РАЗВЕДЧИКИ СВОИХ НЕ ПРЕДАЮТ. В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СБУ — СДАЛИ?

Поделиться
Продаются ангары! Рядом с военным объектом стратегической важности. На территории воинской части возводится коммерческая бензозаправка...

Продаются ангары! Рядом с военным объектом стратегической важности. На территории воинской части возводится коммерческая бензозаправка. Уходит на сторону военная техника. Ведомственное жилье предоставляют за счет военнослужащих людям, не имеющим отношения к воинской службе. Февральской ночью, в 10-градусный мороз, взрывается мощная котельная, вследствие чего дома, где обитают свыше тысячи жителей военного городка «Овидиополь-2», а также школа, детсад, другие объекты остаются без отопления. Однако расследование обстоятельств превращения недешевого объекта в руины никем не проводится, к ответственности никто не привлекается. Более того, и месяц спустя прокурор Овидиопольского района Александр Бурдейный делает вид, что только-только узнал об этом и других безобразиях и вообще о крайне неблагополучной ситуации в поднадзорной воинской части. Хотя сообщение о взрыве, благодаря информации Одесского облуправления МЧС, поступившей в «Вечернюю Одессу», еще в середине февраля стало достоянием общественности региона. И потому, казалось бы, ну никак не могло остаться незамеченным. Ведь речь шла об обеспечении жизнедеятельности военного объекта особой важности, подчиненного непосредственно центральному аппарату Службы безопасности Украины...

Таковы лишь некоторые штрихи к жестким реалиям, в которых живут в последние месяцы офицеры в/ч Е-6282 и члены семей вследствие эпидемии «прихватизации» и стяжательства, перешагнувшей, наконец, заборы воинских частей и примыкающих к ним городков. Сообщали об этом офицеры-ветераны, жены и вдовы военнослужащих генпрокурору Украины, руководству СБУ, в непосредственном оперативном управлении которого находится воинская часть в «Овидиополе-2». Однако добиться большего, нежели смещения с должности командира части В.Калищука, не смогли. Комментируя официальные ответы на обращение 44 подписантов, прибывшие в одесский корпункт «ЗН» члены инициативной группы по защите прав семей военнослужащих А.Гордиевский и А.Поляков не скрывали настроений сослуживцев. «Раньше такое даже трудно было представить, — с горечью констатировал Александр Гордиевский. — Ведь мы были убеждены: разведчики своих не предают. И вдруг факт за фактом, командование подразделения нас попросту сдало…» И что самое обидное, добавляет сослуживец Александр Поляков: «Практически все, кому по должности надлежало разобраться и исправить положение дел — от генералов СБУ до работников прокуратур, — заняли позицию сторонних наблюдателей. Одни покрывают безобразия, другие ссылаются на отсутствие полномочий, третьи — на секретность подразделения. Вот мы и вынуждены разве что взирать, как растаскивается налево и направо имущество, техника части, распределяется в обход особо нуждающихся сослуживцев-очередников ведомственное жилье. А проверяющие одно твердят: нарушений не усматривается».

Впрочем, в конце марта с.г. подполковники СБУ А.Шинкаренко, В.Голиков, В.Беляев прямо заявили начальнику отдела по надзору за соблюдением и исполнением законов Одесской облпрокуратуры Сергею Рыбакову: не верим итогам прокурорской и ведомственной проверок. И напомнили: «В ноябре 2003 г. мы направили жалобы генеральному прокурору Украины на незаконные действия должностных лиц в/ч Е-6282… Проверкой занимался ст.помощник прокурора А.Логинов. 23 января 2004 г. поступил ответ за подписью прокурора Овидиопольского района А.Бурдейного, из которого видно, что факты, изложенные в наших жалобах, не проверялись, а незаконные действия командования по передаче в коммунальную собственность райсовета целостного имущественного комплекса в/ч Е-6282 признаны «законными»… В этом письме, копия которого передана «ЗН», приведен целый букет вопиющих нарушений законодательства. Причем дело выглядит так, что не только командиром В.Калищуком, но и его высокопоставленными столичными кураторами, а также руководством Овидиопольского района Одесской области, принято, по мнению заявителей, «необоснованное решение» поддержать инициативу о передаче в коммунальную собственность «целостный имущественный комплекс в/ч Е-6282 — военный городок».

Кому и зачем нужна была срочная и «безосновательная», в чем убеждены офицеры, передача объектов на 100-гектарной территории городка? А тем, полагают они, кто имел основания опасаться, что в ходе основательной ревизии хозяйственной деятельности подразделения обнаружатся факты незаконного отчуждения значительных материально-технических ценностей. Вот местные да киевские инициаторы передачи военного имущества и постарались не заметить того, что, согласно действующему законодательству, единственным законным основанием для передачи военного городка является соответствующее решение правительства, заверенное подписью премьер-министра, и включение этого городка в прилагаемый к специальному распоряжению Кабмина Украины перечень имущественных комплексов, передаваемых в собственность территориальних общин. Таковы, напоминают авторы письма, требования постановления Кабмина Украины №1282 «Про затвердження Порядку вилучення і передачі військового майна Збройних сил» от 29 августа 2002 г. Последние не только исключают нарушения и поверхностный подход при приеме-передаче объектов, но и обеспечивают впоследствии выделение госбюджетных средств на ремонт и содержание переданного ведомственного жилищного фонда. Однако эти требования, подчеркивают авторы заявлений в адрес генерального прокурора и председателя СБУ, организаторами передачи военного городка «Овидиополь-2» были проигнорированы, а в итоге «никакого финансирования и никаких сроков никем не предусмотрено». Более того, впопыхах «не были переданы на баланс Овидиопольского райсовета даже компьютеры, на жестких дисках которых хранилась вся учетно-бухгалтерская база по жилфонду городка и оплате коммунальных услуг».

Не менее серьезные упущения поспешного приема-передачи жилфонда городка всплыли в беседе автора этих строк с председателем Овидиопольского райсовета Михаилом Моисеенко. Впоследствии это вынудило-таки его обратиться с письмом в центральный аппарат СБУ — «выполнить в полном объеме требования п.4 ст.7 Закона Украины «Про передачу об’єктів права державної та комунальної власності». В частности, передать на баланс райсовета здания военного общежития, столовой, овощехранилища, а также технику — экскаватор, самосвал, автокран, легковой автомобиль, деревообрабатывающие станки, электрогазосварочную аппаратуру…» Увы, столичный куратор воинской части генерал Сергей Степанченко с ответом не торопится. Видимо, вряд ли стоит особо обольщаться и насчет финансирования принятых на баланс объектов социальной инфраструктуры и жилфонда за счет трансфертов, которые обычно (если не нарушена процедура приема-передачи!) предусматриваются в размере 30 процентов от общей суммы затрат на ремонт и содержание объектов соцкультбыта. Хотя и по этому поводу овидиопольское руководство в адрес СБУ направило письмо, в котором настоятельно просит руководителя подразделения Службы позаботиться о выделении средств на содержание городка…

Возникает закономерный вопрос: не поздно ли вспомнили о «выполнении ст. 4-2 Закона Украины «Про передачу об’єктів права державної і комунальної власності»? И еще: какие же форс-мажорные обстоятельства понудили в минувшем году главу райсовета М.Моисеенко и главу райгосадминистрации В.Левчука принимать, не особо задумываясь и не просчитывая возможности, военгородок в коммунальную собственность, а теперь выискивать ассигнования на его содержание? Не чураясь в том числе перекладывания значительных финансовых тягот на плечи обитателей городка? Ведь известно, что и летом 2003-го ощущалась острая нехватка средств на подготовку котельной и теплосети к нынешнему отопительному сезону. В связи с этим инспекция «Одесгоргаза» лишь поздней осенью приняла котельную, разрешив запустить взорвавшийся три месяца спустя газовый котел. А после аварии, как следует из письма офицеров, «руководство Овидиопольского УЖКХ объявило жильцам городка: «Котельную восстанавливать не будем, делайте индивидуальное отопление!» И сразу же возле домов появились бригады газовщиков ЧП «Скиф», предлагая каждому из квартиросъемщиков поменять за 500 грн. газовое оборудование — иначе, мол, так и останетесь без тепла!» Сходные требования выдвигают и работники ЧП «Орлан», занимающиеся водоснабжением, и ДП «Комунальник», специализирующиеся на коммунальном обслуживании, ремонте домов и проч.

