В школах уже сегодня не хватает учителей. А среди тех, кто есть, почти половина не планирует оставаться в профессии до 2030 года. Эта информация вызвала общественный резонанс. По состоянию на сегодняшний день в Украине катастрофическая нехватка учителей по математике, английскому языку и информатике.
Учителей можно понять — не будет пользоваться спросом работа с такими высокими ответственностью и нагрузкой и такими низкими зарплатой и социальным статусом. Скажем откровенно, для обеспечения достойной оплаты труда учителей в таком количестве, как сегодня (а это 350 000), стране не хватит средств. Если средний уровень зарплаты должен быть хотя бы тысяч 30 на руки, тогда только на эту статью в бюджете будет приходиться около 200 млрд грн в год с учетом налогов. Для сравнения, весь бюджет на образование в 2024 году составлял 172 млрд грн.
Следовательно, мы не можем изменить ситуацию и обеспечить достойные условия труда для всех учителей при текущем количестве педагогов и без значительного увеличения экономики. Но это не означает, что «все пропало». Не надо забывать, что образование в информационную эпоху и времена ИИ меняется, как меняется и роль учителя в ней. Может ли школа полагаться не только на учителей? Короткий ответ — думаю, что да. По крайней мере в том смысле, который мы вкладываем в понятие «учитель». Не призываю радоваться увольнению педагогов, но предлагаю переосмыслить их роль и сам процесс обучения на всех уровнях.
Что я имею в виду?
У школы как системы есть несколько составляющих: среда, персонал, методика (включая учебные материалы) и, конечно, дети. Есть еще верхнеуровневая составляющая — цель среднего образования. Но предлагаю в этом материале предположить, что мы ее не трогаем и оставляем такой, как она есть.
Персонал
Мы сейчас находимся в процессе, когда роль учителя как единственного источника знаний несколько устарела. Ведь знания есть на расстоянии руки, они всюду. Их даже слишком много. Настолько, что в этом водовороте информации очень легко запутаться. Чтобы узнать что-то новое, не обязательно ждать урока. Все что угодно есть в смартфоне, которым дети овладевают быстрее, чем учатся читать и писать.
Но мы почему-то игнорируем тренды и продолжаем считать учителя единственным источником знаний. Но этих источников становится меньше, и, будем откровенны, не все они одинаково полезны — не каждому из нас повезло с учителем. Лично я во время учебы сменил три школы, и в каждой из них были абсолютно разные педагоги. Где-то учиться не хотелось совсем, а в других, наоборот, дети бежали на уроки с удовольствием.
Когда мы перекладываем ответственность за предоставление знаний на человека, то имеем дело с человеческим фактором. И, по сути, качество образования зависит от уровня компетентности конкретного учителя, его мотивированности, эмоционального состояния, состояния здоровья, открытости к новому и коммуникативных способностей. Многовато всего. В результате кто-то учится в школе с крутыми педагогами, а кому-то не повезло. И у этих людей разный уровень образования, что влияет как на их возможности (поступление в престижные университеты, например), так и на дальнейшую жизнь: всего около 9% украинцев учатся в течение жизни, в то время как в странах Скандинавии этот показатель составляет от 23 до 33%.
Так должен ли сегодня давать знания только педагог? Почему он конкурирует со студиями, вкладывающими в контент миллионы и делающими его интересным и увлекательным? Эту конкуренцию учитель проигрывает. Ведь он, в отличие от мировых гигантов, ограничен ресурсами и собственной харизмой.
Но означает ли это, что учитель совсем не нужен?
Методика
Нет. Точно нет. Мы знаем, что исключительно самостоятельное обучение подходит не всем. Мы видим это на примере массовых онлайн-курсов: процент окончания таких продуктов — около трех. И это касается взрослых у которых, казалось бы, большая мотивация к осознанному обучению, чем у детей. По поводу детей есть исследования PISA и выводы об уровне образовательных потерь среди украинских детей, который связывают именно с дистанционным обучением. Хотя на самом деле причиной этого является не столько сама дистанционка, сколько то, как она была организована, но факт остается фактом: полностью самостоятельно учиться могут далеко не все. Особенно малыши, — родители должны исполнять роль тьютора и быть активно вовлеченными в учебный процесс, чтобы ребенок двигался по своей образовательной траектории.
Дети вообще редко хотят учиться. Но они охотно играют и достигают в игре невероятных результатов. Делают это настойчиво, системно. Хорошим примером является спорт. Ребенок может чудесно развиваться, быть дисциплинированным и трудолюбивым, ведь для него это игра. Не работа. Я уже не говорю о компьютерных играх: ребенок может тратить часы без сна, чтобы пройти какую-то миссию. Хотя (сюрприз!) все, что я описал выше, является ничем иным, как обучением. Поэтому если обучение будет организовано в интересной форме, напоминающей игру, дети будут охотно идти в такую школу. Есть много примеров этого.
Вопрос в том, кто будет организовывать это обучение. Самое интересное то, что для этого нам не нужны учителя-предметники, как было традиционно. Скорее, речь идет о педагогах, которые обладают междисциплинарными знаниями и могут организовать среду, в которой дети сами будут исследовать мир. Они действительно это любят. Надо только выбрать правильный формат и помочь им с инструментами: доступными платформами с качественным учебным контентом и благоприятной средой.
Интересно то, что в этой концепции учитель также является центральной фигурой, но играет абсолютно другую роль. Он уже не источник знаний. Он — проводник к ним. Он — модератор. Он создает среду, где дети могут получить знания.
Среда
Итак, есть две глобальные задачи для обеспечения качественного образования: доступный, интересный и качественный контент и благоприятная офлайн-среда, созданная под руководством педагогов-тьюторов. В этом случае на уроках не нужно будет слушать лекции. Главными станут дети, которые смогут больше взаимодействовать, принимать участие в командных соревнованиях, учить друг друга, делать презентации — развивать как хард-, так и софт-скилы. Но для этого необходимо иметь соответствующую образовательную среду: пространство для экспериментов, доступность гаджетов и электроники, наконец-то, избавиться от классических парт. Пространство должно быть таким, чтобы содействовать взаимодействию и коммуникации, побуждать к открытиям и вдохновлять на исследование.
И при этом точно понадобится меньше учителей.
А значит, вместо того, чтобы переживать об утраченном будущем образования, мы можем попытаться его заново изобрести. Потому что не только Украина сейчас испытывает кризис среднего образования. У нас просто значительно большее количество катализаторов. Именно поэтому мы и должны создавать новации, в ином случае финал будет не слишком оптимистичным.