Кому мешает черноморская паромная линия Батуми—Ильичевск—Варна? Неужели участь сотен теплоходов Черноморского пароходства, навсегда «уведенных» из украинских портов, не минует и суда-паромы «Герои Шипки» да «Герои Плевны»? Вот уже несколько месяцев, пока сотрудники УБОПа продолжают «трясти» судоходную компанию «Укрферри», сотни одесских моряков, потерявших рабочие места в ГСК ЧМП, задаются этими вопросами.
Единственный оставшийся пока на плаву осколок пароходства продолжает ежегодно пополнять казну более чем трехмиллионными отчислениями. Однако конца-края ревизии «Укрферри» не видно. «Как нагрянул 5 марта вооруженный отряд облУБОПа, — говорит коммерческий директор СК «Укрферри» Владимир Черниевский, — так до сих пор длится беспредел. На наши недоуменные вопросы, чем вызваны блокирование офиса дюжиной автоматчиков и выемка в течение двух дней бухгалтерской и договорной документации компании, ответ был лаконичен: «Действуем согласно санкции первого замгенпрокурора Николая Гарника». Однако копию постановления никто не предъявил ни руководству компании, ни Жовтневому райсуду Одессы, который в начале июня рассмотрел жалобу «Укрферри» и принял решение незамедлительно возвратить компании изъятую документацию». Впрочем, в интервью одному их московских СМИ по поводу скандального инцидента в офисе СК «Укрферри» было разъяснено: «Проверяется методика оценки имущества, расчета арендной платы и использование инвестиций Евросоюза для развития паромной переправы в рамках программы ТРАСЕКА».
В ином свете выглядит «показательная акция» правоохранительных органов в отношении СК «Укрферри» в обнародованном заявлении Ассоциации судовладельцев Украины: обвинения УБОПа абсурдны. К «Укрферри» никогда не было претензий со стороны Фонда госимущества по оплате арендных платежей. Применяемые методики оценки имущества и расчета арендной платы разработаны специалистами Кабмина. А усиленные «поиски компромата» связаны с элементарным желанием «влиятельных заказчиков стать будущими владельцами паромов». Вот и понадобился исполняемый с особым рвением сценарий: «сорвать нормальный рабочий ритм арендной компании, поставить под сомнение авторитет «Укрферри» ради того, чтобы запустить подготовку к приватизации паромного комплекса по нужному руслу». Ожидаемый итог — досрочное расторжение «заключенного до 2007 года договора аренды между ФГИУ и СК «Укрфэрри», вследствие чего трудовой коллектив отодвигается от участия в приватизации паромного комплекса…»
Трудно не заметить, что, принимая 19 февраля с.г. решение о приватизации уникального паромного комплекса, руководство Фонда госимущества Украины начисто «позабыло» о действующем с 1997 года договоре аренды с коллективом моряков СК «Укрферри». Не произошло никаких «форс-мажорных обстоятельств» и не дано никаких разъяснений: просто опубликовано решение о приватизации. Так на продажу была пущена компания, участвующая в нескольких межправительственных соглашениях. Заметим: определенная законом Украины (уникальный случай в отечественной практике!) как «назначенное предприятие в реализации соглашений по совместной эксплуатации паромных переправ с Грузией и Болгарией».
Не праздный вопрос: кто же стоит за срочно возникшим «интересом» Генпрокуратуры и УБОПа к судоходной компании «Укрферри»? Неужели пожелало приватизироваться непосредственное руководство транспортной отрасли? «Ни в коем случае, — отвечает директор Укрморечфлота Минтранса Украины Василий Зубков. — «Укрферри» мы считаем стабильно и профессионально работающей компанией. Ни к ее коллективу, ни к руководству — никаких претензий. Что же касается событий, которые сейчас разворачиваются вокруг нее, то связаны они, по всей видимости, со стремлением удалить коллектив от участия в объявленной приватизации». А вот мнение президента СК «Укрферри» Александра Курлянда: «У меня есть сведения о том, что определенные круги пытаются воспользоваться возникшей ситуацией, забывая, что это может вызвать скандал, не уступающий «делу о приватизации «Донбассэнерго». Согласно одному из проектов, предлагаемых для реализации, разработан любопытный сценарий: «1) В судебном порядке признать недействительным договор об аренде; 2) ФГИУ должен передать суда на баланс крупного морского торгового порта (название упускаю. — М.А.), которому надлежит возместить стоимость переданных судов ГСК ЧМП; 3) порт должен осуществить оценку имущества паромного комплекса и судов-паромов, несмотря на имеющуюся оценку компании «Артур Андерсен»; 4) порт может заключить договор о совместной деятельности с предприятием, имеющим опыт операторства судами-паромами и заинтересованным в инвестировании средств…»
Руководитель компании откладывает в сторону проект и переводит дух: «Можем ли мы, члены трудового коллектива, по существу уберегшие паромы от судьбы других судов ГСК ЧМП, спокойно знакомиться с подобными проектами? Имеется ведь опытная компания-оператор паромов — «Укрферри», к качеству менеджмента которой нет никаких претензий». Однако вот что предлагается в заключительных пунктах проекта: «Подобным предприятием-оператором может быть не только ООО «Укрферри», но и другая, в том числе иностранная компания. А взносом порта в совместную деятельность будет паромный комплекс и суда-паромы, оцененные экспертами. Взносом контрагента по договору о совместной деятельности могут быть оборотные средства. Получателем технической помощи ЕС будет порт…»
«Не напоминает ли этот проект уже исполненную схему развала ГСК ЧМП?» — спрашивает президент СК «Укрферри». Чего лукавить — еще как напоминает! А как еще расценить тот факт, что руководство УМВД Украины в области попросту игнорирует требования законодательства, согласно которому необходимо возвратить СК «Укрферри» изъятую документацию? Более того, не находя в течение трех месяцев компромата, в последние дни не останавливается перед тем, чтобы проводить задержания и брать «в разработку» деловых партнеров судоходной компании. К примеру, утром 12 июня внезапно исчез по дороге на работу директор представительства одной из болгарских компаний, занимавшийся поставками стройматериалов для ремонта своего офиса. А в конце дня оказалось — он задержан сотрудниками УБОПа по подозрению в наличии незадекларированных заграничных счетов. И только на следующий день к задержанному В.Розенбойму допускают адвокатов. Те сразу выясняют: никаких оснований для задержания у сотрудников УБОПа не имелось. Последние настойчиво намекали во время «задушевных бесед» на необходимость дачи показаний против руководителей СК «Укрферри». Потом задержанного переадресовали налоговой милиции. И вот уже следователь Одесского горуправления налоговой Ирина Губская в 2 часа ночи (!) 13 июня составляет протокол задержания.
Трудно обойти вниманием и тот факт, что буквально 16 июня, за несколько часов до освобождения В.Розенбойма из-под стражи, первый замминистра внутренних дел Михаил Корниенко расценил на пресс-конференции в Одессе действия своих подчиненных как вполне «правомерные»! А публичный упрек в адрес милиции министра транспорта Украины, высказавшего мнение, что «изъятие УБОПом документации «Укрферри» свидетельствует о смешении политики и чьх-то корыстных интересов», М.Корниенко парировал, явно игнорируя факты: «В «Укрферри» есть реальные нарушения, которые связаны с тем, что за баснословно низкие цены были проданы суда (?!). При этом к самой компании претензий вроде не наличествует, однако есть к ее руководителям, один из которых (очевидно, имелся в виду В.Розенбойм) уже задержан и «в отношении него ведутся процессуальные действия». А вопрос одного из журналистов, почему все-таки, вопреки закону, компании «Укрферри» не возвращают документы, был встречен удивлением: «Решения суда не знаю…» Такой вот парадокс: публичным представлением сотрудника болгарской компании в качестве одного из руководителей украинской СК «Укрферри» в УБОПе не тяготятся. А то, следует ли выполнять требование закона, вызывает сомнение.
К сожалению, многие власть предержащие привыкли жить не «по законам», а «по понятиям»? И прямо на глазах общественности не гнушаются нагло и цинично организовывать между собой раздел стратегических объектов государственной собственности, в том числе и такого многомиллионного имущественного комплекса, как СК «Укрферри», к которому доселе не имели никакого касательства. А что мешает «поделить», то просто растаптывается, в том числе с применением УБОПа. Вот самые последние тому подтверждения. Изъятие более чем на десятидневный срок, вопреки законодательству, финансово-договорной документации СК «Укрферри», согласно сообщению пресс-службы Ассоциации судовладельцев Украины, уже привело к срыву независимого аудита компании и отказа от реализации ранее согласованного транспортного проекта в объеме $20 миллионов (!) между «Укрферри» и американской холдинговой компанией «Allegiance Financial Group». Следующей жертвой произвола УБОПа оказался долгосрочный договор между СК «Укрферри» и иранской компанией «Hadem Internatіonal Shipping Company», предусматривавший создание нового транзитного маршрута: из Ирана в страны Евросоюза и обратно — через территорию Украины.
Неужели ради «теневой» схемы приватизации так и не будут остановлены покушения на уверенное функционирование черноморского «транспортного моста» между державами и народами?