Еврохаос-2

7 декабря, 2007, 15:58 Распечатать Выпуск №47, 7 декабря-14 декабря

Посол Польши в Украине Яцек Ключковский как-то пошутил, что успешному проведению континентального футбольного первенства на территории двух стран может помешать разве что война...

Посол Польши в Украине Яцек Ключковский как-то пошутил, что успешному проведению континентального футбольного первенства на территории двух стран может помешать разве что война. Очагов милитаристской угрозы в центре Европы, к счастью, не наблюдается. Но, к несчастью, не наблюдается и повышенной боевой готовности в футбольных генштабах двух государств. Во всяком случае, внимая нашим стратегам, с трудом веришь в бескровную победоносную кампанию.

«Благоприятный результат может быть достигнут только в том случае, когда организаторы понимают конечную цель и механизмы ее реализации», — с недавним утверждением Анатолия Кинаха грех спорить. Кабы не одна деталь. Фразу сию тогда еще полновесный министр экономики обронил, комментируя утверждение правительством Государственной целевой программы подготовки к Евро. Однако в этом документе четкие механизмы реализации конечной цели отсутствовали как таковые.

Правда, Анатолий Кириллович оговорился: все точки над «i» в плане достойной встречи европраздника расставят только тогда, когда будут приняты еще:

— концепции-программы городов и регионов, принимающих Евро;

— программы центральных органов исполнительной власти;

— профильные государственные целевые программы.

О последних, в свою очередь, можно говорить отдельно и подробно. Мы упомянем лишь три важнейших. Речь идет о:

— программе развития автомобильных дорог общего пользования на 2007—2011 годы;

— программе развития национальной сети международных транспортных коридоров в Украине на 2006—2010 годы;

— программе развития городского электротранспорта на 2007—2010 годы.

Оцените масштабность возникших задач. А еще вспомните о том, что именно транспортные проблемы футбольные евробюрократы считают ахиллесовой пятой будущей хозяйки Евро-2012. До тех пор, пока соответствующие, толково составленные и скрупулезно просчитанные державные бумаги не увидят свет, разговоры о срыве подготовки к Евро не утратят своей актуальности.

Государство еще только собирается объединить усилия многочисленных участников процесса. Причем халатность, недисциплинированность, легкомыслие либо саботаж любого из них сразу ставят под угрозу успех общего дела. Ибо программе действий надлежит быть не только целевой, но и цельной.

Между тем до сих пор остаются сомнения, что все ответственные (либо назначенные таковыми) лица осознают важность поставленной задачи, ощущают специфику возникших проблем и обладают навыками командной работы.

Проиллюстрируем наши сомне­ния конкретной историей, услышан­ной от одного ответственного субъекта. Инспектировалась промежуточная степень готовности Ми­нис­терства здравоохранения к грядущим евроиспытаниям. В ходе пло­дотворного общения чиновников Минздрава с контролерами первые существенно обогатили свои около­футбольные познания. Вторые столь же ощутимо приумножили свои печали. В частности, представи­телей лекарского ведомства застал врасплох вопрос о том, каким образом они намереваются охватить своими заботами фан-зоны. Выясни­лось: мало кто знает, что это такое. А о том, что они через пять лет появятся в наших городах, и вовсе никому невдомек. Высокопоставленные эскулапы охотно делились планами возведения новых лечебных заведений, но оказались не готовыми к разговорам о:

— сети временных медицинских пунктов вблизи мест компакт­ного пребывания футбольных туристов;

— установлении режима круглосуточного дежурства врачей в каждой гостинице, под крышей которой найдут кров фаны;

— специальной подготовке мед­пер­сонала, который планируют задействовать в рамках Евро.

Не смогли государственные целители пояснить и того, каким количеством и какого рода средствами связи будут оснащены экст­ренные бригады медицинской помощи. Точнее будет сказать, что они не поняли вопроса. А потому предложили вопрошающим поискать ответ в другом ведомстве, непосредственно за связь отвечающем. Как позже выяснилось, там тоже толком не знают о требованиях, выдвигаемых УЕФА к техническому оснащению медработников. Соответственно, вопросом «перевооружения» бригад скорой помощи в Министерстве транспорта и связи никто не озадачен.

Еще один аспект. В карманах туристов, которые (Бог даст) заполнят улицы украинских городов, будут лежать не только вожделенные евроденьги, но и медицинские евростраховки. И куда они с этими самыми полисами (не дай Бог что) пойдут?

Вопрос вовсе не праздный. Подкре­пим нашу тревогу еще одной историей. Посещал как-то стольный град Киев (в бытность свою главой Международного олимпийского комитета) Хуан Антонио Самаранч. Руководителя МОК в турне сопровождала супруга. С дамой приключилось легкое недомогание, но с ока­занием требуемой медицинской помощи возникала закавыка. Здешние целители оказались не готовы воспринимать страховку госпожи Сама­ранч в качестве адекватного эквива­лента дензнаков. А сама госпожа Са­маранч оказалась не готовой платить за уже оплаченное. Вопрос утрясли. Но осадок остался.

Будет ли наша медицинская система хотя бы к 2012 году оказывать необходимые услуги на основании полисов? И какого качества будут эти услуги? Еще один неприятный вопрос.

Та же сеньора Самаранч, как рассказывали, категорически отказалась ложиться на обтянутый клеенкой топчан и терпеливо ждала, пока специально посланный гонец не доставил экстренно купленную новую простыню.

И техническое оснащение карет «скорой», и счастливое избавление наших клиник и больниц от вопиющей убогости, и введение страховой медицины, основанной на европравилах и опирающейся на евростандарты, — все сие суть предметы общей заботы. Заботы государства вообще и каждой институции в частности. Одни должны наметить цель, другие — разработать, третьи — узаконить, четвертые — внедрить в жизнь, пятые — проконтролировать.

Спешим успокоить тех, кто увидел в нашем рассказе лишь попытку представить отдельную державную службу в невыгодном свете. Насколько можно судить, к ведомствам, отвечающим за транспорт, туризм и спорт, вопросов не меньше, если не больше.

Просто описанная нами история, если она правдива (а мы склонны думать именно так), дает повод поразмышлять. Об уровне понимания бюрократами всей сложности происходящего. И об уровне взаимодействия отдельных институтов власти.

Вспомним об упомянутых нами фан-зонах. Если употребить бюрократическую лексику, то речь идет о базовом уровне будущего первенства. Именно фан-зоны должны стать главным центром притяжения туристов. Количество билетов ограничено (1.600.000, если верить официальным источникам), а желающих попасть на стадионы окажется куда больше (по словам специалистов — минимум раза в полтора). Счет алчущих окунуться в атмосферу фут-фиесты наверняка пойдет на миллионы. Фан-зоны как раз и нужны для того, чтобы реализовать триединую задачу:

— удовлетворить страсть многочисленных искателей праздника;

— дать заработать стране (как утверждают знатоки, наши коммерсанты искренно верят, что каждый интурист будет тратить в сутки по 400 евро);

— обеспечить безопасность происходящего.

Что для этого требуется? Сосредоточить эту прорву народа в строго определенных, заранее подготовленных, отлично оборудованных местах. Фан-зона должна выглядеть как городок, в котором каждый будет чувствовать себя хозяином. Она призвана стать не только банальным местом просмотра футбольного матча, транслируемого по огромному экрану. Всякому должны быть обеспечены место для парковки, еда, питье, досуг, комфорт, безопасность и радушие. Врач, милиционер или гид должны появиться именно тогда, когда они необходимы. Не раньше и не позже.

Фан-зоны должны стать центром притяжения для каждого из шести украинских городов, собирающихся принять Евро. Не стоит расслабляться и запасным. По слухам, на внеочередном конгрессе УЕФА, который состоится в январе в Хорватии, количество участников финального турнира чемпионата может быть увеличено с 16 до 24. В этом случае, скорее всего, и Харьков с Одессой получат по своему куску футбольного пирога.

А теперь прикиньте, какому количеству разных структур, центральных и местных, предстоит согласовать свои действия, дабы все вышло как надо. Фан-зона должна быть научно рассчитанным проектом. Но ведутся ли эти расчеты уже сегодня? Взят ли нужный темп?

Официальные лица Кабинета министров заявляли: для утверждения окончательного плана подготовки к Евро требуется пройти несколько этапов. Помимо утверждения множества перечисленных нами программ понадобится:

— согласовать их между собой;

— утрясти каждый из планов с министерствами экономики и финансов;

— предельно четко расписать каждый проект, за который отвечает то или иное министерство или ведомство;

— определить список исполнителей и обеспечить необходимый инструктаж;

— составить четкий перечень контролеров и наделить их необходимыми полномочиями.

Формирование единого генерального плана станет венцом усилий. Как долго придется ждать финиша? Месяц назад, когда целевая программа подготовки к Евро получила добро от правительства, вице-премьер Дмитрий Табачник пообещал: генплан станет явью до конца года. Чертовски хочется разделить подобный оптимизм, однако поверить в то, что за два месяца органы власти осилят титаническую задачу, не просто. Хотя бы потому, что за предыдущие полгода они сподобились лишь на создание программы, в которой вместо четких задач и прозрачных расчетов фигурировали лишь общие описания и приблизительные суммы.

Природа очевидной неповоротливости организаторов лежит в отсутствии системного менеджмента. Необходимость стопроцентного исполнения всех задач, поставленных европейским футбольным руководством перед Киевом и Варшавой, требует четкого взаимодействия на нескольких уровнях.

Во-первых, два государства должны максимально координировать свои шаги и синхронизировать выполнение работ. Во-вторых, следует четко отладить контакты с УЕФА. Кроме того, в каждой из стран-организаторов должно существовать полное понимание на уровнях:

— государство — бизнес;

— центральная власть — местная власть;

— заказчики — исполнители.

Все необходимые препятствия предписывалось незамедлительно устранить, все требуемые нормативные акты — оперативно принять. По большому счету, данную работу требовалось окончить до завершения текущего года, дабы начиная с 2008-го сосредоточиться на решении практических вопросов.

Между тем по обе стороны Западного Буга и Сана к необходимой зачистке пространства, кажется, только приступают. Анализировать проблемы и достижения наших соседей мы не станем, предоставив их беды и успехи заботам польских коллег. Отметим лишь, что, к вящей печали спортивных болельщиков и футбольных функционеров, на две страны практически одновременно (и совершенно некстати) обрушились серьезные политические потрясения, отодвинувшие футбольные проблемы на второй план. Частое обращение «ЗН» к теме Евро вызвано как раз тревогой о том, как бы политические олимпийцы окончательно не принесли чемпионат нашей надежды в жертву коалициадам, спикериадам и премьериадам.

На сегодняшний день продвижением проекта «Евро-2012» занимаются три структуры — созданный президентом Координационный совет, сформированный правительством Организационный комитет и Федерация футбола Украины. Взаимодействие между ними до сих пор оставляет желать много лучшего. Роль координатора действий, по сути, исполняет созданная при ФФУ Исполнительная дирекция. Президент федерации Григорий Суркис и руководитель дирекции Иван Федоренко (использующие личные связи в руководстве страны и компенсирующие отсутствие необходимых полномочий кипучим энтузиазмом) выступают в роли толкачей. Высокопоставленные футбольные чиновники, в рамках существующих возможностей, относительно быстро укомплектовали свою команду добротными специалистами, хотя некоторые направления действий, вполне очевидно, требуют усиления. Членами этой команды накоплена солидная база необходимых данных, подготовлена серия методических рекомендаций, разработан механизм мониторинга сделанного.

Однако сделано, увы, не так много. Придать же процессу ускорение футбольные перестройщики не в силах. Хотя бы по объективным причинам — на это у них нет полномочий. Наблюдатели не склонны преувеличивать сделанного федерацией и дирекцией, но при этом они же отмечают: без личных усилий Суркиса и Федоренко КПД украинских властей в этом вопросе был бы значительно ниже.

Но вернемся к нашей схеме. Клуб структур, вовлеченных в процесс подготовки к Евро, не так давно пополнился еще одним членом. Правительственным решением 31 октября было создано Государственное агентство по вопросам подготовки и проведения финального турнира европейского футбольного первенства. Согласно постановлению Кабинета министров, изначально в агентстве будут трудиться 70 сотрудников. К 2012-му численность «агентов» возрастет до 95 человек.

Важная деталь — агентству придан статус центрального органа государственной власти, координатором которого будет Кабмин, а непосредственным куратором — заместитель председателя правительства. Документально не закреплено, о каком именно из замов руководителя КМ идет речь. В околофутбольных кругах надеются, что ответственным за Евро станет так называемый футбольный вице-премьер. Учреждения подобной должности давно и настойчиво добивается Григорий Суркис. По слухам, он добился принципиального одобрения этой идеи главой государства. Хотя всякий знает: одобрение Виктора Андреевича само по себе еще ничего не значит.

Не исключены и другие варианты. Футбольный вопрос, как и прежде, может курировать гуманитарный зам. Возможен и еще один сценарий: учитывая архиважность направления, за него станет отвечать первый вице-премьер.

В чем будут заключаться функции агентства и зачем оно понадобилось? На него планируется возложить две важнейшие функции в процессе подготовки к Евро — своевременное выделение полновесных бюджетных средств, а также суровый контроль за соблюдением необходимых сроков и соответствующих требований.

Кстати, о суровом контроле. На днях было объявлено о том, что в самое ближайшее время отечественными юристами будет разработана методика применения административного и других видов наказания за нарушение законодательства о Евро-2012. Как пояснял, в частности, Суркис, сия мера направлена на «повышение уровня исполнительской дисциплины и деловой культуры». При проработке вопроса использовался опыт предшественников. По словам правоведов, особую пользу может принести изучение польского закона «О подготовке финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года» и российского «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи».

Кстати, на этом процесс «спортизации» нашего законодательства, судя по всему, не закончится. Некоторые энтузиасты, например, Иван Федоренко, рассчитывают, что подготовка к еврофоруму подтолкнет отечественных законодателей к созданию Спортивного кодекса. Появление подобного документа позволит реже менять профильное законодательство и может поспособствовать упорядочиванию соответствующих процессов. Политики в большом долгу перед спортсменами, разве нет?

Однако вернемся к агентству. По мнению многих, создание еще одной структуры, втянутой в процесс, его заметно утяжелит. Статус госоргана в данном случае может стать не плюсом, а минусом будущего агентства. Тарифная сетка окладов не позволит привлечь квалифицированных специалистов. Не исключено, что некоторые министерства откомандируют в агентство тех, кого не жалко. Тогда на плоды усилий такого коллектива будет жалко смотреть. То, что команда будет укомплектована не сразу, а станет пополняться новобранцами в течение нескольких лет, скорее всего, скажется на ее эффективности. И с обещанным «суровым контролем» за выделением и расходованием бюджетных денежек, скорее всего, едва ли сложится. Опираясь на отечественный опыт можно смело прогнозировать: дабы с бюджетными вопросами все сложилось, как надо, руководить агентством должен премьер, или, как минимум, глава Минфина.

Кроме того, специфика сегодняшней политической ситуации не позволяет говорить о долгосрочной стабильности в сфере исполнительной власти. Изменения политической конъюнктуры могут серьезно сказаться на темпах и качестве подготовки к Евро.

Околоспортивные авторитеты осторожно намекают, что локомотивом процесса должен стать кто-то другой.

Кто? Одни считают, что лучшая кандидатура — Виктор Ющенко. В последнее время он уделяет футбольной теме гораздо больше внимания. Что, впрочем, имеет достаточно простое практическое объяснение. Виктор Андреевич вот уж которую неделю агрессивно пиарится на всем, что способно принести осязаемые дивиденды. Темы пространных монологов гаранта самые разнообразные, но неизменно животрепещущие — состояние ЖКХ, положение дел на дорогах, борьба с контрабандой, безопасность шахт, коррумпированность судей, негуманное отношение к инвалидам. Ющенко сражается за личный рейтинг, несколько подупавший вследствие фактического противодействия быстрому созданию оранжевой коалиции. Ющенко очевидно пытается перехватить инициативу у будущего премьера в любом вопросе, имеющем общественное звучание. Он живет по законам будущей президентской кампании, которая для него стартовала еще весной.

Надо думать, Суркиса (не жалующегося на дефицит союзников, но при этом страдающего от отсутствия единомышленников) увлечение гаранта футбольным PR только радует. Ходили разговоры, что Григорий Михайлович не очень верит в решительность Виктора Андреевича, но очень на нее надеется. Если провал подготовки к Евро станет очевидным, президента могут убедить пойти на крайние меры — т.е. взять в свои руки бразды правления процессом, отстранив всех прочих участников либо переподчинив их себе напрямую. Одним словом, ввести прямое футбольное правление. Одни именно в этом видят спасение подготовки к Евро. Другие считают подобное развитие событий худшим сценарием — бессистемность стала визитной карточкой Виктора Андреевича, за что бы он не брался.

Другая группа встревоженных фанов возлагает свои надежды на болельщиков-миллиардеров. Пока что олигархи действуют в одиночку, разгребая, пускай и масштабные, но все же локальные проблемы. Подчас непредвиденные. Ахметов неожиданно столкнулся с бизнес-неурядицами в ходе строительства своего чудо-стадиона. Не все так просто и с сооружением новой днепропетровской арены, возводимой на средства Коломойского. Насколько известно, хозяин «Привата» участвует и в схватке за местный аэропорт. Который тоже должен стать «чудом», если верить и.о. губернатора Бондарю. Новая «взлетка», принимающая «Боинги» и «Аэрбасы», два отеля, пять ресторанов, три тысячи новых рабочих мест — все это в будущем. А в настоящем — склока между тремя фактическими собственниками…

Оптимисты серьезно рассчитывают, что перед угрозой потери Евро богатейшие люди страны обречены будут создать закрытый клуб, который превратится в центр управления «европолетами». Финансовые, организационные и лоббистские усилия олигархов могут стать единственной альтернативой бессилию государственной машины.

Как ни печально осознавать, но до конца этого года ничего утешительного на еврофронте, скорее всего, не произойдет. Ни освободительной войны, ни почетного мира. В 2008-м все начнется с чистого листа. И дай Бог, чтобы все закончилось чистой простынкой, навсегда вытеснившей из нашей жизни ветхое клеенчатое начало.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно