Значительная часть украинцев готовы давать взятки. Это общая болезнь общества, анамнез которой находится практически на поверхности. При желании узнать о расценках услуг продажных чиновников можно в коридорах самих ведомств и учреждений. Прейскуранты удивительно прозрачные и открытые. Ясное дело, что «дающие» преимущественно не пытаются обращаться с жалобами в правоохранительные органы из-за неуверенности в объективности судей и в неизбежности наказания взяточников. Обращаются, в основном, если взяточник не выполнил взятых на себя обязательств. Но чтобы разоблачение было полноценным, поздно идти в милицию после того, как тебя кинули таким образом, что, кстати, случается часто.
Некоторые положительные тенденции и сдвиги в сфере борьбы со взяточничеством все же произошли. Несмотря на снижение количества разоблаченных в прошлом году фактов взяточничества, число должностных лиц, привлеченных за это к ответственности, увеличилось. 8,4 тысячи руководителей разного уровня и ответственных работников, предлагавших свои услуги оптом и в розницу, все-таки стали фигурантами уголовных дел. Прежде всего сдвиги произошли в качестве документирования указанной категории преступлений и в сознательном отходе от формирования пресловутых дутых показателей. В частности, это привело к тому, что в 2009-м удалось разоблачить большее число служащих органов государственной власти и управления (почти две тысячи) и контрольных структур (свыше тысячи человек). Возрос уровень должностных лиц, фамилии которых появлялись на переплетах уголовных дел, и которые задерживались или попадали за решетку следственных изоляторов. То есть в неприятной компании, благодаря стараниям борцов с экономической преступностью, рядом с уголовниками оказались 24 управленца областного уровня, свыше восьми десятков начальников отраслевых управлений и отделов, 34 главы райгосадминистраций и их заместителей (госслужащих III-IV категорий). Такого в истории милиции независимой Украины еще не было! В начале 2000-х считалось нешуточным успехом, если удавалось поймать с поличным заместителя руководителя РГА.
«Взяточники сегодня действительно берут все больше, — отмечает Юрий Дегтярник, заместитель начальника департамента по борьбе с экономической преступностью МВД Украины. — Они набираются опыта, используя все новые и новые изысканные способы и схемы получения криминальных «зарплат». Нередко вымогатели работают через посредников, различные благотворительные фонды, коммерческие структуры-однодневки, причем большинство таких операций и «отмывок» происходят в безналичном режиме. Некоторые не просто просят, но и требуют передачи именно безналичных траншей. Например, полтора года назад мы задерживали председателя суда одного из городов на востоке Украины. Сама она не брала взяток, действовала осторожно, через адвоката или помощницу, которой делегировала парламентерские полномочия вести переговоры с желающими сделать посильный вклад в улучшение ее материального положения. Однажды эта судья взяла у помощника-соучастника очередной «гонорар» (от человека, предварительно обратившегося в милицию) и три дня держала его у себя в сейфе — он там своеобразно отлеживался. Только когда эта госпожа открыла сейф и взяла деньги, ее схватили на горячем. Поэтому, разоблачая взяточников, милицейские оперативники постоянно должны заботиться, чтобы «меченые» деньги никуда не делись и не исчезли из поля зрения разработчиков операции, иначе преступнику удастся избежать ответственности. Конечно, с этой целью проводятся разные специфические мероприятия, требующие от сыщиков высокого профессионализма, выдержки и железной нервной системы.
Кстати, что касается фондов. Эта тема — в развитии, и в дальнейшем должна стать для нас весьма перспективной в смысле перекрытия возможного «краника», питающего братию хапуг. Проблема в том, что следствие еще не имеет достаточного опыта для разработки адекватного механизма расследования таких конвертаций взяток. Например, в прошлогоднем деле по одному из должностных лиц структурного подразделения Академии аграрных наук бэповцы столкнулись с искусственным делением мзды на транши — наличные и безналичные. Несмотря на все трудности, получателя тех «переводов» все же переправили в СИЗО. Задержание состоялось после разработки интересной комбинации, воплощенной совместно с работниками банка, куда пришла часть взятки. Кроме того, безналичные взятки маскируют под благотворительную помощь, консалтинговые, маркетинговые услуги, — и на самом деле вычислить, что определенные консультации являются не чем иным, как блефом, «воздухом», довольно непросто».
Начальник отдела борьбы со взяточничеством МВД Валерий Коряк, принимавший непосредственное участие во многих резонансных разоблачениях «беловоротничковых» преступников, говорит, что, кроме обычной проработки оперинформации, в последние годы служба начала концентрироваться именно на чиновниках высокого уровня. Самого пристального внимания удостаиваются те, кто наделен распорядительными функциями в земельной и контрольно-разрешительной сферах.
Судейский корпоративизм — очень мощный, и почти каждое решение по обесславленному взяточничеством коллеге является прецедентом, которого очень боятся в соответствующих храмах, где должна была торжествовать справедливость. Из тысяч задержанных взяточников реальный срок в суде получают единицы. В 2009 году из всех резонансных дел только мэр Балаклеи, что на Харьковщине, был приговорен к десяти годам тюрьмы. Тот же бывший председатель Апелляционного суда Николаевской области г-н Коваль почти год после поимки с поличным выполнял свои обязанности, возглавляя орган суда, и не был задержан! Это же касается многих глав райгосадминистраций, которых в лучшем случае только отстраняют от должности (и это несмотря на миллионные «подачки-леваки»!), не говоря уж об их аресте на период следствия. Наверное, некоторые судьи хорошо помнят высказывание известного польского литератора Мечислава Шаргана: «Будь осторожнее с зеркалом, не то увидишь собственное лицо», — оно убедительно объясняет, почему судьи не хотят выносить вполне логические и ожидаемые обществом вердикты в отношении взяточников, в частности своих коллег.
Еще следует добавить, что «продвинутые» современные взяточники, прежде чем положить деньги в карман, не только проверяют их на предмет «мечения», пользуясь для этого услугами банков и валютных обменников. Они принимают все возможные контрмеры, чтобы не быть разоблаченными. Например, чтобы избежать прокола с переписанными номерами банкнот, их через помощников сразу обменивают на другую валюту. Валерий Коряк припоминает, как в прошлом году они «брали» главу одной из РГА на Черниговщине вместе с его заместителем, получавшим для шефа деньги. «Благодарность» за услугу сначала два дня ждала своего часа в кабинете этого подчиненного, а уже потом перекочевала в банк, куда заговорщики пришли вдвоем, чтобы сдать деньги знакомому на проверку и обмен. Там их и задержали. Ясное дело, если бы подозреваемые успели с обменом, эти средства были бы потеряны.
Конечно, взятка — не только и не исключительно деньги. Это могут быть и заключения нужных контрактов, передача товаров, предоставление услуг и т.д. Но в процентном измерении такие варианты не очень распространены.
Между тем взяточничество — не присущая отдельному лицу проблема, а явление, порожденное системой как способ выживания и гарантированного карьерного роста человека в той ведомственной, профессиональной среде, в которой он надеется на успех при условии соблюдения внутренних «правил игры». Юрий Дегтярник говорит, что на государственную службу приходят люди, которые не только сознательно стремятся следовать «правилам», но и пытаются их диктовать. Обычно это должностные лица властных структур, отвечающие за регуляторные и контрольные функции.
География взяточничества по-украински имеет ту особенность, что наибольшие суммы «берут» в экономически развитых областях или в зонах рекреации (Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области, Киевский регион, АР Крым, Карпаты и Закарпатье). Любопытно, что рейтинг самых громких разоблаченных взяток в 2009-м возглавляют представители местного самоуправления и чиновники среднего звена. На первом месте в этом списке председатель Коблевского сельсовета Березанского района Николаевской области с попыткой получить «в конверте» 8,5 млн. грн. На втором — первый заместитель городского головы г. Вишневое, что на Киевщине, с 4,2 млн. грн. Бронзовыми «антипризерами» стали председатель правления жилищно-строительного общества индивидуальных застройщиков «Аю-Даг» и один из членов правления, которые хотели обогатиться на 3,9 млн. грн. Именно председатели сельсоветов, мэры городов решают земельные вопросы — причем, как свидетельствует опыт, отчасти единолично, ведь решения соответствующих советов — нередко заказные. Поэтому некоторые председатели поселковых советов, как утверждает Юрий Дегтярник, — мультимиллионеры.
Использование оперативниками для разоблачения преступника так называемой контролируемой взятки, которое с позиции Уголовного кодекса пока можно рассматривать только как провокацию взятки (ст. 370 УКУ), является любимым элементом адвокатской игры. Когда клиент защитников представляется как жертва коварной милицейской провокации — вроде бы отправить за решетку нужно не «уважаемого голову», а «Солоху», скомпрометировавшую его перед честной общиной своими приманками. Любопытно, что такое понятие, как «контролируемая взятка», законодательно закреплено во многих государствах, в частности у наших соседей — в Беларуси и некоторых странах Евросоюза. К сожалению, предложение узаконить такой оперативный прием в Украине не получило поддержку в парламенте. Наверное, депутаты, многие из которых тоже причастны к руководящей деятельности, имеют особое мнение в отношении сего разоблачительного инструмента. Между тем специалисты полностью поддерживают внедрение в практику механизма контролируемой взятки.