Бесспорным кинохитом 60-х годов теперь уже прошлого века в нашей стране стал американский фильм «Великолепная семерка». Благородство его героев на многие годы стало для тогдашней молодежи образцом для подражания. С тех пор инициаторов любого благородного начинания, если их количество соответствует упомянутому числителю, у нас повелось называть великолепной семеркой. Участников пресс-конференции, посвященной началу нового этапа общенациональной программы предупреждения доступа несовершеннолетних к сигаретам, было шестеро. До заветного числа недоставало всего одного.
Организатором и координатором программы предупреждения доступа несовершеннолетних к сигаретам вот уже два года является Общественный совет по социальным проблемам развития подрастающего поколения, который на пресс-конференции представляла его исполнительный директор Марина Галябарник. Действуя по отношению к молодежи убеждением, Общественный совет совершенно справедливо считает, что запрет необходим по отношению к тем взрослым, из рук которых подросток зачастую и получает сигареты, — продавцам табачных изделий. Да, в Украине принят закон, запрещающий продажу табачных изделий молодежи до 18 лет и предусматривающий штрафные санкции за его нарушение. Но в рыночных условиях меркантильные интересы нередко заглушают совесть. Поэтому общество вправе и должно требовать от продавца или владельца торгового заведения гражданской позиции, не позволяющей ему получать доходы за счет тех, кто в силу отсутствия жизненного опыта не в состоянии оценить степень риска, связанного с курением, для собственного здоровья.
Общественный совет объединяет 52 негосударственные организации из 18 областей Украины и г. Киева. Показательно, что постоянную финансовую поддержку новому этапу программы предоставляет АО «Филип Моррис Украина» — всемирно известный производитель сигарет, а в этом году к нему присоединился еще один — ЗАО «Джей Ти Интернешнл Компани Украина». Причем их поддержка не ограничивается финансированием. Представители отделов продаж обеих компаний посещают торговые заведения, общаются с продавцами и владельцами, призывая не отпускать сигареты детям и предлагая для размещения наклейки, информирующие покупателей о том, что здесь не продают сигареты несовершеннолетним.
— Как ответственный производитель и член общества, — заявляет менеджер по связям с общественностью и СМИ компании «Филип Моррис Украина» Татьяна Карпова, — наша компания глубоко убеждена в том, что несовершеннолетние не должны курить и иметь доступ к сигаретам. Мы считаем, что решение о курении должно приниматься исключительно взрослыми людьми, получающими последовательную информацию о риске для здоровья, связанном с курением.
С ней полностью солидарен Александр Авазашвили — координатор по кооперативным вопросам регионов Украины, Кавказа и Молдовы ЗАО «Джей Ти Интернешнл Компани Украина»: «Мы уверены, что только общими усилиями государственных и общественных организаций, родителей, учителей — всех, кто неравнодушен к здоровью и будущему молодежи, можно преодолеть эту проблему».
Свыше 24 тысяч торговых пунктов Украины уже охвачены программой предупреждения доступа несовершеннолетних к табачным изделиям. О ее действенности свидетельствуют результаты опроса, проведенного общественным советом по социальным проблемам развития подрастающего поколения: количество продавцов, ознакомленных с законом, запрещающим продажу сигарет несовершеннолетним, увеличилось с 25 до 59 процентов. Причем 35 процентов из них узнали о существовании этого закона из материалов данной программы.
В пресс-конференции участвовали также вице-президент благотворительного фонда «Институт потребителя» Наталия Бородачева, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Николай Лазебник и генеральный директор СП «Биг-Борд ЛТД» Александр Диденко. Представляемые ими организации — активные партнеры программы, каждая из которых вносит свой вклад в ее осуществление.
Недоставало лишь одного представителя, чтобы объединить их под названием «Великолепная семерка» — представителя государственной власти. Ведь именно она в первую очередь должна доводить принятые законы к непосредственным их исполнителям. И с нее следует спрашивать, почему в стране лишь один из каждых четырех продавцов знает о том, что продажа сигарет несовершеннолетним запрещена законом.