...Да простят мне доктора, лечившие нашу семью, но так уж у нас повелось, что отблагодарить старались не только лечащего врача, но и медсестер. Отец частенько попадал в госпиталь, и его распоряжения порой напоминали шутку из любимого фильма: бутылка коньяка — две, коробка конфет — три, цветы — сколько донесешь. Частенько получалось так, что после разговора с врачом я получала дополнительные инструкции от медсестры, которая хорошо знала, какие капли дать, когда отца мучила бессонница, и чем лучше успокоить фронтовые раны. Доктор, наверное, больше ориентируется на учебники, она — на практический опыт, ведь именно ей приходилось принимать решения во время ночных дежурств и праздников, когда на все отделение остается только дежурный врач и его на всех не хватает. Думаю, у отца было такое уважение и доверие к медсестрам еще и потому, что он был убежден: жизнь во фронтовых госпиталях спасали не только хирурги, но и медсестрички. Искреннее уважение к так называемому среднему медицинскому персоналу я усвоила с детства. А потому, когда у меня родился сын, легко нашла общий язык с пожилой патронажной сестрой. Казалось, Таисия Дмитриевна была фронтовой медсестрой еще во времена Пирогова, хотя ясный ум и ловкость рук сохранила, невзирая на почтенный возраст. Она вынуждена была работать потому, что пенсии хватало только на квартплату и телефон, но, в отличие от многих эскулапов, ни разу не позволила себе взять с нас ни копейки, хотя приходила на помощь по первому же зову. Приходилось выкручиваться — то баночку меда передавала ее больному мужу, то пакет с тушенкой и конфетами просила принять для ее внуков. Но, несмотря на скудную пенсию, больше всего она радовалась, когда получала букет своих любимых, белых как снег, гвоздик...
К чему это я? День медицинского работника навеял, наверное. В преддверии этого праздника звучат и будут еще звучать поздравления и благодарности тем, кто отдает свои силы и знания благородному делу — спасению нашего здоровья и жизней. Но, как повелось, теплые слова в основном адресуют врачам, а медицинские сестры, увы, чаще всего остаются за кадром. Даже Международный день медицинской сестры, который благодарное человечество отмечало в мае, у нас прошел буднично и до обидного скромно — даже профильное министерство его не заметило.
Давно уже уволилась Таисия Дмитриевна — последнее время ей совсем тяжело было ходить, но, тем не менее, после каждой прививки не по телефону расспрашивала, а лично заходила посмотреть, как отреагировал ее маленький пациент. Я придерживалась ее советов, и, слава Богу, период детства мы прошли с сыном благополучно. Потом сколько педиатров и медсестер ни появлялось на нашем участке, такого отношения к ребенку я не встречала. В поликлинике расхожей стала фраза «Как нам платят, так мы и работаем». Если отбросить материнские эмоции, когда приходишь с больным ребенком на прием, то умом понимаешь — хорошо уже то, что за такую ставку медсестры ежедневно появляются на своих рабочих местах.
Проходят годы, все меняется, но медикам как не платили достойную зарплату, так и не платят. Как выходили рядовые врачи и медсестры на нищенскую пенсию — так и выходят. Как они в такой ситуации должны относиться к пациентам? Врачи, особенно в «прибыльных» сферах, конечно, встречают их как кормильцев. Медсестре же добавку к зарплате может обеспечить только сверхурочное дежурство или работа в нескольких местах. Как она подходит после этого к больным? Правильно, с мыслью: вас много, а я одна. И в чем-то она права — у нас в стационарах на одну медсестру действительно пациентов намного больше, чем в европейских или американских клиниках.
Глубоко заблуждается тот, кто думает, что это не имеет особого значения, потому что главным в лечебном учреждении был и остается доктор, вооруженный достижениями науки и техники. Вовсе нет. Успех лечения зависит не только от новых методик, технологий и лекарств, он по-прежнему очень привязан к человеческому фактору. В развитых странах давно это поняли и, проанализировав деятельность медицинских сестер, пришли к выводу, что в стационарах необходимы перемены. И касаются они прежде всего условий труда среднего медицинского персонала. Больницы условно поделили на две категории: в одних для сестринского ухода — хорошая среда, а в других — неудовлетворительная. Что имеется в виду? Большие нагрузки, неадекватность штатного расписания, отсутствие коллегиальности в отношениях с врачами, игнорирование мнения среднего персонала администрацией больницы и т.д. Как правило, все это вместе взятое приводит к эффекту т.н. выгорания, когда медицинская сестра работает как на автопилоте — не замечая ни пациентов, ни их жалоб. Если это состояние «не лечить», оно перерастает в хроническое и закрепляет привычку работать безразлично, по принципу — лишь бы день до вечера. Американские эксперты обнародовали данные своих исследований, которые заставили общество по-иному смотреть на эту проблему. В госпиталях с неудовлетворительной средой медицинские ошибки случаются на 73% чаще, чем там, где создана хорошая среда. На 55% больше фиксируется случаев внутрибольничных инфекций и почти в два раза чаще происходят падения пациентов с травматизмом. Как утверждает Линда Айкен, профессор Университета Пенсильвании (США), если проценты перевести на человеческие жизни, то это составит более 40 тысяч случаев внутрибольничной летальности в год. И цифра эта с каждым годом увеличивается. По мнению ученых, сегодня результат лечения больного на 90% зависит от взаимодействия медсестры и врача, их квалификации и чувства команды.
Аналогичные данные были получены также в Канаде и Великобритании, что позволило экспертам говорить о мировых тенденциях. Как выход из ситуации была предложена концепция под названием «Госпитали «Магнит», которая из США распространилась по всему миру и вызвала живой интерес специалистов. К слову, она стала предметом активного обсуждения на международном конгрессе Всемирного альянса за безопасность пациентов, который проводился под эгидой ВОЗ. Собственно, сама концепция базируется на 14 стандартах сестринского управления и клинической практики, которые в конечном итоге изменяют культуру безопасности и улучшают исход лечения пациентов. Хотелось бы воочию увидеть, как это происходит в стационаре какой-нибудь больницы, но, боюсь, в Украине такого опыта нет и не скоро будет. Поэтому так интересно было слушать профессора Я. Накатиса, президента санкт-петербургской клиники «Медсанчасть-122», в которой уже пять лет внедряется программа «Магнит».
— Мы наблюдали ту важную роль, которую играют медсестры в наиболее успешных госпиталях США, и поставили себе цель — создать аналогичные условия в нашем медицинском учреждении. Но это требует не только больших управленческих изменений, но и немалых финансовых затрат, поэтому пришлось начинать с одного небольшого отделения, где всего 17 коек, — объясняет профессор. — Начали с конкурса — из сотни желающих отобрали двадцать лучших сестер, которые затем прошли стажировку в США. Потом провели эксперимент: половина работала в обычном режиме — по 14 часов, а другая половина — по 12. Проанализировав ситуацию, мы вскоре всех перевели на сокращенный режим, правда, пришлось менять график дежурств, пересчитывать нагрузки и т.д. Но результат того стоил — о «выгорании» мы постепенно забыли. Сегодня по программе «Магнит» у нас работают уже три отделения, но, конечно, заветная мечта — внедрить все 14 стандартов во всех отделениях».
Одна из проблем, с которой столкнулись в клинике, — образование медсестер. Как правило, они приходят после медицинского училища. Но сегодня среднего медицинского образования для работы в современной больнице недостаточно. На первых порах обязали врачей проводить ликбезы — знакомить с новинками науки и техники, обучать работе на современном диагностическом и манипуляционном оборудовании. Но в общем пришли к мнению, что медицинские сестры тоже обязаны получать высшее образование, а преподавать на таких факультетах должны не только врачи, но и опытные медсестры — именно они могут научить тому, чего нет в учебниках для врачей.
И все же не это было главным в реформировании. Самым сложным было изменить, а точнее — сломать те отношения между врачами и медсестрами, которые зачастую строились по принципу — барин и слуга. Не секрет, что во многих больницах доктора ведут себя со средним медперсоналом свысока, все назначения диктуются командным голосом и никаких «но», никаких обсуждений и дискуссий. Однако в той же санкт-петербургской клинике подсчитали, что врач в стационаре наблюдает пациента и проводит с ним около 14% времени, а медсестра — более 50%. При этом именно сестрички являются системой надзора, направленной на раннее выявление неблагоприятных проявлений, — они первыми замечают реакцию пациентов на лекарства и манипуляции, сопоставляют и делают выводы о правильности диагноза и адекватности назначенной терапии. Нынче в отделениях процесс построен так, что медсестры участвуют во многих делах клиники, они тоже подают заявки на необходимые инструменты, материалы и медпрепараты. Кстати, старшей медсестре обязаны подчиняться даже врачи.
По истечении трехлетнего этапа этой программы коллектив клиники собрался на конференцию, чтобы проанализировать чего достигли, куда двигаться дальше. За это время количество жалоб от пациентов и их родственников на средний медперсонал уменьшилось на треть. Ровно в три раза снизилось количество ошибок, которые допускались при введении лекарств пациентам. В отделениях было проведено расширенное анкетирование, чтобы выяснить, как изменились взаимоотношения в коллективе. По мнению медсестер, их роль в делах клиники возросла с 10% до 90%, теперь администрация гораздо внимательнее прислушивается к их мнению — показатель увеличился с 50 до 72% . Потеплели отношения с врачами, которые вынуждены признавать вклад медсестер в оказание качественной помощи — раньше такой демократизм проявляли 50% докторов, а теперь — более 75%. К тому же с 5% до 80% выросла их уверенность в том, что принимаемые медсестрами решения были научно обоснованными. И самое важное — почти 92% сестер уверены, что в коллективе сложились уважительные, коллегиальные отношения.
Сам собой напрашивается вопрос — а кто, кроме самих медсестер, заметил эти изменения? По словам руководства клиники, заметили все — пациенты, доктора и конкуренты. Несмотря на то, что клиника находится на окраине Санкт-Петербурга, желающих здесь лечиться очень много, иногда даже приходится ждать госпитализации. О том, что врачи поддерживают программу «Магнит», свидетельствует и тот факт, что они требуют от администрации поскорее внедрять стандарты во всех отделениях клиники. Слава о супермедсестрах муниципальной больницы быстро распространилась по северной столице, и рекруты взялись активно переманивать кадры в частные клиники. К сожалению, вопрос зарплаты никак не удается решить мирным путем — те 400 долларов, которые получают здесь медсестры, не идут в сравнение с тем, что им предлагается на новом месте, говорят, сумма увеличивается в три-четыре раза. Стало быть, руководители знают, за что платят.
Похоже, клиника на Неве является пионером на пути внедрения программы «Магнит» на всем постсоветском пространстве — даже москвичи ничем подобным не могли похвалиться в рамках международного конгресса. Опыт Санкт-Петербурга не просто заинтересовал многих, но и убедил в том, что назрела необходимость фундаментального реформирования среды, в которой трудятся медсестры, так как это эффективный путь обеспечения безопасности госпитализированных больных.
По всем прогнозам у нас в ближайшем будущем не только в селах, но и в городах будет ощущаться значительный дефицит медицинских сестер. И не только потому, что они массово уезжают на заработки за границу. По данным специалистов Киевского национального медуниверситета, за последние годы значительно сократилась подготовка и выпуск медсестер — более чем на 60%. Не много находится желающих зарабатывать себе на хлеб таким тяжелым трудом. Тем более что с ними никто не считается — ни администрация, ни врачи, ни пациенты. Что бы ни случилось с больным, виновата, как правило, медсестра. Вспомните недавние события вокруг пробы Манту, когда в нескольких областях возникли проблемы со здоровьем у сотен детей. Нужно было срочно найти стрелочника. Невестки, помнится, тоже в хате не было, только свытка ее висела, но она до сих пор во всем виновата, — так и с медсестрами вышло, которые, по мнению чиновников Минздрава, допустили «некорректное введение препарата».
В Украине уже второй десяток лет идут разговоры о реформировании системы здравоохранения, которые плавно перетекли в тему «дорожной карты». Пока что нет у нас ни такой карты, ни такого глобуса, где бы мало-мальски прослеживался реальный маршрут реформы. А чемоданное настроение чиновников Минздрава, которое год назад перешло в тяжелую хроническую форму, любого реформатора со временем переквалифицирует в сусанина.
Не добавляет оптимизма и позиция правительства, которую озвучил на коллегии Минздрава и.о. премьер-министра Ю.Ехануров, когда с раздражением заметил: «Каждая моя поездка по стране заканчивалась жалобой очередной медсестры на зарплату в 400 гривен. С этим надо что-то делать!» (Проще всего, наверное, на время визита государственных мужей в провинцию изолировать недовольных медсестер. Не зарплату же им повышать, в самом деле!) Нам ли в этой ситуации говорить о 14 стандартах программы «Магнит», которые реально помогают создавать в медицинских учреждениях условия как для работы, так и для лечения. Пока что клиника, дружественная к пациенту, так и остается нашей голубой мечтой, путь к которой, увы, указан не на нашей «дорожной карте».