ДУНАЙСКИЙ ИНЦИДЕНТ ДЛИНОЮ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

1 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 1 декабря-8 декабря

Тот январский рейс теплохода «Глория» из Варны в дунайский порт Джорджиу ничем не отличался от десятков прежних...

Тот январский рейс теплохода «Глория» из Варны в дунайский порт Джорджиу ничем не отличался от десятков прежних. Однако во время вынужденной остановки на траверзе 74-й мили дунайской магистрали к борту украинского судна (капитан Юрий Горячев), внезапно подошел румынский пограничный катер с представителями таможенных и карантинных властей. Без каких-либо объяснений был произведен досмотр судовых кают, распломбированы и проверены трюмы с грузом табачных изделий, провизии для экипажа. После чего документы 11 членов экипажа судна, лоцмана и суперкарго (представителя фрахтователя-грузовладельца) были изъяты офицером пограничной службы. А в ответ на требования капитана объяснить причины изъятия документов и досмотра судна на официальной якорной стоянке, дозволенной капитанией порта Галац в связи с выполнением ремонта топливного насоса силовой установки, прозвучало лаконичное: «Судно находится в территориальных водах Румынии, и власти имеют право действовать так, как сочтут нужным». Впрочем, два часа спустя к теплоходу под украинским флагом подошел портовый буксир «Палтинис»: капитану было предложено немедленно сняться с якоря и следовать в порт Галац. Горячев заявил морской протест, требуя назвать причину прерывания транзитного рейса по международной транспортной магистрали, а также связать его с консулом Украины в Румынии.

Утром следующего дня, 1 февраля, румынские власти повторили требование — следовать в порт Галац. Без объявления причин и законных оснований задержания судна. А когда капитан категорически отказался, к борту «Глории» подошли два буксира и, сорвав украинское судно с якоря, потянули его в порт. Официальный ответ на запрос украинского консула в Румынии Ю.Вербицкого по поводу инцидента, инициированного румынской стороной, последовал только 24 февраля. Управление транспортной полиции порта Галац сообщало, что «расследует уголовное дело в отношении капитана теплохода «Глория» Ю.Горячева, подозреваемого в провозе контрабанды». В вину капитану, в частности, вменялось то, что раньше он якобы незаконно провез на территорию Румынии груз сигарет «Ассос» без оплаты таможенных сборов. И вследствие этого румынскому государству причинен значительный ущерб, в связи с чем заявлен гражданский иск. Чтобы его обеспечить в ходе судебного разбирательства, судно и задержано румынскими властями: капитан теплохода взят под стражу, а 10 членов экипажа оказались на борту «Глории» под своеобразным «домашним арестом». Нелишне заметить: без предъявления какого- либо официального обвинения украинских моряков постоянно доставляли под конвоем для дачи показаний.

В конце концов уголовное дело против капитана Ю.Горячева возбудили-таки (согласно сообщению в украинское консульство, 7 февраля 1997 г. — по признакам ст. 72 закона Румынии 33/78). А еще неделю спустя, 14 февраля, — и против второго помощника капитана Павла Генина. Впрочем, к тому времени оба уже в полной мере ощутили и вкус тюремной баланды, и методов следственной «разработки», ведущейся, видимо, не без участия местного следователя г-на Жалбы и санкции прокурора Иона Понича. Во всяком случае, по словам капитана Горячева, «вскоре после его заключения под стражу в камеру подсадили местного жителя Виорела Попеску, владеющего английским языком и страстно желавшего подсказать капитану «удобный» выход из создавшейся ситуации. Зря вы отрицаете, что судовой груз не загружен в украинском порту и не принадлежит украинской фирме, ведь известно: большинством ваших предприятий управляют мафиози, настойчиво советовал сокамерник украинскому капитану, обнаруживая превосходное знание фабулы инкриминируемого прокуратурой уголовного дела. А вот если бы согласились, что погрузка произведена не в Болгарии, а в каком-либо порту Украины, возникла бы реальная возможность не только освобождения из-под стражи, но и получения вида на жительство и местного гражданства, причем для всей семьи, а также, разумеется, надлежащей должности на румынском торговом флоте…

Естественно, при встречах со своим адвокатом Валентином Дончу украинский капитан просил оградить его и членов экипажа от различных методов давления властей, в том числе от «подсадных уток». Но увы — все тщетно! Не были приняты во внимание прокурорскими чиновниками и аргументированные доводы самого адвоката по поводу незаконного ареста теплохода и возбужденного уголовного дела. Хотя они элементарны. Во-первых, департамент полиции, указывал юрист В.Дончу, «не имел права требовать ареста «Глории», поскольку это противоречит ст.581 уголовно-процессуального кодекса Румынии. Во-вторых, департамент полиции вообще не обладает правом юридического лица выступать в качестве истца в суде. И, в-третьих, его действия не правомерны в рамках гражданско- процессуального порядка», что, между тем, наблюдалось фактически...

И хотя уже в феврале 1997-го городской суд Галаца признает выдвинутые доводы румынского юриста В.Дончу законными и отвергнет иск местного департамента полиции к украинскому перевозчику — теплоходу «Глория», румынские власти все же не застопорят раскрутку «дела украинских моряков- контрабандистов, подрывающих экономическую мощь страны». Вовсю об украинских преступных группировках, угрожающих западным соседям, будут трубить влиятельные румынские СМИ. Причем эта кампания будет сопровождать не только заключительный этап межправительственных переговоров Киева и Бухареста, но также подготовку к подписанию базового межгосударственного «Договора об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией» от 2 июня 1997 года.

А между тем шитое белыми нитками «дело украинских моряков-контрабандистов» вскоре начнет «кочевать» из суда в суд, все более «разваливаясь» от заседания к заседанию. Из Галаца — в Бухарест, из Бухареста — в Констанцу… В заключительном же вердикте, вынесенном 8 января 1999 года апелляционным судом Констанцы, будет сказано: решения об арестах и содержании под стражей украинских граждан Ю.Горячева и П.Генина необоснованны и подлежат отмене. Оставит суд без удовлетворения и последующие протесты прокуратуры, признав их необоснованными. И в мае 1999-го, после 2 лет 4 месяцев «отсидки» в условиях «особого режима», оба украинских моряка будут освобождены из-под стражи.

Впрочем, надлежащих отметок в паспортах освобожденные моряки не обнаружат. Из-за чего Горячеву и Генину придется еще полмесяца мытариться в румынских госучреждениях, добиваясь законного возвращения на родину — в Ильичевск (порт приписки «Глории»). Но увы — и это не вся история произвола, который пришлось испытать в соседней Румынии членам экипажа теплохода «Глория», перед которыми так никто и не извинился за грубое попрание гражданских прав. До сих пор, по словам капитана Горячева, «ржавеет у одного из причалов порта Галац» некогда возглавляемое им украинское судно. Похоже, минувших трех с половиной лет, когда оно, в нарушение норм украинского и международного права, было насильно отбуксировано с дунайского транзитного маршрута и задержано в порту, оказалось властям соседней страны недостаточно для вынесения законного решения о возвращении в Украину. А с другой стороны, нет никаких правовых оснований для вынесения судебного вердикта о передаче судна в пользу румынского государства. Ведь ни одна из норм права, регулирующего взаимоотношения перевозчика и грузополучателя, не возлагает вину на перевозчика или его служащих за действия грузополучателя. Это же касается и требований международных актов, регулирующих порядок и режим судоходства на Дунае. Итак, что же имеем в сухом остатке? Неужели заложниками правового произвола властных структур становятся служители румынской Фемиды?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно