В конце прошлой недели победитель нового скандального конкурса по продаже буровой установки (см. «Зеркало недели. Украина» №38) латвийская компания «Рижская судоверфь» (Rigas Kugu Buvetava) снова озаботилась своей репутацией. Она разместила заявление, в котором заявила, что «имеет все необходимые мощности, ресурсы и специалистов для выполнения заказа ГАО «Черноморнефтегаз» на производство самоподъемной плавучей буровой установки». Мягко говоря, это немножечко не так…
Вдобавок рижане с прискорбием отметили, что целью «начатой отдельными украинскими СМИ травли» является срыв подписания контракта с ГАО «Черноморнефтегаз».
Насчет травли они немного погорячились, хотя насчет срыва контракта (что первого, что второго) – не очень.
Украина – очень небогатая страна, и покупка двух буровых вышек по цене минимум трех вызывает уж очень много вопросов. К примеру, куда ушла разница… За несколько месяцев «Нафтогаз» так и не смог внятно объяснить, куда, или, точнее, кому она ушла.
И это на фоне попыток накачивания НАК бюджетными деньгами через уставный фонд и истошных воплей о нехватке средств и необходимости повышения цен на газ для миллионов потребителей…
Забавно, но финансирование ЕБРР проекта реконструкции газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» стоит практически столько же.
Собственно, это уже не первое заявление рижан. Месяц назад они вообще угрожали, что «в связи с тем, что в украинских СМИ появились публикации, ставящие под сомнение профессиональные качества и репутацию «Рижской судоверфи», правление предприятия оставляет за собой право обратиться в суд с иском о защите чести и деловой репутации предприятия с международным опытом».
В том, что нынешний победитель, в отличие от пары наспех сляпанных офшорок, – вполне реальное предприятие, никто и не сомневается. Она даже котируется на латвийской бирже.
Но есть махонькая такая загвоздка. Оный завод не имеет ни малейшего опыта по строительству буровых. Причем это отнюдь не домыслы украинских писак. Об этом вполне открыто говорит рижской прессе его владелец Василий Иванович Мельник.
В Риге ничего особого строиться не будет, так что представители НАКа «для уточнения производственных возможностей» туда могли свободно не ездить.
Даже если отвлечься от технических возможностей завода – буровая установка просто не пройдет до расположенной в реке Даугава верфи. Недавно «Нафтогаз» жаловался, что для таких установок мелковат куда более глубокий пролив Босфор.
Строить ее будут совсем в иных местах – как отмечает руководство прибалтийского предприятия, будут привлекаться восемь стран, и это будет работа с шестью крупными верфями на разных континентах.
Они также собираются открыть три зарубежных представительства – по словам Мельника – «от Африки до Ближнего Востока».
Так что рижане тоже больше озабочены, как установка будет продвигаться по мелководью в испанский порт Кадис. Похоже, финишная отделка там и будет происходить.
А собственно Риге достанется совсем небольшой кусочек работы. По оценкам предприятии, будет создано аж 100 новых рабочих мест (сейчас там около 1200 человек, в основном занимаются ремонтом небольших судов и строят корпуса яхт).
Две трети доходов давал мелкий судоремонт, и в период кризиса корабелы жаловались, что «если прежде бюджет ремонта судна составлял порядка 300 тысяч евро, то сейчас - 200 тысяч», а в прошлом году заказ на два плавучих ресторана считали очень крупным.
Цена пресловутой вышки (порядка 298 млн. евро) более чем вдвое превышает объемы продаж предприятия за последние 3 года (см. таблицу).
Финансовые показатели АО"Рижская судоверфь" (Rigas Kugu Buvetava)
млн. евро | чистый доход | Прибыль |
2008 | 56,86 | 0,79 |
2009 | 30,38 | -0,27 |
2010 | 44,42 | 0,16 |
Итого | 131,66 | 0,68 |
Источник: отчеты предприятия
Так что более чем сомнительно, что лишня сотня рабочих мест обеспечит «не позднее 31 декабря 2012» новую вышку в Риге. Куда боле вероятен апгрейд (и совсем не в Риге) чего-то уже давно существующего…
Хотя прибалтийские судоремонтники действительно получат серьезные инвестиции и прилично модернизируются. За наши, отметим, деньги.
А если точнее – за счет тех бюджетных денег, которые НАКу, Христа ради, подбросит украинское правительство.
Кстати, в контракте указано, что еще до 1 июля будущего года (т.е. за полгода до передачи НАК буровой) нужно будет заплатить 360 млн. долларов предоплаты, а только это уже тянет почти на 3 млрд. гривен.
Формально плательщиком является «Черноморнефтегаз», но он подобных денег и в глаза не видел. У него не то что прибыль, а годовой оборот в два с лишним раза ниже (1,2 млрд. гривен в 2010 году).
И вот «Черноморнефтегаз» из-за безденежья, с треском заваливший «в нулевых годах» программу форсирования добычи газа на шельфе исправно финансирует сначала «левые» офшорки, и теперь вот латышей.
Заодно смачный плевок от Киева получили наши корабелы. Вместо развития заводов в Николаеве, Керчи, Феодосии или, в том же Херсоне – вполне имеющих опыт по крупнотоннажному строительству, в т.ч. и частей буровых платформ, мы финансируем «дядю».
Любой из наших заводов может все, что может Рига. Но на них денег как-то не нашлось. И что-то не помнится в условиях тендера хотя бы намек о локализации части производства в Украине. Или такие «отсекалки» работают только при полудармовой раздаче энергетики в нужные руки?
Недавно одна из газет написала о судостроении: «Если бы предприятиям (тем, что еще держатся на плаву) удалось получить еще несколько подобных по масштабам контрактов, мы бы вышли из кризиса очень быстро… Резать бюджет и повышать налоги уже дальше некуда - это просто смерти подобно! Поэтому остается единственный выход - зарабатывать деньги в казну!»… Золотые слова. Газета правда не причерноморская, а прибалтийская – рижская «Вести Сегодня». Но наши корабелы под этим подписались бы.
По иронии судьбы, работающие на них люди как раз и проголосовали за приход «команды профессионалов». Но профессионализм они представляли по другому. Не как лихой вывод денег за границу.
Впрочем, скоро у нас выборы. Денег до них украинские судостроительные заводы не получат (приоритеты у нас иные – Евро-2012. Или еще одну буровую прикупят). Так что у людей будет повод для горячей благодарности властям.
Автор искренне не советует руководству НАК посещать окрестности украинских кораблестроительных заводов… Просто во избежание нежелательных эксцессов.
Это заодно и горячий привет собственникам украинских предприятий судостроения, которых просто не пустили к кормушке.
Впрочем, украинцев к реализации контракта все же допустят. На рижском заводе работают несколько десятков гастарбайтеров из Николаева и Херсона. Возможно, скоро понадобятся новые. В Украине все равно для них работы нет.
Премьер Азаров недавно сокрушался, что народ надо возвращать с рынков на предприятия. Вот их немного и привлекут… на латвийские.
Помнится, в свою бытность главой Налоговой инспекции Микола Янович в сердцах говорил журналистам, что еще может как-то понять, «когда уводят часть прибыли, но когда «тырят» с оборота, за это надо бить».
Но это так давно было, что позиция могла и измениться…
Участники конкурса по второй вышке и ценовые предложения (без НДС)
1.Rigas Kugu (АО «Рижская судоверфь») | $399,8 млн. | Оборот в 2010 году - 44,4 млн. евро, |
2.Highway Investment Processing LLP (Уэльс) | $400,344 млн. | Адрес компании совпадает с магазином сантехники (Интернет домен создан в Украине). |
3. Diafall Ltd (Великобритания) | $405 млн. | Компания в 2010 имела нулевой баланс |