Фармакоэкономика «на глазок». Изменить порядок обеспечения инсулинами больных сахарным диабетом позволят бесплатный рецепт и фиксированные цены

16 апреля, 2010, 15:30 Распечатать

Одной из самых «болезненных» статей Государственного бюджета Украины традиционно является здравоохранение...

Одной из самых «болезненных» статей Государственного бюджета Украины традиционно является здравоохранение. Расходы на нее, вопреки обещаниям многочисленных чиновников и политиков, едва переваливают за 2% от ВВП (в последние годы они составляли 2,2—2,4%) — вместо 7%, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. При этом даже выделенные суммы тратятся не исходя из принципов фармакоэкономики, а, как говорится, «на глазок».

Наиболее яркий пример тому — система обеспечения больных сахарным диабетом необходимыми им препаратами инсулина.

Сегодня для реализации лекарств в стране разработано большое количество документов, регламентирующих работу оптовых компаний и аптек: это и размеры торгового зала, склада, и показатели температурного режима, квалификация провизоров и так далее. Однако с инсулинами ситуация принципиально иная. Украина — чуть ли не единственная страна в цивилизованном мире, в которой действует примитивная, архаичная и совершенно не эффективная схема.

Заказанные областями лекарства (зачастую при этом не учитываются реальные потребности как по количеству, так и по ассортименту препаратов) поступают лично врачам-эндокринологам, хранятся у них в кабинетах. В результате врач-эндокринолог превратился, образно говоря, в заведующего складом, который должен по накладной принять препараты, сохранять их в холодильнике (о какой непрерывной холодовой цепи может идти речь, если агрегаты эти не всегда исправны, а в районах часто отключают электричество!), а затем выдавать по ведомости больным.

Но в обязанности врача вовсе не входят функции кладовщика! Эндокринолог обязан заниматься исключительно лечением пациентов — тем, чему его учили в медицинском вузе, и чем занимаются его коллеги, специализирующиеся на других заболеваниях.

Если при этом учесть, что в большинстве районов врач-эндокринолог всего один, то можно понять, какую загрузку он несет, проводя прием больных, консультируя в стационаре, предоставляя помощь при неотложных состояниях. К тому же диабет — далеко не единственное заболевание, входящее в сферу его деятельности. Заниматься бухгалтерией в такой ситуации означает отнимать время у самих пациентов.

Если бы такая ситуация возникла в любой цивилизованной стране мира, то это, естественно, вызвало справедливый протест со стороны врачей. Ведь за рубежом давным-давно отказались от централизованных закупок и перешли на рецептурную форму отпуска инсулинов, при которой врач на основании обследования и результатов анализов выписывает пациенту рецепт на бесплатное получение необходимого препарата, с которым тот отправляется в ближайшую муниципальную аптеку и получает лекарство.

Самое интересное, что некоторое время назад подобная система существовала и в нашей стране, но потом, видимо, кому-то она показалась невыгодной. В самом деле, куда лучше взять в свои руки финансы района или области, проводить печально известные тендеры, которые никогда не были прозрачными (из-за чего по всей стране при формально достаточном выделении средств на закупку инсулинов каждый год возникали проблемы, связанные с отсутствием нужных препаратов), и получать «откаты». Это обусловлено резким увеличением использования в лечении аналоговых инсулинов и лантуса. Хотя дешевле лечение обходится при закупке флаконных форм. Для примера: за 2009 год аналоги и лантус получали для лечения 11% пациентов, на это было затрачено 34% бюджета.

Средняя стоимость лечения одного пациента в год (по данным 2009 года) человеческим инсулином составляет:

2000 грн. — украинские флаконы; 2500 грн. – украинские картриджи; 2600 грн. – импортные флаконы; 3200 грн. – импортные картриджи; 7200 грн. – импортные аналоги; 11400 грн. – лантус.

Таким образом, в случае уменьшения закупки импортных картриджей, аналогов и лантуса, потребность в финансировании можно уменьшить на 100 млн. грн. При этом дети, подростки и беременные женщины, болеющие сахарным диабетом, будут полностью обеспечены картриджными формами инсулина.

Вопрос введения рецептурной формы отпуска препаратов инсулина не терпит отлагательства. Необходимо использовать наработки в этом вопросе предыдущих лет, а также весьма положительный опыт Черниговской и Полтавской областей, в которых рецептурная система отпуска бесплатных инсулинов работает уже достаточно долгое время.

Переход на рецептурную систему обеспечения больных сахарным диабетом обсуждается в нашей стране уже два года. За это время был принят ряд приказов Министерства здравоохранения Украины, разработаны проекты приказов, касающиеся проблемных вопросов, мешающих внедрению этой системы во всей стране. Речь идет, в частности, о приказе Минздрава Украины № 365 «Об утверждении Порядка ведения реестра больных сахарным диабетом» от 28.05.2009 года, приказ МЗ №356 «Об утверждении протоколов предоставления медицинской помощи по специальности «Эндокринология» от 12.05.2009 года. Долгое время обсуждается проект приказа МЗ «Об утверждении порядка определения на конкурсной основе уполномоченных аптечных учреждений для отпуска больным сахарным диабетом препаратов инсулина».

Более того, есть даже проект постановления Кабинета министров Украины о внедрении рецептурной формы отпуска инсулинов. Кстати, этот вопрос обсуждался еще 15 марта 2008 года на заседании Общественного совета при Минздраве Украины и 2 июля этого же года на расширенном заседании Координационного совета по вопросам предоставления медицинской помощи больным сахарным диабетом, где была полностью поддержана такая форма отпуска препаратов инсулина. Но воз, как видно, и ныне там…

Может, в самом деле, пришло время государству пересмотреть свои позиции по отношению к здравоохранению, поскольку с каждым годом такое «невмешательство» становится все более невыгодным с экономической точки зрения. Как известно, достижение эффекта лечения диабета определяется степенью компенсации заболевания. У нас же, даже те больные, которые пользуются дорогими импортными препаратами, в результате неэффективной экономической политики государства в области здравоохранения, не достигают нужной компенсации. А это означает, что у них развиваются осложнения, лечение которых обходится намного дороже. Согласно статистике, инсулины занимают лишь 18% в структуре лечения сахарного диабета. Все остальное — лечение его последствий. Грамотное использование госфинансирования программ обеспечения больных инсулинами могли бы серьезно снизить общие затраты государства на лечение этого заболевания.

В последнее время ведется очень много дискуссий относительно глобальных реформ в отрасли, подсчитываются затраты, обсуждаются возможные выгоды и риски. Но, может не стоит пока браться за столь масштабные реформы, тем более, что страна находится в сложной финансово-экономической и социальной ситуации? Может, разумнее заняться реформами, на первый взгляд, менее заметными, но которые позволили бы существенно повысить эффективность затрат государства на программы снабжения препаратами инсулина диабета, а следовательно, и эффективность лечения больных сахарным диабетом?

Один из возможных путей наведения порядка в этой области заключается в фиксировании цен производителя и аптечной наценки. Существующая до сих пор практика основывалась главным образом на ограничении аптечной наценки, что само по себе не дает сколь-нибудь значимого эффекта, а в неблагоприятной экономической ситуации (при росте инфляции, курса валют) практически не влияет на возможности производителей повышать цены. Фиксирование же цены на препарат производителя, разумная государственная политика, предусматривающая системы госзаказа и реинбурсации (компенсации производителю затрат, связанных с реализацией «социальных» препаратов), в сочетании с четким ограничением наценок в аптеках и рецептурным отпуском препаратов инсулина, позволит наладить четкий механизм снабжения больных лекарствами и снизит расходы на лечение больных сахарным диабетом.

Больше всего от этого, конечно же, выиграет пациент, который получит гарантированное и прогнозированное обеспечение качественными препаратами. В выигрыше окажется и врач, который избавится от несвойственной ему функции хранения и отпуска инсулинов. Переход на данную систему поставки препаратов инсулина для больных сахарным диабетом приблизит нас и к мировой практике обеспечения населения лекарственными средствами.

Собственно, для введения такой системы нужно не так уж и много. Нужно начать осуществлять реализацию инсулинов через уполномоченные аптечные сети, которые выбираются местными органами здравоохранения с учетом всех возможностей аптек. Министерство здравоохранения, в свою очередь, должно установить единую максимальную аптечную наценку и разработать льготные рецепты строгой отчетности и порядок их использования, а также утвердить базовые препараты инсулина в соответствии с уже утвержденными протоколами предоставления медицинской помощи больным сахарным диабетом.

Поворотным моментом в реализации новой системы может стать госбюджет уже нынешнего года, в который необходимо внести изменения относительно финансирования комплексной программы «Сахарный диабет», закрепив создание и внедрение рецептурной формы обеспечения больных сахарным диабетом препаратами инсулина.

Очень хочется надеяться, что при рассмотрении бюджета-2010 будет проявлен здравый смысл и простое человеческое участие к врачам и пациентам, которые из-за отсутствия цивилизованной системы обеспечения лекарствами теряют свое здоровье, а нередко и саму жизнь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно