Детское питание: каша с бюрократическими добавками

Поделиться
Почти год украинские малыши, появившиеся на свет со страшным диагнозом «диабет», были лишены жизненно важного для них специального питания...

Почти год украинские малыши, появившиеся на свет со страшным диагнозом «диабет», были лишены жизненно важного для них специального питания. Одни родители пытались правдами и неправдами доставлять коробочки с питанием из-за рубежа, а другим ничего не осталось, как перевести кроху на обычное питание, и с каждым кормлением подвергать его здоровье риску.

Понадобилось личное и волевое вмешательство нового главного санитарного врача Украины, чтобы срочно разрешить проблему регистрации упомянутых продуктов и решить остро стоящий вопрос. Один из многих, накопившихся за последнее время.

В первую очередь речь идет о государственном предприятии «Центр реестров государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины» Министерства здравоохранения. Несмотря на свое название, организация, созданная предыдущим руководством в 2003 году, сразу же отдалилась в своей деятельности от самой Государственной санэпидслужбы, занявшись созданием новой системы регистрации и перерегистрации специальных пищевых продуктов. По мнению предпринимателей, именно эта система стала бюрократичной, непрозрачной и значительно более затратной: главным образом, «благодаря» тому, что между государством и производителями появились посредники.

Новое руководство Государственной санитарно-эпидемиологической службы, назначенное три месяца назад, сразу инициировало разработку проекта постановления Кабмина о порядке регистрации специальных пищевых продуктов, упраздняющего предыдущую громоздкую схему.

— Процедура регистрации должна быть максимально четкой, понятной и прозрачной, — считает главный государственный санитарный врач, первый заместитель министра здравоохранения Сергей БЕРЕЖНОВ. — К примеру, сейчас предприниматель, начиная процедуру регистрации, не знает, сколько времени займет этот процесс, какие пороги ему придется обить и в какую сумму все выльется. Мы обязаны убрать всяких посредников и установить принцип «единого окна», как того требуют президент, правительство Украины да и просто здравый смысл: человек приходит в одну организацию, сдает все необходимые документы, оплачивает по определенным Кабмином тарифам стоимость проведения экспертизы (при этом, заметьте, требования к ней нисколько не снижаются), и через четко определенное время получает обоснованный ответ — «да» или «нет». Если «да», то в течение двух-трех дней его заносят в государственный реестр с присвоением регистрационного номера.

Безотлагательно принять столь решительные меры санслужбу подтолкнули многочисленные обращения предпринимателей, жалующихся на громоздкий процесс легализации на рынке. Нередко одни и те же документы приходится подавать в несколько структур, тратить массу времени и денег.

Так в чем вопрос? Решили, отменили, исправили… Нет уж. Структура, а точнее те, кто стоял и стоит за ней по сей день, не собираются сдавать позиции без боя. На руководство службы посыпались жалобы в разные инстанции, а предпринимателям воздвигли барьер еще круче. Чтобы неповадно было проявлять недовольство.

— Уже более трех месяцев операторы рынка пищевых продуктов — а это более 400 отечественных предприятий — не могут нормально работать, несут огромные убытки, а многие и вовсе находятся на грани банкротства, — рассказывает президент Международной ассоциации производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов Елена ШЕВЧУК. — Несмотря на то, что по закону проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз, регистрацией и ведением реестра специальных пищевых продуктов должна заниматься Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, в 2003 году эти полномочия были переданы Центру реестров.

— По идее, для предпринимателей практически ничего не должно было измениться.

— Только по идее. Стоимость и сроки получения разрешительных документов увеличились на порядок. Сегодня на это может уйти пять-шесть месяцев, тогда как раньше эта же процедура проводилась за 30—45 дней. А стоимость регистрации одного наименования продукции возросла до восьми тысяч и выше. Мало того, при прежнем руководстве Государственной санитарно-эпидемиологической службы были приняты документы, согласно которым специальные продукты питания должны проходить практически такую же процедуру регистрации, как и лекарственные средства. Такой практики нет ни в одной стране мира.

На первый взгляд, действительно может показаться: чем больше контроля, тем лучше. Особенно, если речь идет о специальном питании — детском, лечебном, спортивном или диетическом. Реально же все как раз наоборот: именно огромное количество этапов регистрации привело к тому, что на нашем рынке практически нет отечественного детского питания, днем с огнем не найти лечебно-профилактического, а большинство из легально продающегося в магазинах и аптеках — невероятно дорогое.

— Если производитель заявляет о лечебных свойствах своего товара, то он должен проходить регистрацию как лекарственный препарат, — убеждена бывший главный государственный санитарный врач Ольга БОБЫЛЕВА. — Все остальное, что является добавкой к диетическому рациону, продуктом питания специального назначения, должно пройти серьезную научную экспертизу (за ее проведением всегда очень строго следили). Для этого достаточно, чтобы какая-то авторитетная научная организация проанализировала все, что предоставлено, провела те исследования, которые она считает необходимыми, и выдала экспертное заключение. В нем должно значиться, что продукт обладает свойствами специального пищевого продукта такой-то направленности и может быть зарегистрирован в официальном порядке. Получив это заключение, производитель должен заплатить, сколько положено, а точнее по утвержденным Кабинетом министров Украины тарифам и все. Больше никакие этапы не требуются.

— Специальные пищевые продукты, несомненно, требуют особого внимания государства, — комментирует известный специалист в области гигиены питания, кандидат медицинских наук Анатолий ПОДРУШНЯК. — Их регистрация необходима, в первую очередь, для того, чтобы определить показатели качества и безопасности каждого продукта, подтвердить его специфичность. Кроме того, необходимо о каждом таком продукте иметь обобщенную информацию, по которой он легко отслеживался бы на территории страны, и любой человек мог бы, обратившись в указанный при регистрации орган, получить необходимые консультации об особенностях продукта, рекомендации о его правильном потреблении, все имеющиеся предостережения и так далее.

Другое дело, как эта регистрация должна осуществляться. Одно время, когда главгосом была та же Ольга Бобылева, все сводилось к проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Это, как мне кажется, наиболее разумный и рациональный путь, который, кстати, поддерживается всеми без исключения, включая и специалистов, и производителей.

— Говорят, что, проводя исследование, экспертные комиссии не привлекают к работе профильных специалистов, например педиатров, при экспертизе детского питания.

— Вы видели хотя бы раз, как выглядит экспертное заключение и кто его подписывает? В состав экспертной комиссии, как правило, входят крупные ученые, авторитетные в своей области, опытные специалисты высокой квалификации. Такая комиссия имеет все необходимое методическое и техническое обеспечение и потому может самостоятельно решить, выдать документ о государственной регистрации или нет. Никаких дополнительных органов для выдачи такого заключения не требуется.

Вопреки здравому смыслу, были созданы какие-то дополнительные комиссии, которые повторяли сделанное при проведении государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

— То есть, к примеру, тот или иной институт проводит экспертизу, отдает результаты в центр регистрации, а тот начинает перепроверять?

— Расскажу весьма показательный в этом плане случай. К нам в Институт экогигиены и токсикологии им. Л.Медведя привезли из-за рубежа детскую кашу. Она прошла тестирование на базе нашего «Охматдета», в детских учреждениях, продукт рассмотрели клиницисты с точки зрения состава, были изучены отчеты двух зарубежных клинических учреждений, в нашем институте провели испытания всех ее заявленных свойств, спецификацию на безопасность и клинические испытания, государственную экспертизу на наличие опасных загрязнителей — пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов и пр. Разработали этикетку, подготовили рекомендации по применению — с какого месяца, как вводить в рацион ребенка. В заключении написали, что эта каша относится к специальным продуктам, а именно — детскому питанию, и может быть зарегистрирована на территории Украины. Под этим подписались главный детский диетолог Украины, 15 специалистов — докторов наук по клинической медицине, химиков, токсикологов.

После этого все документы направили в центр на регистрацию. Там порадовались хорошо составленному документу и сказали: поскольку у вас тут восемь каш (а была на самом деле одна, но с разными добавками — яблоком, клубникой и др.), заплатите в кассу 463 грн., принесите еще три экземпляра документа, мы их отдадим для изучения трем специалистам, они за двадцать дней проработают материалы и дадут заключение о том, что этот продукт является продуктом детского питания (!).

Затем эти три папки мы дадим следующим трем нашим специалистам из другой комиссии (за это опять нужно доплатить 463 грн.), они еще раз рассмотрят документы и примут решение, можно ли этот продукт зарегистрировать. На все это им тоже потребуется не более (!) двадцати дней. За регистрацию каждого вида одной и той же каши пришлось заплатить по 1843 грн. В результате выложили 20 тысяч грн. за уже сделанную работу, фактически только за то, что эксперты центра просто почитали (а может, и не читали?) подготовленные документы! Вряд ли они смогли бы за двадцать дней провести свое собственное исследование.

Хорошо, что уже был готовый документ с результатами экспертизы. Обычно же предлагают принести все имеющиеся на товар документы, которые посмотрят специалисты и решат, в каком учреждении нужно проводить экспертизу. Разумеется, за такой «совет» тоже необходимо заплатить. После этого бедного предпринимателя начинают направлять в самые разные учреждения: в одном должны проверить товар на наличие тяжелых металлов, в другом — на пестициды, а в третьем — провести клинические испытания.

Каждый раз нужно готовить новый набор документов, заключать договор, платить огромные суммы. И длится все это три-пять месяцев. Когда же все работы проведены и предприниматель надеется, что наконец-то получит свидетельство о регистрации, его, как и в нашем случае, просят подготовить документы в трех экземплярах, заплатить 463 грн., подождать двадцать дней…

— По закону экспертиза должна длиться около месяца.

— Это если речь идет об обычной экспертизе. В центре ввели новый срок — 90 дней и еще 120 — если возникают вопросы. Как правило, вопросы возникают всегда.

* * *

Документы, упраздняющие столь забюрократизированную и коррупционную систему, в данное время проходят согласования в других министерствах и в ближайшее время будут поданы на рассмотрение в Кабмин.

Так что, вполне возможно, уже совсем скоро рынок специальных пищевых продуктов вздохнет с облегчением…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме