Согласно новому отчету международной организации Freedom Housе, Украина получила 50 баллов из 100 возможных. Этот результат хуже прошлогоднего: тогда суммарный балл составлял 61 из 100.
Аналитики организации оценивали уровень свободы по 10 показателям политических прав и 15 гражданских свобод.
Решающую роль в определении нынешнего результата сыграло полномасштабное вторжение России в Украину в феврале 2022 года. Это привело к ухудшению политических прав и гражданских свобод, которыми пользуются украинцы.
«Президент Владимир Зеленский объявил военное положение сразу после вторжения, и ему многие приписывают надзор за успешной обороной, хотя его правительство также ввело некоторые законодательные изменения, связанные с войной, которые вызвали международную и внутреннюю критику за их влияние на гражданские свободы. В предыдущие годы нынешняя и другие украинские администрации провели ряд положительных реформ в рамках укрепления демократических институтов, борьбы с коррупцией и уменьшения влияния политически влиятельных олигархов», – говорится в анализе Freedom House.
По показателям политических прав оценки распределились следующим образом:
- 4 балла из 4 по показателю демократичности избрания президента страны;
- 3 из 4 по показателю демократичности избрания парламента. В целом выборы были признаны конкурентными и вызывающими доверие. Однако специалисты организации отметили невозможность их проведения в Крыму и Донбассе. Кроме того, около миллиона граждан Украины не смогли проголосовать из-за отсутствия прописки. Также миссия ОБСЕ зафиксировала случаи подкупа голосов, злоупотребления полномочиями и практикой использования всех возможных законодательных лазейок, способствовавших неравенству между конкурентами.
- справедливость избирательного законодательства специалисты оценили в 2 балла из 4;
- запрет деятельности пророссийских партий и непрозрачность функционирования партий вообще стала причиной оценки свободы функционирования политических партий на уровне 2 из 4 баллов;
- возможность для оппозиции увеличить свою поддержку или получить власть через выборы оценена на максимальные 4 балла;
- влияние Москвы и олигархов на потенциальный выбор граждан, а также использование для этого административного ресурса стали причиной оценки свободного политического выбора людей на уровне 2 из 4 баллов;
- полнота политических прав и избирательных возможностей для разных слоев населения (включая этнические, расовые, религиозные, гендерные, ЛГБТ+ и другие) оценена в 3 балла из 4;
- показатель того, определяют ли политику правительства свободно избранный глава правительства и национальные законодательные представители, был снижен аналитиками с 3 до 2 из-за того, что российское вторжение уменьшило долю национальной территории, которая оставалась под контролем избранной исполнительной и законодательной власти;
- 1 из 4 баллов получила оценка надежности и эффективности антикоррупционной политики. В то же время исследователи положительно оценили принятую в июне антикоррупционную стратегию до 2025 года, определяющую ключевые показатели эффективности и инструменты мониторинга органов власти;
- открытость и прозрачность работы украинского правительства оценена Freedom House на уровне 1 из 4 баллов из-за закрытости в связи с военным положением заседаний правительства и парламентских комитетов;
- попытки российских войск уничтожить украинскую этническую и национальную идентичность на контролируемых ими территориях, частично путем захвата или уничтожения культурных объектов и материалов, наказание за использование украинского языка, похищение и передача сотен тысяч украинских детей в Россию стали причиной изменения оценки дополнительных дискреционных политических прав с 0 до –2 баллов;
Гражданские свободы
- Существование свободных и независимых СМИ в Украине оценено на уровне 2 баллов из 4. Кроме олигархического влияния на СМИ, которое существовало до войны, к негативным факторам эксперты отнесли также запрет ряду российских СМИ и их журналистам въезда в страну, различные языковые законы, которые требуют от СМИ выпускать определенный контент на украинском языке, а также запрет доступа к ряду российских новостных каналов, сайтам и платформам социальных сетей. К негативным факторам отнесен и противоречивый закон, расширивший контроль правительства над печатными и онлайн-СМИ, якобы для предотвращения потенциального распространения российской пропаганды. Кроме того, аналитики отмечают, что журналисты в Украине стали мишенями вторжения российских войск и продолжают сталкиваться с опасностью жизни во время выполнения своих основных обязанностей;
- оценка свободы людей практиковать и выражать свою веру или неверие публично и частно зафиксирована на уровне 3 из 4 из-за того, что украинские чиновники арестовали несколько десятков священнослужителей украинской ветви Российской православной церкви, одной из двух крупнейших православных церквей страны, по обвинениям в том, что они помогали русским военным;
- существование академической свободы и свободы образовательной системы от широкомасштабной политической индоктринации аналитики оценили в 2 балла из 4 из-за положения Закона об образовании, который обязывает использовать украинский язык как основной язык обучения в большинстве государственных средних школ, что повлияло на многочисленные школы, преподававших на языках меньшинств. Оценка была уменьшена также из-за того, что российские власти силой изменили учебные программы на оккупированных территориях, а также угрожали и задерживали местных педагогов, если они не следовали новым указаниям;
- 2 из 4 баллов получила возможность людей в Украине свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не боясь слежки или наказания. На эту оценку повлияло принятие в феврале 2022 года парламентом изменений в Уголовный кодекс, расширивших основания для обвинения в коллаборационизме, включающих в частности публичное отрицание гражданином Украины агрессии России, прославление государства-агрессора или выражение оскорбления в адрес чести и достоинства украинских воинов;
- из-за введенного в стране военного положения, уровень свободы собраний получил 3 балла из 4;
- свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и деятельностью, связанной с управлением, оценена на уровне 2 баллов. Как говорится в аналитической записке, от организаций гражданского общества требуется раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах и структуре собственности в соответствии с законодательством об отмывании денег, которые лидеры многих групп охарактеризовали как вмешательство в их работу. В 2022 году в условиях военного положения организациям гражданского общества запретили использовать иностранные банковские операции. Некоторые общественные активисты сталкиваются с запугиваниями и угрозами, а правоохранительные органы не привлекают всех виновных к ответственности;
- на 2 балла из 4 оценена и свобода профсоюзов и подобных профессиональных или трудовых организаций. Оценка снижена из-за того, что изменения в трудовой кодекс ограничили возможность профсоюзов представлять работников и защищать их права, пока в стране действует военное положение;
- независимость судебной системы в Украине оценили на 1 балл из 4;
- такую же оценку получило и наличие надлежащей правовой процедуры по гражданским и уголовным делам прежде всего из-за того, что, несмотря на формальные гарантии надлежащей правовой процедуры, на практике лица, имеющие финансовые ресурсы и политическое влияние, могут избежать судебного преследования за правонарушения;
- защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и восстаний в связи с вторжением российской армии и связанных с этим ракетных и артиллерийских ударов по гражданским и военным целям оценены в 0 баллов из 4;
- гарантирование законами, политикой и практикой одинаковое отношение к разным слоям населения в Украине аналитики оценили в 2 балла из 4 в частности из-за случаев дискриминации ромского меньшинства и ЛГБТ+, дискриминации со стороны работодателей по полу и возрасту, а также дискриминации женщин во время службы в армии;
- использование людьми свободы передвижения, также испытало негативное влияние из-за вторжения России, объявления мобилизации и связанного с этим запрета мужчинам призывного возраста покидать территорию страны. Кроме того, миллионы людей были вынуждены переселиться из-за насилия, связанного с российским вторжением, и связанные с этим угрозы, такие как мины, препятствовали передвижению внутри страны. Следовательно, оценка этого критерия зафиксирована на уровне 1 балла из 4;
- способность граждан реализовать право собственности и основывать частный бизнес без чрезмерного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов оценена в 2 балла из 4 в частности из-за того, что, несмотря на отмену моратория на продажу земли, покупать и продавать землю сельскохозяйственного назначения могут только физические лица Украины; организации смогут приобрести такую землю с 2024, если все участники будут гражданами Украины;
- по критерию личных социальных свобод, который включает выбор супружеского партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и отсутствие контроля над внешностью, Украина получила 3 балла из 4 из-за отсутствия разрешения на заключение однополых браков и распространенные случаи домашнего насилия;
- наличие фактов торговли женщинами внутри страны и за рубежом с целью занятия проституцией, а также противоречивость некоторых норм принятого в июле 2022 года Трудового кодекса, действующего во время военного положения, стало причиной оценки равенства возможностей и свободы от экономической эксплуатации на уровне 2 из 4 баллов..
В 2021 году Freedom House оценила уровень свободы в Украине в 60 баллов, определив статус украинского государства как «частично свободного».