ВОСКРЕСНЫМ ДЕКАБРЬСКИМ ВЕЧЕРОМ ИЗБАВЛЯЛИСЬ ОТ «ОДЕССИТА-2002»...

27 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 27 декабря-10 января 2003г.
Отправить
Отправить

24 декабря тысячи одесситов провожали Валерия Кравченко, накануне признанного «Одесситом-2002» за в...

Валерий Кравченко

24 декабря тысячи одесситов провожали Валерия Кравченко, накануне признанного «Одесситом-2002» за возрождение традиций морского флота Украины, на вечное соседство с Борисом Деревянко, председателем Арбитражного суда Одесской области Борисом Вихровым, председателем правления ВАТ «Одессачай» Виктором Белоусом, талантливым инженером-менеджером Евгением Гарбузом, судьей Хозяйственного суда Игорем Ткачуком... Страшная тенденция: деградирующее общество избавляется от лучших из лучших, молча провожая их на Аллею расстрелянных Второго христианского кладбища. Так уже горожане нарекли место захоронения подлинной элиты Одессы, не устраивающей уже одним примером своей жизни преступную кланово-олигархическую мафию.

...Потрясает последний эпизод из жизни 47-летнего Кравченко — человека сильного, всегда помнящего о своей миссии. Уже будучи расстрелянным (пули прошили голову и живот), он успел попрощаться с женой Татьяной, еле успел — ускользало сознание — также проститься с младшим сыном Алексеем. Гендиректор был человеком железной воли и недюжинного здоровья. В тот трагический вечер, 22 декабря, это обстоятельство лишь усугубило его страдания. «Скорая» по экстренному вызову, как обычно, не торопилась: и силы его оставляли медленно, почти четверть часа уходил из жизни, расплатившись тремя смертельными ранениями за отказ «сдать» по частям интересы компании наглым представителям мафии. Вслед за расстрелом гендиректора одесской «Антарктики», а именно в часы его похорон, всего за несколько кварталов от места траурной церемонии последовала «ликвидация» — средь бела дня — другого нежелательного гражданина, взорвали его автомобиль! И никак не хочется молчать по поводу того, что к концу декабря стало абсолютно очевидно, что закончились очередным провалом милицейские поиски похитителей Андрея Татарчука — одесского лидера оппозиционной партии «Реформы и порядок»... Уже стало нормой, что даже неделю спустя после совершения самого дерзкого и резонансного злодеяния руководители многосотенных структур сыщиков не способны обнародовать более-менее обоснованные мотивы и версии его совершения! Нынешние «широкомасштабные» поиски заказчика и исполнителя расстрела гендиректора «Антарктики», похоже, ничем существенно не отличаются от прежних буффонадных мероприятий. Не от того ли молчат будто заколдованные телефоны руководства УМВД Украины в области? Не откликаются сотрудники ЦОС? И становится даже неудобно упоминать о брифинге или пресс-конференции? Хотя возглавили оперативно-поисковые мероприятия зам.генпрокурора Виктор Шохин и зам.госсекретаря МВД Украины Григорий Епур.

...Киллер поджидал руководителя «Антарктики» в конечной точке обратного пути от матери Анны Авксентьевны, которую Кравченко проведал в воскресенье вместе с женой Татьяной. Прятался в тени старых деревьев на Уютной, 8 — прямо напротив дома. У тех криминалистов, с которыми пришлось беседовать, нет ни малейшего сомнения: накануне убийца просчитал варианты подходов и отходов после выполнения заказа... Кравченко подъехал к своему гаражу в 19.40. В свете фар — ни души кругом. И лишь когда открыл гаражную дверь, заметил краем глаза: рядом с левым крылом машины мелькнула тень! А в следующее мгновение материализовался из темноты убийца — среднего роста, в пятнистой защитной униформе, на лице маска, в руке пистолет Макарова с глушителем. Случайно такие в гараж не забегают. Однако выхода не было: вот-вот ударят выстрелы, рассыплется лобовое стекло — и его да Татьянино тела и сиденья будут изрешечены пулями. Кравченко все сразу понял. «Ты сидишь — я выхожу!» — услышала жена не то совет, не то приказ. Рванул от себя дверцу и только успел захлопнуть да выпрямиться — ударили в лицо и живот свинцовые заряды. Три глухих хлопка. Татьяна Александровна на мгновенье охнула и окаменела. Очнулась, когда киллер уже бежал из гаража, так и не обнаружив ее...

Какие отрабатываются версии совершения злодеяния? Прокурор области Михаил Косюта в беседе с автором этих строк от конкретики уклонился: «Тщательно анализируем коммерческую деятельность Кравченко, допуская возможность осложнения отношений внутри разветвленных бизнес-структур АРК «Антарктика». Проверяем широкие международные связи рыбопромышленной компании. Могу сказать, что определенные персоналии уже привлекли к себе пристальный интерес. Особенности их взаимотношений с Кравченко, особенно конфликтных, сейчас основательно проверяем. Вместе с тем, хочу уточнить: речь пока не идет о выходе на подозреваемых или о задержании кого-либо из заинтересовавших нас персонажей. Пока продолжаются накопление и анализ документов и материалов».

Более откровенным оказался народный депутат Украины от Одессы доктор юридических наук Сергей Кивалов: «Полагаю, искать корни заказа «на убийство» Кравченко следует прежде всего в его взаимоотношениях с теми, кто участвовал в судебных тяжбах за право владения кораблями — точнее, пассажирскими судами. Насколько мне известно, рассматриваемые Хозяйственным судом Одесской области иски сторон серьезно обострили отношения... Затем последовала загадочная смерть в гараже судьи Игоря Ткачука, который тоже был причастен к рассмотрению споров о праве владения одним из теплоходов. По факту гибели судьи Ткачука также возбуждено уголовное дело...»

Наиболее основательно — с документами в руках — анализирует возможные версии заказа «на ликвидацию» Валерия Кравченко народный депутат Украины Юрий Кармазин. Поводом к этому, уточнил он, является то, что Кравченко был одним из активистов Партии защитников Отчизны, возглавляемой Кармазиным. И руководство партии собирается обратиться к главе государства о посмертном присвоении В.Кравченко за заслуги в развитии рыбохозяйственного комплекса звания Героя Украины (посмертно). «Я также направил Президенту Л.Кучме письмо, — сказал Ю.Кармазин, — и подкрепил необходимыми материалами, которые проливают свет на некоторые опасные тенденции, наблюдавшиеся во взаимотношениях гендиректора «Антарктики» Кравченко с определенным кругом лиц, занимающих важные посты в государстве или ведущих средний и крупный бизнес». Коснулся государственный советник юстиции 3 класса Ю.Кармазин и конкретных версий, обосновывая каждую документальными свидетельствами. Итак.

Версия первая. Дети некоторых украинских экс-министров вдруг решили беспрепятственно поучаствовать в приватизации остатков флота ГСК ЧМП. Ради этого недавно даже были устроены «смотрины» теплохода «Тарас Шевченко» в Ильичевском морском порту. Это притом, что круизный лайнер три года назад был приобретен британской компанией «Клин Файненс ЛТД» с аукционных торгов, устроенных Ильичевским городским судом. А затем, когда эта компания стала владельцем судна, АРК «Антарктика» выкупила уже у нее теплоход и оставила, в отличие от ранее уведенных за пределы Украины, под украинским государственным флагом — для работы на Черноморско-Кавказской круизной линии. Купчая была оформлена в строгом соответствии с действующим законодательством, что неоднократно подтверждено в судебных заседаниях. Как в судах общей юрисдикции, так и решением Арбитражного суда Одесской области. Причем уже точно установлено: на одном из этих судебных заседаний председательствовал умерщвленный четыре месяца назад, кстати, тоже в своем гараже, арбитр Игорь Ткачук. И вот после того как 11-палубный «Тарас Шевченко» уже был отремонтирован «Антарктикой» и подготовлен к выходу в первый рейс, оказалось, что Минтранс запрещает украинскому экипажу поднять на отечественном лайнере украинский флаг. «Но так могут поступать разве что антигосударственники, а не ответственные чиновники транспортного ведомства!» — публично выразил свое возмущение по поводу действий Минтранса, возглавляемого В.Пустовойтенко, прибывший 9 марта на приемку судна от ильичевских ремотников экс-президент Украины Л.Кравчук. Однако это не возымело никакого действия на чиновников Минтранса, сын одного из которых уже стал совладельцем другого пассажирского лайнера. А теперь, вполне возможно, не против завладеть и теплоходом «Тарас Шевченко». Во всяком случае, тяжбу за судно возобновлено с новой силой. И на особо грустные размышления наталкивает тот факт, что сразу же после достижения Валерием Кравченко договоренности с руководством Московского центра православных паломников о фрахте судна для выполнения морских рейсов к святыням христианства получен и выполнен заказ «на ликвидацию» Кравченко. Между прочим, рейс с паломниками на борту намечался буквально после рождественских праздников.

Версия вторая. Разве не могли заказать «устранение» Кравченко и новые владельцы компаний-осколков разграбленных рыбопромышленных объединений «Керчьрыбпром» или севастопольской «Атлантики»? Ведя честный бизнес, АРК «Антарктика» поневоле становится их сильнейшим конкурентом на рыбном рынке страны. Насколько известно, и такие угрозы были.

Версия третья. Трудно исключить из отработки также попытку недопустить «набравшего вес» Кравченко к рулю Госкомрыбхоза в составе нового правительства. Валерий Кравченко, вне сомнения, составлял серьезнейшую конкуренцию нынешним руководителям ведомства, а также некоторым претендентам из Крыма, где еще имеет влияние на ситуацию бандформирование «башмаков». А кто из тех же крымчан мог реально состязаться с Кравченко по работоспособности (свой рабочий день он иногда продлевал до 18 часов) или по быстроте анализа ситуации, принятию оптимального управленческого решения? Если бы Валерий Михайлович возглавил в январе рыбную отрасль, он непременно потеснил бы на отечественном рынке хозяйничающие зарубежные компании, а также ограничил возможности тех, кто в Украине лоббировал их интересы.

Были бы предприняты шаги к пресечению контрабанды рыбной продукции, снижению ее стоимости, а доля рыбного сегмента, прозводимого и сбываемого украинскими компаниями, значительно бы возросла. То есть перед зарубежными компаниями вполне могли возникнуть трудности сбыта продукции, которые теперь устранены. Могли также пойти на «крайнюю меру» рыбные компании, ранее выведенные из-под юрисдикции государства и по грубым нарушениям деятельности которых Счетная палата не так давно направляла в Генпрокуратуру серьезные материалы.

Версия четвертая. У руководства «Антарктики» существовали серьезные разногласия с ЗАО «Одессатурист» на почве создания закрытого СП «Антарктика-Турист» по совместной эксплуатации имеющихся гостиничных и оздоровительных комплексов. Имелись также конфликтные эпизоды с участием Кравченко на почве земельных правоотношений между «Антарктикой» и группой бывших работников Одесского завода им.Кирова. Но маловероятно, что для разрешения споров кто-то пошел на крайние меры.

Версия пятая. Зная предельно напряженные взаимоотношения одного из подразделений «Антарктики», а именно Ильичевского рыбного порта, с местной компанией, специализирующейся по перевалке сжиженного пропан-бутана по схеме «железнодорожная цистерна — борт судно-газовоза», трудно исключить наличие интереса к устранению несговорчивого делового партнера в лице В.Кравченко. Особенно с учетом некоторых особенностей поддержки компании «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» со стороны областных и городских властей при создании и развитии мощностей и транспортной инфраструктуры. Интересно, что зарегистрировано упомянутое ООО 2 сентября 1997 г. не в Ильичевске, в маленьком райцентре Раздельная, откуда к управлению облгосадминистрацией в свое время пришел Сергей Гриневецкий, а затем руководящее звено многих областных админ- и бизнес-структур было укреплено потомственными раздельнянцами. Словом, ранее ничем неприметный райцентр превращается в своебразный кадровый «клондайк» региона. Представляет определенный интерес то обстоятельство, что уставный фонд «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» составлял всего 10 тыс. грн. Учредителями были Сергей Левинчук и Елена Фильченко, которые, как ни странно, проживают по одному и тому же адресу — только в г. Одессе. Маленькая такая компания решила быстро создать филиал в Днепропетровске во главе с гендиректором С.Левинчуком и директором Александром Алексенко. А разрабатывал проекты развития компании талантливый менеджер Евгений Гарбуз. И тут сделаем паузу — ибо вскоре Е.Гарбуз, удачно реализовавший разработанные проекты, пополнит одесскую Аллею расстрелянных. Выстрелы из киллерского «ТТ» средь бела дня оборвут ему жизнь на пороге офиса компании, но интерес и служебное рвение местных пинкертонов по поискам наемного убийцы и его заказчика почему-то очень быстро угаснут. Если кого-то удивляет, а зачем, собственно, столько подробностей, ответ будет такой: Е.Гарбуз был не просто «инженерным мозгом» компании «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн», гендиректор Гарбуз также введен был в состав ее соучредителей. И выведен из состава владельцев пулей киллера, когда компания решила многие проектные задачи. Что еще интересно: лоббировали идею создания этого замечательного ООО, привлекая внимание руководства «Антарктики» к создаваемому экспериментальному терминалу на территории рыбного порта и советуя пойти на уступки учредителям, отцы-руководители, скажем так, территориальных образований и их представители в г.Киеве. В случаях несговорчивости Кравченко в рыбном порту устраивались чуть ли не «постояльцами» требовательные ревизоры по всем направлениям производственной деятельности рыбпорта. С другой стороны, до ильичевских рыбников доходили слухи, что представителям различных ведомственных комиссий по проверкам соседние ООО не отказывали в понимании финансовых трудностей и щедрой спонсорской помощи...

И наконец — совсем недавно газоперевалочная компания, вопреки договорным обязательствам, начала активно расширять инфраструктуру на территории, арендуемой у рыбного порта. То есть, по манере своих действий, говорят портовики, руководство «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн» напоминает поведение кукушки в чужом гнезде. Гендиректор «Антарктики» указывает ООО на истекший срок действия договора, которым предусматривалась только экспериментальная перевалка грузов. Руководство ООО удивляется, и в дальнейшем его интересы по расширению инфраструктуры начинает отстаивать богатая компания «Юнион-Ойл ЛТД», зарегистрированная в Лондоне гг.Робинсоном, Тоем и Максом и вдруг выявившая на территории порта свои интересы. Рыбпорту предлагается уступить не только один из причалов, но и нескольких земельных участков. На «Антарктику» оказывается серьезное давление с помощью должностных лиц города, региона и даже высокопоставленных киевских чиновников. В итоге «Антарктика» вынуждена уступить — и в Ильичевске регистрируется новая компания «Ай-Газ-Украина», затем появляется турецкая компания «Ай-Газ-Аноним-Ширкити»...

Весной текущего года к наступлению на рыбный порт подключается руководство Одесской железной дороги. В тайном режиме принимается решение об отчуждении части железной ветки, которая проходит по территории Ильичевского рыбпорта в пользу компании «Ай-Газ-Украина». «Антарктика» опротестовывает незаконные попытки ущемить ее интересы в судебном порядке. И суд признает — договор об аренде части территории утратил силу. Однако «Ай-Газ-Украина» оспаривает вердикт, и слушание дела нынче продолжается в Высшем хозяйственном суде. Неуступчивый Кравченко явно мешает как небедным и решительным газовикам, так и влиятельным опекунам.

К сказанному остается добавить, что уже установлено: покоящийся с конца июля с.г. на Аллее расстрелянных судья И.Ткачук также имел отношение к рассмотрению одного из споров ильичевских газовиков с «Антарктикой». Это уже, разумеется, вопрос следствия. Ю.Кармазин категорически исключает какие-либо версии, касающиеся осложнений в личных бизнес-связях В.Кравченко. Перед приходом в АРК «Антарктика» он приобрел огромный управленческий опыт, возглавляя мощную компанию «ООДиЗ», которая работала свыше десяти лет назад на территории Одесщины, Молдовы, но главным образом в Российской Федерации.

«Кравченко был Львом по гороскопу. Он был мужчиной, который помнил о своем предназначении — быть опорой и уметь защищать. В буквальном понимании — живота и головы не щадя. Подтвердил это и в последние мгновения жизни». Это слова Татьяны Чубиной, пресс-секретаря акционерной рыбопромышленной компании «Антарктика», у нее охрипший голос и припухшие от слез глаза. В тот последний понедельник года, 23 декабря, у нее, оказывается, планировалось много работы — подготовить материалы для пресс-конференции шефа, распечатать, созвать на вторник журналистов. Не понадобилось — звонили и приходили сами. Обеденный перерыв также сорвали — «косяки звонков из офисов деловых партнеров из Киева, Львова, Лондона, Москвы, даже Петропавловска. А после обеда уточняли насчет достоверности сообщений информагентств и радиостанций представительства самой «Антарктики» — из ласпальмасского представительства (Канарские острова), марокканской столицы Раббата... К тому, чтобы с этой африканской морской державой наладить именно нормальные и именно плодотворные, а не иные отношения, оказывается, тоже приложил руку Кравченко. Он действовал от имени украинского бизнеса, как редко кто — надежно и эффективно! Все просто, гендиректору «Антарктики», многим тысячам акционеров АРК, это чрезвычайно выгодно — у берегов Марокко работает рыбодобывающий флот! Оттого всеми силами помогал в создании и открытии марокканского посольства в Киеве. Кстати, дипломаты этой страны во вторник, 24 декабря, в числе первых прибыли из Киева в Одессу. Как было сказано переводчиком, «только попрощаться и проводить в последний путь уважаемого человека и надежного делового партнера» — никакой другой цели в Одессе. А как насчет встречи с руководством региона? Почему бы и нет? Однако их нет на похоронах?! Увы, при том, что из-за огромного наплыва людей не все желающие успели за полтора отведенных часа пройти вокруг усыпанного венками да цветами тела убиенного в зале Дворца моряков, областного руководства здесь так и не видели. Многотрудными делами, надо понимать, занято было — сколько ведь местных предприятий «лежат», скольких вот-вот банкротами объявят. А об «Антарктике» чего думать — рабочие вовремя получают зарплату, 54 тысячи акционеров — дивиденды, недавно АРК выкупила из-под ареста в Неапольском порту и поставила в док местной судоремонтной верфи круизный лайнер «Одесса». Плюс к тому пополнила рыбопромышленный флот у берегов Марокко тремя океанскими судами, водрузив на них украинские флаги...

Он проиграл мартовские выборы в парламент. И, возможно, тогда уже — вскоре после подведения правильных итогов голосования — фамилия «Кравченко» попала в один из проектов заказов «на ликвидацию». Не факт, но возможно. Потому что власть, которой мы достойны, поставила дело развития отечественного бизнеса в прямую зависимость от постоянной лояльности и неиссякаемой любви к ней бизнес-субъектов. А гендиректор одесской «Антарктики», на свою беду, таким не получился. Наоборот — был импульсивным и непредсказуемым. «Дело — и ничего кроме дела!» — ему и самому нелегко было жить с таким кредо. Не то важно — удачной или неудачной была эта формула. Не он же ее придумал: характер такой или модель поведения — итог преодоления чуть не ежедневных трудностей. Особенно с тех пор, когда возглавил в 1993 году рыбопромышленную компанию с известным и славным именем «Антарктика», которую хотел прославить новыми удачными проектами и делами. Долг АРК «Антарктика» тогда составлял боле 15 млн. грн. Стояли рыбоперерабатывающие заводы, практически не работал Ильичевский морской рыбный порт — причалы были заставлены старыми, умирающими судами. Казалось, слишком уж прочно села «Антарктика» на мель, чтобы спастись от повторения судьбы соседа — ГСК ЧМП. Но В.Кравченко в это верил, сумел реализовать вместе с советом директоров разработанную антикризисную программу. И в конце концов получилось так, что именно «Антарктика» оказалась единственным украинским морехозяйственным комплексом, который полностью сохранен. Не уберегся, отстаивая его, лишь сам Кравченко.

Приход В.Кравченко в «Антарктику» в 1993 г. вовсе не был безальтернативным вариантом. Располагая заработанными в ООДИЗ средствами, вполне можно было построить жизнь иначе — «по евростандарту»: изменив, по совету деловых партнеров, место прописки «Одесса» на какой-либо благополучный и ухоженный город Испании. Там же или в престижном Лондоне оформить на учебу двух сыновей — Гену и Алешу. Впрочем, сходные советы давали ему и позже, когда узнавали об участившихся сложностях, в том числе чуть ли не еженедельных «крутых наездах» да круглосуточной прослушки (включая салон машины). Почему бы из комфортной испанской штаб-квартиры фирмы — благо деловой офис «Антарктики» на Карибских стровах существовал даже в советские времена — не осуществлять безопасное «дистанционное» управление делами разбросанных по Одессе «антарктических» производственных структур? В ответ слышалось прежнее — ни за что! Кравченко был из тех чудаков, которые, вопреки собственными глазами наблюдаемому беспределу, продолжали верить в будущее Украины. Ну кто бы еще из деловых людей при здравом уме и прекрасной осведомленности стал поднимать госфлаг Украины на приобретенном пассажирском теплоходе, зная, что влиятельнейшие люди в правительстве, имеющие виды на лайнер, категорически против?

Он противился идее выезда, потому что всегда верил (до последнего дня!), что сдюжит, что не удастся сломить людей, населяющих страну, которую он любил. Он сделал ошибку. И заплатил за нее жизнью. Доставив, ко всему прочему, хлопоты местным шоуменам, которые готовились к чествованию в его лице «Одессита-2002»...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК