Как гласит легенда, в 1201 году князь Роман Мстиславович, основатель могущественного Галицко-Волынского княжества на западных границах Руси, охотясь близ волынского села Стожок, получил весть о рождении сына. И в честь его основал город-крепость Данилов.
Древнерусское городище Данилов стояло на высокой горе Троица, неприступной для врагов во все времена. Историки убеждают, что оно выполняло свое основное назначение - служило опорным пунктом, непробиваемым щитом для всей южной Волыни от монгольско-татарских орд, а позже и от крымских татар и ногайцев, не раз нападавших со стороны Подолья. Хорошо укрепленные городища как, например, Данилов, Стожок, Кременец, Збараж, Вишневец и другие были для местных жителей хорошим прибежищем во время нападений врагов и давали возможность обороняться.
Ныне крутые склоны и вершина Даниловой горы покрыты дубово-грабовыми и сосновыми лесами. А ее подножие испещрено рвами и опоясано остатками земляных валов, насыпанными в древнейшие времена в три ряда. Как отмечает историк Владимир Рожко в книге "Пещерные монастыри Волыни и Полесья", из уцелевших по сей день больших каменных глыб были сложены башни-бойницы, соединявшиеся земляными валами в единый комплекс - оборонительную цепь. А система водоснабжения княжеского Данилова ведет начало с подземного горного источника, существующего и поныне.
На сегодняшний день известно, что на Даниловой горе высилась неприступная крепость, которую не смог одолеть хан Батый в 1240 г. Об этом есть упоминание в "Повести временных лет": "И пришел он (Батый) к Каменцу и Изяславу и взял их. А когда увидел, что Кременец и огород Данилов невозможно взять ему, то отошел от них".
Однако Данилов был не только стратегическим оборонительным пунктом. За его стенами скрывались княжеский дворец, административные и жилые здания, рыночная площадь. Здесь бурлила жизнь средневекового города. Его расширил старший сын князя Романа Мстиславича Даниил Галицкий. О духовной жизни жителей городища свидетельствовали монастыри и храмы…
Почти полвека назад на территории городища начались археологические раскопки. В 1961 г. их проводил научный сотрудник Кременецкого краеведческого музея Михаил Островский. А изучив результаты его исследований, в конце 1960-х сюда приехал выдающийся ленинградский археолог, историк и искусствовед Павел Раппопорт, который проводил раскопки вместе с российской коллегой Марианной Малевской. Были найдены остатки фундаментов и стен каменных зданий, изделия из металла, стекла, керамическая посуда, другие вещи.
С того времени основательные археологические исследования Данилова города прервались. А два года назад на территории городища работала археологическая экспедиция Тернопольского областного центра охраны и научных исследований памятников культурного наследия и студентов исторического факультета Тернопольского национального педагогического университета имени В.Гнатюка, которая поставила перед собой три взаимосвязанные задачи: определить, имеет ли это древнерусское городище городской характер; изучить его оборонительные сооружения и исследовать культурный слой городища.
- Фундамент каменного сооружения с керамическими и другими вещевыми находками, которые мы обнаружили, дают основание утверждать, что это древнерусское городище было создано в первой половине XIII века. И мы можем смело связывать его с жизнью князя, а затем короля Даниила, - рассказывает руководитель экспедиции, директор упомянутого областного центра археолог Марина Ягодинская. - В руинах этого сооружения была найдена керамическая плитка с коричневой и красновато-коричневой глазурью. Археологи, имеющие большой опыт в изучении керамической плитки для пола, в частности известный львовский ученый Юрий Лукомский, однозначно говорят: такая плитка происходит либо из церкви, либо же из дворца. Кроме того, в руинах этого здания мы нашли остатки плинфы (плитообразного кирпича), соединенной между собой песчаным раствором. Также найдена оковка от ножен кинжала, керамические горшки, фрагменты стеклянных браслетов, пластинчатые медные браслеты, которые, скорее всего, принадлежали кому-то из дружинников князя.
Участники археологической экспедиции как в одной, так и во второй части княжеского городища нашли остатки железорудного производства. В хозяйственных ямах были железные шлаки, а также остатки глиняных горшков с осадком железной руды.
- В этой местности железной руды не было, - расставляет акценты Марина Ягодинская. - И для того чтобы подготовить железорудный процесс, здесь извлекали болотную руду, которая потом оседала. Затем брали этот осадок и его переплавляли, выковывали. Во второй части городища мы нашли кузницу, а в ней много железного и медного шлака. И, что интереснее всего, было найдено одно глиняное сопло, к тому же оплавленное, которое использовали в работе. Лежало оно в песчаной почве городища. Кроме того, там нашли фрагменты сломанного меча, много ножиков, остатков трубчатых замков. У меня сложилось впечатление, что тогдашние ремесленники собирали вторичный лом для переплавки. Возле кузницы мы нашли остатки косторезной мастерской. Было видно, что в ней изготовляли пуговицы, костяные рукоятки для ножей. Найдены и заготовки, и отходы производства, и целые вещи. Кроме того, натолкнулись на медную чашечку от весов. Пока что не могу сказать, что там взвешивали. Но это свидетельствует о том, что здесь существовала, бурлила торговля. Все эти археологические находки указывают на то, что в этом древнерусском городище стояли здания городского характера с печами. Между мастерскими была площадка, выложенная каменными плитами. А поскольку там была песчаная почва, которая проседала, площадку обновляли несколько раз. В городище было развито ремесло, велась торговля. А это еще одни доказательства того, что оно имело городской характер.
Крепость на Даниловой горе разобрали в 1259 г. по договору князя Даниила с монгольским темником Бурундаем, одним из руководителей Западного похода монгольских войск (1236–1242), которые дошли до Польши, Чехии, Венгрии и Хорватии. Тогда по требованию захватчиков разобрали крепости еще и во Владимире, Львове, Луцке, Кременце, Стожке. С того времени Данилов город утратил свое стратегическое значение и начал понемногу приходить в упадок. Сейчас рядом с Даниловой горой стоит хутор Даниловка Шумского района Тернопольской области.
Последнее письменное упоминание о Даниловграде датировано 1366 годом. В то время польский король Казимир Великий и Великий князь Литовский Любарт Гедиминович заключили соглашение, по которому ряд городов Волыни, в том числе Данилов, переходили к Любарту.
А на Троицкой горе и сейчас привлекает взгляд и призывает прихожан кирпичная церковь святой Троицы с более поздней достройкой (1551 г.). Также здесь мы можем увидеть фундамент бывших монастырских келий. А с восточной стороны горы видны остатки пещерного монастыря, который, скорее всего, был действующим во времена расцвета княжеского города Данилова. И эта божья обитель, как и в соседнем Стожке, относится к первым пещерным монастырям Волыни. Позднее монахи перенесли ее на вершину горы. Там с монастырем произошла страшная беда - нападение монголо-татар, разрушивших святыню. И лишь в XVI в., во время деятельности преподобного Иова Почаевского, монастырь восстановили.
Четырнадцать лет назад неподалеку от села Стожок Шумского района Тернопольской области был организован межобластной искусство-краеведческий фестиваль "Братина". Он проходит на второй день праздника святой Троицы, собирает под свое крыло десятки фольклорно-художественных коллективов и вокалистов изо всей Украины, исполнителей и почитателей песенной поэзии, рыцарских боев и не позволяет забыть о славе и значимости княжьего города Данилова. Но лучше хоть раз приехать сюда и убедиться в этом самим.