Почти три года назад, а именно 1 июля 2002-го, влиятельные владельцы газоперегрузочного терминала в Ильичевском морском порту, нагло поправ интересы свыше 50 тысяч акционеров рыбопромышленной компании «Антарктика», завладели подъездной железнодорожной веткой АОЗТ «Ильичевский морской рыбный порт». Трудно понять, на что при этом рассчитывали. Может быть, просто исключали надлежащий отпор со стороны соседей-портовиков, будучи уверенными, что сумеют его подавить. Однако, похоже, недооценили мужество генерального директора АРК «Антарктика» Валерия Кравченко, решившего, что называется, насмерть отстаивать интересы возглавляемого акционерного общества. Вследствие чего взаимоотношения между руководством предприятий-соседей, вступивших в судебную тяжбу, накалились к концу 2002 года до предела. Впрочем, опытные юристы уверенно предсказывали грядущую развязку криминальной авантюры: построенную свыше 30 лет назад Минрыбхозом СССР железнодорожную ветку непременно придется возвращать бывшему структурному подразделению — Ильичевскому моррыбпорту. Так и произошло 18 мая 2004 года. Судебная палата по хозяйственным делам Верховного суда Украины, рассмотрев аргументы сторон, расставила все точки над «і» в затянувшемся споре АРК «Антарктика» и ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» — постановлением ВСУ было восстановлено право собственности акционеров «Антарктики» на незаконно присвоенный газовиками 6678-метровый участок железнодорожного пути. Слишком поздно, правда, восторжествовала справедливость — спустя полтора года после заказного расстрела несговорчивого Кравченко…
Своеобразным эхом этого спора прозвучало на старте 2005-го сообщение руководства Генпрокуратуры Украины о завершении досудебного расследования обстоятельств убийства Кравченко. Материалы следствия в отношении четырех киллеров практически одновременно с рядом других резонансных дел наконец попали в суд. Сообщая о серии «раскрытых» преступлений, «ЗН» обратило внимание на тот прискорбный факт, что на скамье подсудимых вряд ли удастся увидеть всех причастных к заказному убийству экс-руководителя «Антарктики». В частности, посредников да заказчиков, оплативших расстрел несговорчивого Кравченко и все еще находящихся, по словам руководства МВД Украины, «в розыске». Статья «Генпрокуратура умыла руки», опубликованная в «ЗН» за 22 января 2005 г., как выяснилось два месяца спустя, вызвала негативные эмоции и негодование у руководства упомянутого газоперегрузочного терминала. Гендиректор ООО Сергей Луговцев пожелал сатисфакции в связи с нарушением «своих прав и охраняемых законом интересов». А все дело в том, указал он в факсограмме, что возглавляемый им «ООО «Ильичевский газоперегрузочный терминал» является правопреемником ООО «Айгаз Украина», упоминаемого в статье. И, как вытекает из дальнейшего контекста, руководство ООО обижено рядом содержащихся в публикации «высказываний, которые явно не отвечают действительности».
Неужели все так плохо обстоит на самом деле? Впрочем, если предприниматель Луговцев настаивает, отчего же не вернуться в недалекое прошлое и не восстановить некоторые — некуда деться — действительно малопривлекательные нюансы взаимоотношений между владельцами недавно возведенного газоперегрузочного терминала и соседа-моррыбпорта, закончившиеся, как полагает руководство МВД Украины, заказным убийством. Начнем с факта неоспоримого: когда в 1998 году в моррыбпорту появились инициаторы строительства газоперегрузочного терминала, отношение руководителей Ильичевского МРП и объединения-холдинга «Антарктика» Сергея Липовского и Валерия Кравченко к деловым партнерам во главе с Сергеем Левинчуком совсем не предвещало последующего накала страстей. Более того, руководство «Антарктики» с пониманием отнеслось к нуждам бизнес-структуры, начавшей свою бурную деятельность с уставного капитала в 10 тыс. грн. Содействовали, в частности, при реализации комплекса экспериментальных мероприятий, связанных с перевалкой сжиженного пропан-бутана. Однако шок и настороженность вызвал расстрел наемным киллером средь бела дня Евгения Гарбуза — одного из соучредителей этой газоперевалочной структуры, успевшего к моменту расстрела разработать проект развития терминала. С тех пор, как рассказывают очевидцы, действия руководства ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» все чаще стали напоминать поведение кукушки в чужом гнезде. Вопреки договорным обязательствам с деловыми партнерами, газоперевалочная компания принялась активно расширять инфраструктуру на территории, арендуемой у рыбного порта. Портовикам вдруг предложили уступить не только один из причалов, но и нескольких земельных участков. Усиливалось давление на «Антарктику» со стороны должностных лиц города, региона и даже высокопоставленных киевских чиновников. Руководство холдинга решило уступить — и в Ильичевске зарегистрировалась новая компания «Айгаз Украина», затем появилась родственная турецкая компания… Предельно обострились отношения в начале 2002-го, когда руководство газового комплекса было уличено в действиях, направленных на овладение имуществом и земельным участком моррыбпорта. Сначала это вызвало недоумение со стороны правления АРК «Антарктика», затем последовала серия «экономических конфликтов» между компаниями «Антарктика» и «Айгаз Украина», которые в декабре 2002-го, по заявлению начальника ГУБОП МВД Украины Юрия Черкасова, и «привели к убийству Кравченко». Это «основной конфликт (с фирмой «Айгаз Украина»), который мог привести к совершению убийства», подчеркнул Ю.Черкасов на пресс-конференции по итогам полугодичного расследования резонансного дела.
Как вытекает из материалов многотомных судебных дел, в середине 2002 года ильичевские газовики неожиданно поставили гендиректора «Антарктики» перед свершившимся фактом: ранее принадлежавшая моррыбпорту
6678-метровая железнодорожная ветка, связывающая его с отечественными и зарубежными грузополучателями и отправителями, отныне является собственностью… газоперегрузочного терминала. «Но ведь мы свой участок пути не продавали!» — изумился Кравченко. И тут же был окончательно сражен разъяснением Левинчука: железнодорожная ветка, без которой немыслимо бесперебойное функционирование моррыбпорта, оказывается, приобретена накануне, 10 мая 2002г., соседями-газовиками на аукционе, проведенном Одесской железной дорогой и Фондом госимущества! Юристы «Антарктики», разумеется, тут же квалифицировали этот факт как незаконное посягательство организаторов аукциона на имущество холдинга «Антарктика» и его предприятия — Ильичевского моррыбпорта. Полгода спустя после расстрела Кравченко к тому же выводу пришла и прокуратура Одесской области, расценившая действия организаторов аукциона как уголовно наказуемые деяния, содержащие признаки преступления, подпадающего под санкцию ст.334 УК Украины. Возбудив по факту злоупотребления чиновниками служебным положением уголовное дело, облпрокуратура также обнародовала 12 мая 2003 г. через агентство «Интерфакс-Украина» официальное сообщение по поводу продажи железнодорожного участка: «В процессе подготовки к проведению приватизации данный участок железной дороги был переведен из разряда «главный путь» в разряд «подъездной путь», хотя и это не давало права на его приватизацию. Кроме того, следствие считает, что стартовая цена на продажу участка дороги является необъективной: экспертиза стоимости участка проводилась при непосредственном участии руководства «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», а оплату экспертизы осуществила родственная этой фирме структура — ООО «Айгаз Украина». В числе нарушений при приватизации отмечен также тот факт, что о продаже железнодорожного пути не были проинформированы руководители АРК «Антарктика» и АОЗТ «Ильичевский морской рыбный порт». Эти предприятия были заинтересованы в результатах аукциона, так как имеют собственные подъездные пути к этому участку и значительные железнодорожные перевозки. В то же время эти фирмы, не имея информации о готовящейся приватизации, не принимали участия в аукционе. Таким образом, единственным конкурентом «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» стала фирма, которая на тот момент не вела никакой хозяйственной деятельности».
Остается добавить, что в помещенном железнодорожниками в «Голосе Украины» объявлении о продаже 6678-метрового участка пути не содержалось даже упоминания об Ильичевском моррыбпорте. Вопреки тому, что в инвентарной карте наименование железнодорожной ветки числится как «верхнее строение главного пути напр. Ил-Паромная-Рыбпорт». И эта ветка ведет в рыбный порт. Иначе была указана в объявлении и длина колеи — 8574 м. С учетом этих и других нюансов не лишним будет процитировать постановляющую часть определения коллегии судей Апелляционного хозяйственного суда Одесской области, оглашенного 4 сентября 2003 г.: «Признать право собственности за акционерной рыбопромышленной компанией «Антарктика» на участок железнодорожной колеи длиной 6678 м в пределах Ильичевского морского рыбного порта до предпаромного парка (Ильичевск-Паромная)». Этим судебным документом и руководствовался автор упомянутой публикации в «ЗН» от 22 января с.г., подводя итоги двухгодичного расследования дела «об убийстве Кравченко». Уточним также: данное определение суда оставлено в силе постановлением Судебной коллегии по хозяйственным делам ВСУ от 18 мая 2004г., правда, с редакционным уточнением в его констатирующей части — о признании за АРК «Антарктика» права собственности «на участок железной дороги длиной 6678 м в пределах от Ильичевского морского рыбного порта до предпаромного парка…» Что, разумеется, отнюдь не меняет смысла окончательного судебного вердикта: за учредителями и владельцами ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» не признано никаких имущественных прав на спорную железнодорожную ветку. А значит, любые упоминания об этом имущественном объекте касаются исключительно его владельцев — акционеров АРК «Антарктика» и никак не могут затрагивать законных имущественных интересов этой газоперегрузочной структуры.
Когда знакомишься с документами о безнаказанности некоторых ильичевских бизнесменов-нуворишей, причастных к попыткам незаконного захвата дорогих участков земли и даже присвоения железнодорожных веток, больше не вызывают удивления пожелания, к примеру, того же г-на Луговцева добиться устранения мельчайших неточностей публикаций. Нет, никто не пытается опровергать обнародованных фактов вызывающей наглости и цинизма «прихватизаторов», которым до сих удается затягивать на многие месяцы и годы судебные процессы, связанные по существу с ограблением предприятий-соседей. Причем иногда даже опытному юристу приходится часами разбираться, какая из коммерческих структур позарилась и «увела» тот или иной хозяйственный объект, когда они умышленно или в силу иных обстоятельств собраны в конгломерат СП, дочерних и родственных предприятий.
Кого из менеджеров газоперевалочных бизнес-структур, например, следовало в первую очередь привлечь к ответственности за «необъективную», по мнению следователей облпрокуратуры (проще говоря — заниженную), стартовую цену на продажу участка железной дороги моррыбпорта в несколько километров? Бывшего руководителя ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» Валентину Колоду, принимая во внимание тот факт, что экспертиза стоимости участка проводилась при непосредственной участи руководства? Или все-таки г-на Луговцева, некогда возглавлявшего ООО «Айгаз Украина», бухгалтерия которого оплатила проведенную «необъективную» экспертизу стоимости участка? А может, следовало предъявить обвинение руководству СП «Айгаз Украина», весьма вероятно, тоже заинтересованному в «приватизации» чужого участка пути? Ведь создали его упомянутая «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», внесшая 50 процентов активов, и турецкая компания «Айгаз», имеющая в СП такую же долю. А кто может гарантировать полную непричастность «Юнион Ойл Лимитед», создавшей в июле 2003-го дочернее ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн»? Или, например, безучастность в «криминальном» проекте руководства «Айгаз-Аноним-Ширкити»? Учитывая тот неопровержимый факт, что один из наиболее влиятельных соучредителей и совладельцев этого сонма «газовых» фирм более двух лет назад объявлен в розыск руководством ГУБОП МВД Украины, можно только строить догадки: кто и зачем создавал в Ильичевском морпорту этот клубок коммерческих бизнес-структур, содержащих в тайне имена подлинных владельцев? И когда г-н Луговцев, гендиректор одной из последних зарегистрированных фирм — ООО «Ильичевский перегрузочный терминал», — созданных, по словам юриста фирмы Сергея Чауры, на базе активов «ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» и ООО «Айгаз Украина», настаивает на уточнении, что в действительности ООО ««Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» не является родственной либо переименованной бизнес-структурой по отношению к ООО «Айгаз Украина», то это, конечно, его правомерное желание. И в этом ему нельзя отказать. Но, откровенно говоря, на фоне фиксируемых сотрудниками правоохранительных структур деяний сие обращение гендиректора ООО вызывает особые чувства…
Точно так же, как и замечание г-на Луговцева по поводу не возбужденного сотрудниками ГУБОП МВД Украины уголовного дела «по задокументированной преступной деятельности должностных лиц фирмы «Айгаз Украина», которые проводили незаконные операции со сжиженным газом. Топливо поступало как транзитный груз, однако на самом деле реализовывалось в Украине через сеть фирм-посредников. Вследствие действий обвиняемых должностных лиц фирмы путем незаконного возмещения НДС государству нанесен убыток в размере 25 млн. грн. Для расследования этого преступления сотрудники украинской милиции выезжали в Турцию, Россию и Швейцарию». Таковы подробности вскрытых в марте-апреле 2003 г. многомиллионных незаконных оборудок ильичевских газовиков, обнародованные на пресс-конференции в МВД Украины 5 мая 2003 г. начальником ГУБОП Ю.Черкасовым. И распространенные каналами информагентства «Интерфакс-Украина». Странно, что ни в том же 2003-м, когда Главное управление по борьбе с оргпреступностью объявило «о раскрытии международной преступной группы, действовавшей на территории Ильичевского морского порта и связанной с фирмой «Айгаз Украина», ни в последующие годы не возникало у г-на Луговцева желания обратиться лично к генерал-лейтенанту Черкасову либо в судебные органы по поводу опровержения этих и других вскрытых силовиками деяний. Интересно, отчего же оно вдруг возникло сейчас — с почти двухгодичным опозданием? Не потому ли, что весьма непросто стало нынче с оперативниками МВД да СБУ договариваться? А при неудачном стечении обстоятельств и за давние «проделки» по вновь открывшимся обстоятельствам придется ответить?