Жаловаться на произвол можно, но, учитывая круговую поруку, многие считают это бесполезным занятием. Поскольку убеждены, что интересы учредителей многих коммерческих структур и местных руководителей тесно переплетаются. Чему во многом, в частности, поспособствовал прежний командир части В.Калищук, который только после проверки обращения группы жен военнослужащих членами прокурорской комиссии во главе с зам. генпрокурора О.Колинько подал рапорт об увольнении. А «наказан» бывший командир столичным начальством выделением в Одессе квартиры площадью 150 кв. метров в доме «нестандартного» планирования рыночной стоимостью около 100 тыс. долл.

За творимые безобразия и нарушения законодательства был привлечен к дисциплинарной ответственности и начальник отдела в/ч Е-6282 подполковник С.Ворона. Однако, что примечательно, вопреки заверениям первого зам. председателя СБУ Ю.Землянского о том, что С.Ворона будет перемещен на должность с меньшим объемом работы, в действительности все произошло также с точностью до наоборот. И это, кстати, вовсе не исключительный случай, когда официально заявляемые позиции не совпадают с реальными делами, что, по меньшей мере, вызывает удивление. Вот, к примеру, на запрос из Верховной Рады Украины «по поводу возможных нарушений законодательства при передаче на баланс Овидиопольского райсовета жилфонда военгородка» тот же Ю.Землянский отвечает: таких фактов проведенной служебной проверкой не установлено.

Нечего сказать — всем хорош сей декабрьский ответ первого зам. председателя СБУ! Да только не известно, кто его готовил — то ли сам проверяющий В.Внуковский, то ли его начальники С.Степанченко или А.Герасимов? И как увязать сей ответ с ранее упоминаемым официальным письмом № 02-9/295 руководителей Овидиопольского района М.Моисеенко и В.Левчука, направленном в адрес руководства СБУ, в котором последние настаивают «на выполнении п.4 ст.7 Закона Украины «Про передачу об’єктів права державної і комунальної власності»? И уточняют выдвинутые официальные требования в приведенном перечне 9 (девяти!) недополученных на свой баланс объектов целостного имущественного комплекса «военный городок». Нелишне вспомнить, что датировано цитируемое «претензионное письмо» в адрес руководства СБУ 30 октября 2003 г., то есть месяц спустя после сессии Овидиопольского райсовета, на которой решался вопрос приема-передачи военного городка, и как раз накануне запроса председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны…

Ну а что касается приведенных в письмах офицеров фактов грубых нарушений командованием в/ч Е-6282 действующего законодательства при распределении государственного жилья, в том числе так называемых «нестандартных» квартир стоимостью 60—100 тыс. долл. в дорогих и престижных домах Одессы, так этих «упущений», собственно говоря, руководство СБУ и не отрицает. Только почему-то никто не торопится исправлять ошибки, которые в иных кабинетах квалифицируются как явные признаки коррупционных деяний. Вот и получается, что проведенными ведомственными да прокурорскими проверками вроде бы «узаконено» владение одними военнослужащими, приближенными к недавно уволенному г-ну Калищуку, даже двумя квартирами, а семьи других защитников Родины, в том числе состоящих из 6—8 человек, продолжают выживать в тесных и холодных квартирах. Впрочем, может, напраслину возводят офицеры-заявители? Да нет, все так и обстоит на самом деле, подтверждает майор Виктор Олейник, старший уполномоченный отдела спецмилиции УМВД Украины в области, несущий службу в режимном городке. «Начну с Сергея Соколова, который болеет и живет с семьей из пяти человек в однокомнатной квартире №4 финского домика №20. В таких же условиях крайней стесненности живут и многодетные семьи Виноградовых, Смирновых. Да много можно привести подобных примеров». И что, на взгляд офицера милиции, совершенно безнравственно — в соседних домах ряд благоустроенных просторных квартир или пустуют, или сдаются хозяевами внаем — за хорошую плату, разумеется. Как ни крути, а говорить при всем этом о справедливости или войсковом товариществе язык не поворачивается. Например, в доме № 29, по словам В.Олейника, «получил просторную квартиру №8 житель соседнего Овидиополя С.Кеосян, который имеет прекрасное жилье в райцентре, здесь не живет и не служит, а эту государственную квартиру сдает в поднаем. Точно так же поступают граждане С.Осадчий (дом №10 кв.2), А.Чебан (дом №19 кв.5) и некоторые другие. Получили жилье в военгородке и другие люди, как М.Парамонов, не имеющие никакого отношения к службе на особом режимном объекте…».

