Последние сведения о дележе останков постсоветского морехозяйственного монстра, именовавшегося Черноморским морским пароходством, чем-то напоминают сводки с полей сражений. Вот одно из последних: «В Ильичевском порту угрожают блокировать работу Евро-Азиатского транспортного коридора». Каким образом? На встрече забастовочного комитета «был обсужден простой маневр: плавкраны выйдут к самому узкому месту фарватера у входа в залив, опустят стрелы, полностью заблокировав подход судов к причалам...»
Сразу же должен предупредить: если вы, прочтя эти строки, скептически улыбнулись, то напрасно. Ибо вовсе это не выдумка автора, а точно воспроизведенная цитата из самого последнего официального сообщения Ассоциации судовладельцев Украины. И хуже всего, что имеются и последствия приведенных опасных намерений. Цитирую: «Один из украинских банков уже попридержал свой кредитный транш для судоходной компании «Укрферри»... Заморожены переговоры по транспортировке ежегодно полумиллиона тонн украинского угля для Болгарии. Под срывом и другие проекты: по перевозке финской бумаги в Иран и украинской муки в Азербайджан на украинских паромах. Грузовладельцы опасаются последствий деятельности забастовочных комитетов Ильичевского порта...»
Все это, повторяю, драматическая явь: не более чем на какой-то миг пред нами приоткрылось то, что называют бульдожьими схватками под ковром - за дележку наиболее лакомых кусков всеобщего пирога. Руководство судоходной компании «Укрферри», оперирующее гигантскими судами-паромами, ранее принадлежавшими Черноморскому пароходству, пожелало, как говорится в сообщении, «объединить под единым управлением паромный причал и сами паромы. Но это предложение, которое пока только рассматривается в Кабмине, вызвало совершенно неадекватную реакцию в Ильичевском горисполкоме». На собрании коллектива порта «было заявлено, что губернатор области... инициирует передачу портового хозяйства чуть ли не с целью разграбления в руки частных судоходных компаний». Такова подоплека - особо грустная для моряков, которые помнят, что четкая координация деятельности и паромного моста «Ильичевск-Варна», и коллективов одесских да ильичевских докеров некогда осуществлялась из единого «капитанского мостика» - отделов и служб процветающего Черноморского морского пароходства. Увы - за последние годы, запомнившиеся многим также тем, что первый глава государства хвастался своим «крепким сном», а второй - незыблемой готовностью издать указ о «финансовой поддержке» гибнущего пароходства, ситуация в ЧМП продолжала ухудшаться. За пустыми словами-обещаниями дело не следовало. И в конце концов руководство Кабмина Украины констатировало коллапс: «Финансово-экономическое состояние Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство» остается критическим. Обостряются социальные проблемы, связанные с несвоевременной выплатой заработной платы. Значительную часть судов продано с аукционов. Общие просроченные долги иностранным кредиторам превышают 200 млн. долларов США. Задолженность перед бюджетом, Пенсионным фондом и целевыми фондами составляет почти 66 млн. грн., по зарплате - 21 млн.гривен...»
Но было бы несправедливым упустить тот факт, что подвергло критике руководство Кабмина и Министерство транспорта, которое «не обеспечило проведение аудиторской проверки причин возникновения и сумм внешней задолженности компании, не начало реализацию намеченных мероприятий по возобновлению управления работой оффшорных судоходных компаний и контролю за поступлением и использованием средств от их деятельности...» Все так. Можно было даже сказать - настоящие хозяева объявились в Кабмине. Если бы не одно «но»: недавнее правительственное постановление, как и предыдущие, с разработанными и согласованными «мероприятиями по выводу ГСК «ЧМП» из финансово-экономического кризиса» чиновники, как и раньше, не торопятся исполнять. И правильно, исходя из имеющегося опыта, поступают: нагоняя за это не будет. Может случиться: одного-двух преданных человек даже сместят с должности и переведут на другую высокооплачиваемую работу. Но не более. Ведь в противном случае, к кому поведут нити воровства и разграбления того же самого ЧМП? Попробуйте с трех раз угадать: кто, к примеру, оказался бы в отчете аудиторов независимой компании «Моор Стивенсон» главным получателем и распределителем многомиллионных средств от зарубежных оффшорных морских компаний, если бы руководство Минтранса и Кабмина упоминаемую проверку независимой компанией «Моор Стивенсон» действительно допустило? Против кого пришлось бы прокуратуре возбуждать уголовные дела за незаконно проданные или на кабальных условиях заложенные инофирмам десятки украинских судов и, вероятно, бесповоротно «потерянные» Фондом госимущества? Разве такое возможно допустить? Не лучше ли отправить в отставку затеявшего эту комплексную ревизию председателя Укрморречфлота Владимира Севрюкова? Лучше! И Севрюков ушел...
Ну а коль не было аудита, на кого ложится вина за доведение ГСК «ЧМП» до банкротства? Правильно, на руководство ЧМП. Хотя не менее правильно и то, что к управлению судами в оффшорных компаниях тот же президент ГСК «ЧМП» Сергей Мелащенко не имеет ровным счетом никакого отношения. Текут мимо пароходства, задолжавшего тысячам своих работников 2-3-годичную зарплату, прямиком в киевские финансовые учреждения и валютные потоки из зарубежных оффшоров. А уж обитатели высоких правительственных кабинетов точно знают, как распорядиться поступающими средствами. Ну а насчет требований работников пароходства о погашении задолженностей по зарплатам и социальным выплатам - так на этот случай и издано специальное постановление Кабмина от 3 июля текущего года: министру транспорта «поделиться прибылью» с коллективом ЧМП. И покрыть долг в объеме 21 млн.грн. за счет отчислений из прибыли предприятий отрасли, для чего создать централизованный Фонд для помощи ГСК «ЧМП» при Центральном совете профсоюза работников морского транспорта. Правда, когда несколько сот одесских моряков и впрямь заявились в пароходство, дабы получить объявленную правительством помощь, там несведущим популярно разъяснили: не напирайте, нельзя же так буквально все воспринимать. Да, действительно во всех СМИ объявлено, что правительство решило погасить задолженность. Но не за этот год и не всем: только тем, кто потерял трудоспособность от увечья на работе, получает алименты на детей, больничные, - всего на эти цели поступило от предприятий отрасли чуть более миллиона гривен. «А тем, кто ожидает зарплату за прошлые годы, обращаться в расчетно-кассовый отдел пароходства не стоит, - повторил на недавней встрече с моряками и работниками берега председатель ЦК профсоюза Василий Зубков. - Государство никаких денег на наш спецсчет не выделяло, даже те 1,422 млн. долл., которые были обещаны для помощи экипажам арестованных за рубежом судов. А из переведенных предприятиями отрасли 5,6 млн.грн помощи более половины средств нам предлагают отдать в виде налогов в казну». Оказывается, вице-премьер Анатолий Кинах наложил на проекте правительственного постановления на предоставление целевого налогового кредита ЧМП следующую резолюцию: «Поддерживаю, возвратить для согласования с...» И перечислил пять министерств и ведомств. Вот они и согласовывают: с июля до конца октября. На днях специальная комиссия под руководством А.Кинаха в очередной раз рассматривала вопрос...
Что же касается тех тысяч моряков, которые должны получить зарплату по исполнительным листам Жовтневого райсуда Одессы, где рассматривались иски о принудительном взыскании с ГСК «ЧМП» заработанных денег, уточнил В.Зубков, то «получить их можно будет через суд лишь в том случае, если в ЧМП появятся средства для расчетов по задолженностям». Так что получается - круг замкнулся? Но ведь определением Жовтневого райсуда Одессы, в котором интересы работников пароходства отстаивал Объединенный морской профсоюз, предусмотрено «наложение ареста на имущество пароходства в обеспечение исполнения судебных решений по искам», составлявшим 24 марта с.г. свыше 17 млн.грн. А в случае отсутствия в ЧМП денежных средств суд определил: обратить взыскание на имущество должника и, согласно ст. 362, 394 ГПК Украины, осуществить продажу его зданий, предприятий, яхт, катеров и прочего имущества «с публичных торгов, а вырученные от реализации денежные средства обратить на погашение задолженности по зарплате».
И тут возникла, как говорят юристы, интереснейшая коллизия: оказалось, что значительная часть описанного и арестованного пароходского имущества фактически ЧМП не принадлежит. Если в перечне, переданном в марте с.г. управлением имуществом ГСК «ЧМП» в Жовтневый райсуд Одессы, на балансе пароходства числилось 42 объекта, то в постановлении президиума облсуда от 6 октября с.г. их осталось всего 13. Исчезли из списка не только три здания, но и около двух десятков яхт и катеров. Первым воспротивился выставлению на торги яхты «Альпиона» некий М.Петухов. Согласно представленным суду документам, еще в 1993-м он приобрел яхту за сумму, которая ныне составляет... 92 гривни (при номинальной цене около $6000). Хотя по документам ЧМП она, как и прежде, числилась на балансе пароходства. Вслед за этим сотрудники прокуратуры установили, что в 1997 г. за подобную смешную цену (83155 грн.) реализовало руководство ЧМП и часть домовладения (площадью свыше 550 кв.м) на улице Дерибасовской, 4, в связи с чем пришлось-таки возбудить уголовное дело. Затем стали «открываться» все новые и новые факты продаж-отчуждений...
И сейчас, полгода спустя после упоминаемого определения судьи Жовтневого райсуда Светланы Ярош, неизвестно точное количество объектов, подлежащих продаже «с молотка». «Согласно судебному определению, на исполнении находится 2870 исполнительных листов в объеме 17 млн. грн. в пользу работников ЧМП, - уточняет замначальника отдела исполнительной службы Олег Саенко, - но выполнить судебное определение пока невозможно». На вопрос «почему» довольно откровенно ответил в беседе с автором этих строк председатель Государственной морской и речной администрации Минтранса Украины Александр Щипцов: «Конечно, мы будем противиться продаже имущества ЧМП «с молотка». Но раз так, что мешает рачительному хозяину морской отрасли, к тому же пользующемуся особым расположением руководства страны, предпринять решительные действия для спасения гибнущего на глазах украинского «Титаника»? Или хотя бы позаботиться о погашении 2-3-годичного долга перед моряками? Ведь не кто иной, как тот же Щипцов, публично гарантировал им в начале сентября: «Задолженности по зарплатам будут погашены в ближайшее время!». А в ходе выездного заседания парламентского комитета по вопросам строительства, транспорта и связи, обсуждавшего в Одессе в конце октября также проблему выхода из кризиса ЧМП, затруднился даже ответить на вопрос председательствующего Юрия Крука - каково его личное видение путей спасения главного пароходства страны?
Вместе с тем, когда слушаешь размышления по этому поводу, трудно избавиться от впечатления, что прокладываемый нынешней исполнительной властью курс «спасения ЧМП» скорее нацелен на то, чтобы узаконить проведенную в оффшорах своеобразную «корпоратизацию» пароходского имущества, нежели реально вывести из декларируемого много лет «финансового кризиса». «На то, что ЧМП фактически превращается в банкрота и для его спасения требуются кардинальные меры, я обращал внимание руководства отрасли полтора года назад, - заявил только что на пресс-конференции одесский губернатор С.Гриневецкий. - Однако ни реорганизация предприятия, например, в муниципальное пароходство, ни другие меры не были предприняты». Просто никак не реагируют в штабе отрасли и на комплекс предложений профильного парламентского комитета. Между тем, уже полгода в кабминовских недрах «крутится» проект создания «транспортного объединения» - своебразный морской аналог наблюдаемой нынче «схемы» приватизации Николаевского глиноземного. Принцип испытанный: вали кулем, потом разберем! И прежние «грехи» по распродаже флота спрятать можно, и в новых будет разобраться труднее. Но печальнее всего, что, в отличие от депутатских протестов по проекту «приватизации Николаевского глиноземного», вопрос «похорон» ГСК «ЧМП», похоже, уже настолько «пролоббирован», что председатель парламентского комитета не считает нужным скрывать о достигнутом с правительством «договоре о создании объединения». Правда, «не на базе какого-то предприятия, например ЧМП, а самостоятельного, в состав которого должны войти предприятия, которые существуют или существовали ранее (!), причем надо уточнить, какие оглашать, а какие - нет. Это должна определить исполнительная власть...» Интересно, что и мотивируют парламентарии свою заинтересованность проблемами ЧМП и выработку общих предложений для правительства прежде всего, по словам депутата Ю.Крука, не чем иным, как угрозой «возможных арестов западными кредиторами, как уже было в Египте, отечественных самолетов либо другого имущества Украины за рубежом - если объявить банкротство пароходства».
При таких подходах весьма трудно предположить, что мы когда-либо узнаем имена «могильщиков» пароходства, в составе которого находилось не в такие уж далекие времена премьерства Леонида Кучмы около трехсот торговых и пассажирских судов. Скорее всего, многомиллионные останки ГСК «ЧМП» в ближайшие месяцы тихо и незаметно «растворятся» в пестром конгломерате морского «транспортного объединения».