Формирование системы национального образования в много- культурной среде Крыма - актуальная политическая задача
Сама постановка вопроса о национальном образовании в Крыму свидетельствует о том, что крымское общество от решения простейших задач возвращения и обустройства депортированных переходит к решению проблем более высокого порядка. Однако задача создания системы национального образования (или на первых порах хотя бы системы образования на национальных языках, что далеко не одно и то же) связана с множеством сложностей. Сегодня уже недостаточно воспринимать национальное образование как фактор общественного согласия - это верно, но далеко не все. Требует исследования сам механизм функционирования национального образования, его взаимосвязь с другими общественными факторами. Национальное образование - это фактор и социально-культурной, и социально-психологической, и исторической, и экономической сфер, это и фактор политики. Без национального образования невозможно существование самой нации. Поэтому неудивительно и то, что вопрос поставлен народами, возвратившимися из депортации, и то, что он приобретает политическую окраску.
в Ялте состоялась научная конференция «Проблемы образования для национальных меньшинств Крыма», в которой приняли участие представители администрации Президента, Верховной Рады и Кабинета министров Украины, министерства образования, государственного комитета по делам национальностей, вузов, общественных и национально-культурных организаций Украины и Крыма, международные эксперты. Конференция была организована Фондом «Відродження» и Фондом по межэтническим отношениям ОБСЕ.
Сегодня можно говорить о том, что в Советском Союзе национальное образование планомерно в одних местах уничтожалось, а в других, где его одномоментное уничтожение было невозможным, - оно медленно, но постепенно сокращалось. До войны в Крыму, например, из 40 тысяч крымскотатарских детей 87 процентов обучались на родном языке. Существовали также немецкие, армянские, греческие, болгарские и другие школы, где национальное образование было естественным образом организовано в необходимых объемах. Однако сталинским режимом на полуострове было уничтожено больше 860 крымскотатарских, 165 немецких и много других школ, 1180 национальных крымскотатарских и много других библиотек, больше 25 миллионов книг. Активно работали также институт литературы, техникумы для подготовки национальных учительских кадров, определенную образовательную роль выполняли национальные театры, сотни художественных коллективов. Но и они были отправлены в небытие. В «мирное» время, несмотря на гласно пропагандируемый лозунг о «двуединой тенденции» - расцвете и взаимообогащении, - наступление на национальные школы продолжалось и по всей Украине - уже в 60-80-х годах многие из них были просто преобразованы в русскоязычные, планомерно переводилась на русский язык и система высшего образования. Сегодня всего в 6 школах Крыма, которые с разной степенью условности можно назвать национальными, поскольку родной язык в некоторых изучается только как предмет, обучаются всего 1830 крымскотатарских детей, что составляет меньше 5 процентов подрастающего поколения из семей, возвратившихся из депортации.
Сейчас в Крыму много делается для восстановления системы национального образования депортированных народов, которую по сути нужно создавать заново. Для подготовки национальных педагогических кадров образован Крымский индустриально-педагогический институт, в котором учится 750 студентов, в основном крымских татар. По утверждению его ректора Февзи Якубова, для создания основ системы национального крымскотатарского образования необходима подготовка и издание 78 новых учебников, над которыми уже работают 117 авторов. Специально для этого создано книжное издательство «Крымучпедгиз». Шесть учебников уже готовы в рукописи, некоторые готовы наполовину, к иным еще и не приступали. Работа должна быть завершена до 2005 года. Министерством образования Крыма уже практически закончена работа по подготовке целостной концепции национального образования, учитывающего потребности и состояние национальностей Крыма и мировой опыт. Аналогичная концепция разрабатывается и Министерством образования Украины, завершение ее первой очереди планируется к маю нынешнего года, а окончательная доработка займет еще несколько лет.
Основной тормоз - отсутствие денег для подготовки и издания учебников, формирования корпуса национальных педагогических кадров. И хотя государство выделило для этих целей значительные средства, но их далеко недостаточно для реализации этой сложной задачи. Поэтому в Крыму с благодарностью воспринимают стремление разных донорских организаций помочь национальным общинам в создании систем национального образования. Так, Фонд межэтнических отношений ОБСЕ намерен выделить деньги напрямую на подготовку и издание учебников. Фонд «Відродження» подготовил многоплановую программу «Интеграция в украинское общество крымскотатарского народа, армян, болгар, греков и немцев, подвергшихся депортации», две трети средств которой в течение трех лет планируется направить на создание системы национальной школы в Крыму.
Сам процесс возрождения национальной школы в Крыму - это фактор обогащения и содержательного наполнения образования. Как говорил на конференции заместитель министра образования Крыма Энвер Умеров этот процесс характеризуется формированием не только объективного многоязычия, но и взаимным обогащением культур, соединением достижений многих педагогических школ, в том числе нескольких народных педагогик, включением в работу большого научного и интеллектуального потенциала, прибывшего в Украину вместе с репатриантами. Это будет способствовать укреплению культурных связей Украины с другими странами, развитию новых направлений в культуре, праве, искусстве, хозяйстве, промышленности, политике и других отраслях жизни. Задачу создания национальной школы крымскотатарскому народу приходится решать совместно с переводом национальной письменности на латинскую графику, более свойственную строю тюркского в своей основе крымскотатарского языка. И здесь не обойтись без использования мирового опыта, привлечения соответствующих научных сил.
Выступая на конференции, профессор Лондонского университета (институт образования) Криспин Джоунс подчеркнул деликатность и политическую остроту проблемы национального образования. С одной стороны, разнообразие в образовании, если оно поддерживается государством, «может составлять угрозу единству», с другой - если оно сдерживается государством, оно опять перерастает в угрозу единству. Этот парадокс может быть разрешен только осторожной и сбалансированной политикой в области образования, а для проведения ее у нас иногда не хватает и опыта, и средств. По сведениям Криспина Джоунса, в мире существует больше 6000 языков и 220 государств. Получается, что подавляющее большинство населения обходится незначительным количеством языков (примерно около 100), а 5900 языками пользуются всего 5 процентов населения мира. В Австралии под угрозой исчезновения находится примерно 600 языков аборигенных народностей. Считается, что ежегодно там умирает до трех языков. Общепризнанным является также факт, что языки сохраняет не школа, но общая обстановка в государстве и в первую очередь многочисленность и существование самих носителей языка. Образование также не может заменить этнического воспитания в семье, как подчеркивал эксперт Института открытого общества (Будапешт) Питер Радо. Особенность этого процесса состоит в том, что сохранение этнической идентичности в процессе интеграции национальных общин возможно только в том случае, если отдельные персоналии будут интегрированы в более крупные сообщества - сообщества меньшинств. Интеграция разобщенных людей в более сильную этническую общность неминуемо обернется их ассимиляцией. Однако только в демократической школе, как подчеркнул депутат Верховного Совета Крыма Надир Бекиров, возможно воспитание этнической терпимости.
Эти мысли особенно актуальны для анализа положения украинской общины Крыма, которая составляет меньшинство общества, но правами меньшинства не может воспользоваться. Хоть даже по переписи численность украинского населения Крыма составляет 700-800 тысяч человек (а по некоторым сведениям, оно превышает один миллион человек), в Крыму до сих пор нет ни одной украинской школы, не во всех школах изучается украинский язык даже как предмет. Получается, что украинская национальная школа, утверждаясь во всем государстве, пока не распространяется на пространство крымской автономии, остающейся пока полностью русскоязычной. Даже в тех населенных пунктах, где украинское населения составляет больше 50 процентов (а их больше 100), существуют только русскоязычные школы. По мнению эксперта из Института демократии имени Пилипа Орлика Натальи Белицер, международное право, в частности рекомендации парламентской ассамблеи Совета Европы № 1201 1993 года, распространяет механизм защиты прав национальных меньшинств на титульные нации в том случае, если в том или другом регионе они составляют фактическое меньшинство. Однако пока и украинское государство, и международные организации, опасаясь необоснованных обвинений в насильственной украинизации, проявляют пассивность и медлительность в создании на полуострове украинских школ, хотя крымские украинцы хотят учиться на своем родном языке не меньше, чем бывшие депортированные народы.
Они хотят, как подчеркнул в дискуссии член-корреспондент Крымской академии наук Петр Вольвач, чтобы в отношении их скорее был прекращен процесс русификации и восстановлена справедливость в области образования. Это ничуть не должно ущемить интересы русской общины Крыма, являющейся этническим большинством населения, обучение в которой должно остаться в дальнейшем и русскоязычным, и русскокультурным.
По мнению депутата Верховного Совета Крыма Леннура Арифова, созданию системы национального образования в Украине не способствует и существующее законодательство в этой области. И Конституция, и закон о языках, и закон об образовании в отношении создания национальных школ содержат не обязательные, а разрешительные нормы. Всякий же чиновник слова «может создаваться национальная школа» понимает только как «может и НЕ создаваться», ибо ничто не обязывает его их создавать. Это же справедливо и в отношении государственной украинской школы в крымской автономии, где таковой до сих пор считается почему-то русская школа. Он считает, что в области образования украинское законодательство «недостаточно близко к идеалу», ибо в Гаагских рекомендациях по правам меньшинств сказано, что «государствам следует проводить активную политику по отношению к правам меньшинств в области образования», оно должно принять меры для «активного осуществления языковых прав меньшинств»...