Слушая рассказ одного из вездесущих сотрудников спецмилиции, невольно ловишь себя на мысли: а ведь не зря в минувшем году официально ходатайствовало руководство Овидиопольского района перед МВД Украины: упраздните спецподразделение милиции в городке, подчиненное непосредственно облуправлению МВД. И впрямь слишком много «лишнего», плохо согласующегося с законностью и нравственностью, узнают эти офицеры во время несения службы на режимном объекте.

К счастью, отказали в Киеве просителям, поскольку это противоречило бы законодательству об охране территории режимного объекта. Удивительно, но эти и другие подробности, известные как обитателям городка, так и сотрудникам спецмилиции, вовсе не интересуют прокурора района. Зато какие ладные ответы научил готовить подчиненных прокурор г-н Бурдейный: «анализом законности принятия сессией райсовета» решения о приеме-передаче военного городка нарушений не установлено. Впрочем, отвечая на замечание автора этих строк по поводу отсутствия решения Кабмина Украины на сей счет как аргумента опротестования упоминаемого решения сессии райпрокурор согласился: вообще-то имеется повод для опротестования решения, только пойдет ли это на пользу делу? Такое вот мнение районного законника. Как в этой связи не подчеркнуть, что сотруднику центрального аппарата СБУ г-ну Внуковскому, обстоятельно проверявшему письма офицеров-ветеранов СБУ, даже встретиться с корреспондентом «ЗН» руководство подразделения «Р» СБУ не разрешило. Чтоб чего лишнего в беседе не сболтнул? Или каким-либо образом сочувствия-сострадания к сослуживцам в «Овидиополе-2» не проявил? Сперва в телефонном разговоре Вадим Георгиевич, следует заметить, выразил готовность встретиться с представителем прессы, однако после одночасового согласования по служебной вертикали посоветовал сделать запрос на имя руководства СБУ. Только зачем? Ведь в чем-чем, а в официальных ответах руководства службы, как правило, в течение месячного срока констатирующих отсутствие серьезных нарушений законности в военном городке «Овидиополь-2», ветераны в/ч Е-6282 вряд ли нуждаются. Хотелось о реальных фактах, описываемых ими, вкратце побеседовать с проверяющим, услышать мнение опытного полковника о путях решения накопленных проблем. Но если опасно, то и впрямь не стоит…

Подождем реагирования на повторные обращения офицеров СБУ в адрес прокурора области М.Гаврилюка. А вдруг повторная проверка установит-таки многие безобразия, о которых сообщали заявители. А попутно обнаружит и коммерческие фирмы, якобы учрежденные в военном городке и рядом с ним ближайшими родственниками экс-командира в/ч Е-2682 В.Калищука да руководителей района? Хотя шансы, откровенно говоря, невелики. Ведь Владимир Левчук — не только глава Овидиопольской райгосадминистрации. Он еще председатель комиссии Одесского облсовета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, а также лидер облорганизации СДПУ (о) — партии, руководство которой возглавляет администрацию главы государства и громко декларирует приверженность к отстаиванию социальных прав граждан и совершенное неприятие коррупционных деяний. Хотя, заметим, прежнего лидера одесских эсдеков В.Коева не так давно «ушли» именно за финансовые оборудки…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме