидания - 2021" Андрей Мартын объясняет, почему.