МВД: новое как плохо забытое старое

18 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 18 февраля-25 февраля

Прежде чем отдать должное «революционным нововведениям» в области кадровой политики Министерства внутренних дел, невозможно обойти вниманием четко наметившуюся негативную тенденцию...

Прежде чем отдать должное «революционным нововведениям» в области кадровой политики Министерства внутренних дел, невозможно обойти вниманием четко наметившуюся негативную тенденцию. Вот, например, телесюжет повествует о действиях «зеленых», проделывающих отверстие в заборе, за которым — частные дома внушительных размеров. Речь идет о незаконной застройке заповедной территории наиболее одиозными представителями «свергнутого режима». Однако в подобной ситуации министр внутренних дел не может позволить себе демонстрировать солидарность с действиями «группы захвата», как это следует из его комментария происходящего. Он не может заявлять о том, что происходящее его не касается, поскольку его задача — выяснить, на какие деньги возведены особняки. Потому что на самом деле все как раз наоборот: «на какие деньги» — это не его компетенция, а вот изучение вышеуказанных действий радикально настроенной группы на предмет наличия состава преступления — как раз его вопрос. И это не мелочи. Потому что Майдан закончился. И сегодня Юрий Луценко — первое лицо ПРАВОохранительной структуры. Поэтому он не имеет права демонстрировать правовой нигилизм. Прежде всего, потому, что такой пример может оказаться очень заразительным для колоссальной армии его подчиненных, и без того проявляющих склонность выносить приговоры без суда и следствия.

Министр внутренних дел не может ставить народных депутатов в известность, что будет принимать их «после 20-го числа». Даже если у него есть очень сильное подозрение относительно того, что народные избранники «штурмуют» главную приемную МВД исключительно ради решения шкурных вопросов. Потому что нравится это всем нам или нет, но существует закон, определяющий порядок приема этой категории граждан, в частности, должностными лицами государства. Министр внутренних дел не имеет права обращаться с Законом, как заблагорассудится, толковать его на свой лад. Потому что незнание законов не освобождает от ответственности даже его. И всем, искренне желающим удачи Ю.Луценко на новом посту, остается надеяться, что старшие товарищи (его замы), несмотря на свое подчиненное положение, найдут возможность в деликатной форме подсказать начальнику, что закон есть закон.

У министра Юрия Луценко как человека, пришедшего возглавить милицейскую рать со стороны, есть не так уж много шансов держать ситуацию в ведомстве под контролем. И этот шанс напрямую зависит от того, удастся ли ему окружить себя компетентными и абсолютно надежными людьми, на которых можно положиться в сложнейшем деле реформирования милицейской махины. В идеале это должны быть профессионалы, которые не повязаны с криминальными, политическими кланами. Возможно ли это было в принципе? Может, и да, если исходить из утверждения Луценко, процитированного информационными агентствами, о том, что в этой части Президент предоставил ему карт-бланш. Впрочем, условность этого карт-бланша ярко демонстрировали отголоски жестоких кадровых боев, доносящиеся из кулуаров новой власти.

Сегодня можно констатировать, что ближний круг министра внутренних дел уже обозначен, и, учитывая его собственный «непрофессионализм», именно эти люди сыграют решающую роль в реализации глобальных задач, поставленных перед министерством. И если в графе «профессионализм» напротив фамилий замов министра можно с уверенностью поставить плюс, отдавая должное десяткам лет, отданным работе системе, насчет реформаторского потенциала этого не скажешь. Судите сами.

Одно из первых заявлений Ю. Луценко, касающихся грядущих реформ, повествовало о том, что кадровые изменения он будет согласовывать с СНБО. И действительно, на ключевой пост — первого заместителя министра назначен уже находившийся на заслуженном отдыхе генерал-лейтенант налоговой милиции Александр Бондаренко, кум главы СНБО Петра Порошенко. П. Порошенко традиционно лоббировал Бондаренко, в свое время даже усиленно «сватая» его в налоговую вместо Жвалюка.

А.Бондаренко оказался в рядах налоговиков еще в те времена, когда эта служба еще не была столь престижной, как сегодня, и пополнялась преимущественно бывшими сотрудниками ОБХСС. В отставку А.Бондаренко отбыл из Департамента по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем.

Вне зависимости от того, будут ли кадровые вопросы одним из главных направлений деятельности первого зама, нет сомнений, что СНБО будет иметь реальное влияние на все кадровые решения в системе МВД, уже независимо от того, захочет этого Ю.Луценко или нет.

Вчера стало известно, что написал заявление о выходе на пенсию новоназначенный начальник милиции общественной безопасности Александр Савченко. Это было символичное назначение, не только учитывая роль Савченко в событиях времен акции «Восстань, Украина!». По словам Ю.Луценко, Савченко написал заявление потому, что во время избирательной кампании и оранжевой революции ему приходилось «выполнять специфические функции».

Генерал-лейтенант Геннадий Москаль — замминистра, начальник криминальной милиции. Незаурядная личность, человек, карьера которого складывалась также весьма нетривиально. В органах с 1973 года. Выпускник Академии МВД СССР.

В 1995—1997 гг. — начальник УМВД Украины в Закарпатской области. За два года область, пусть и не самая сложная в криминогенном отношении, стала одной из лучших по раскрываемости преступлений. Он «выбивал» квартиры для сотрудников и добился того, чтобы зарплату им выплачивали вовремя. И, кстати, как это теперь стало модным, обедал в общей столовой.

После Закарпатья был переведен в Крым. Туда он пришел после общепризнанного профи Михаила Корниенко, который констатировал такую степень срастания криминалитета, милиции и судов в АРК, которая сделала невозможной реальную борьбу с преступностью. Приход Москаля был ознаменован реальными действиями по борьбе с организованной преступностью в регионе. Правда, характеризовался он также всплеском применения жестких методов раскрытия преступлений, не предусмотренных никакими процессуальными нормами. Да и крымские адвокаты, предоставляющие услуги членам организованных преступных группировок, Москаля не забудут никогда. В общем, задача частично была решена. Какую роль сыграла милиция времен Г.Москаля, в частности в борьбе между мощнейшими группировками региона, — тема отдельного разговора.

Затем Москаль оказался в Днепропетровске, придя на место Ю.Смирнова. Там ситуация оказалась несколько иной. Ввиду особенностей этого славного города Г.Москалю пришлось ограничиться борьбой с уличной преступностью.

Затем назначение в Закарпатье — главой облгосадминистрации. Он отказался от предложенного ему для проживания особняка и поселился с женой в небольшой двухкомнатной квартире в панельном доме. На работу ходил пешком, и его нередко можно было встретить в магазине или кафе.

В 2002 году возглавил Государственный комитет по делам национальностей и миграций. С одной стороны, он прекрасно знаком с проблемой, учитывая работу в специфических в этом отношении регионах. И его выступления относительно проблем нацменьшинств демонстрировали, что он здесь — человек не случайный. В то же время каких-то кардинальных решений за время его руководства Госкомитетом принято не было. И, в общем-то, по большому счету, работу там многие воспринимали как своеобразную ссылку Г.Москаля.

Теперь он вернулся в строй и будет заведовать криминальной милицией. Это одно из важнейших направлений. В частности, потому, что именно в этой области совершаются первые преступления во время допросов. Кроме того, это проблема регистрации заявлений граждан. Так что самое главное коренное изменение, требуемое на данном участке работы, как говорится, повернуть милицию лицом к гражданину.

Михаил Вербенский — замминистра, начальник Главного штаба, в органах внутренних дел с 1976 года. Выпускник Высшего политического училища МВД СССР и Академии МВД СССР. Был замначальника Главного штаба МВД Украины, возглавлял управление правового обеспечения. С 2001 года — первый заместитель председателя Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний.

Аналитик, ответственный и добросовестный человек, трудоголик, прекрасный исполнитель, интроверт. Коллеги отмечают его профессионализм и утверждают, что на совершение корыстного преступления он не способен в принципе. Генерал-лейтенант, до сих пор проживающий в квартирке на окраине Киева и имеющий редкую репутацию чиновника, живущего на одну зарплату.

Что касается потенциальных возможностей на новом посту, то после того «воза», который он тянул в Госдепартаменте по вопросам исполнения наказаний, ему под силу будет справиться с ролью руководителя Главштаба, тем более что работа эта ему знакома. Сумеет ли он реорганизовать работу структуры, в которую стекается колоссальный массив информации, накопление и анализ которой, по большому счету, имеет слишком мало реального смысла, покажет время.

Петр Коляда — замминистра, начальник Главного следственного управления. Петр Васильевич — дока в следствии. Профессионал с 30-летним стажем. Ступенька за ступенькой прошел всю милицейскую иерархию с самых низов — начиная с рядового. Любопытно, что обе его дочери работают в прокуратуре, один зять — сотрудник СБУ, второй — МВД. Правда, резонансные дела, которыми он занимался еще до отставки, остались не раскрытыми до сих пор. Впрочем, несправедливо было бы сваливать всю вину исключительно на него. Профессионал своего дела, но рассмотреть в нем задатки реформатора крайне сложно.

Такова «команда реформаторов», которая отныне является ближним кругом нового министра внутренних дел — и не команда, и не реформаторы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно