Утро. Начальная школа. Мой класс работает над темой «От яйца до курицы». В классе стоит инкубатор с реальными куриными яйцами. Каждый день ученики ведут наблюдение за ним, фиксируют изменения в развитии яиц, измеряют температуру. Накануне они проводили опыт: подсвечивали яйцо, чтобы увидеть зародыш. Один из самых распространенных вопросов, который звучит во время обсуждений эксперимента: «А грустит ли курица по яйцу, если оно здесь?». Такие вопросы — часть учебного процесса. Благодаря им дети учатся строить гипотезы, искать ответы и формулировать собственную позицию.
Это обычный урок в швейцарской школе, где я работаю. Я — украинская учительница, которая сейчас живет в Швейцарии. После моего переезда в эту страну я не сразу поняла, что именно так удивляет меня в здешней школе. Внешне все достаточно привычно: уроки, расписание, дети с рюкзаками, учителя с заметками. Но день ото дня становилось понятно: школа здесь функционирует иначе. Без жесткого контроля, но с дисциплиной. Без давления, но с ответственностью. Без пафоса и с результатом.
Вот, например, типичное начало дня в школе: дети ждут вместе перед дверями, пока они откроются. Это часть обычной рутины: ждать вместе начала школьного дня. За пять минут до урока ученики заходят в здание и расходятся по классам — без звонка, без построения, без сопровождения взрослых. Родители могут сопровождать ребенка только до дверей. В некоторых школах (а чаще в детсадах) на дверях можно увидеть надпись: «Родители — стоп! Дальше я сам».
День в младших классах начинается с «утреннего круга» — короткого разговора в группе, который является обязательной частью учебного процесса. На круге дети в моем классе делятся новостями: кто-то готовил дома суп и пересолил, другой увидел в саду лисицу, третий — сломал карандаш. Все это обсуждается на равных, без оценок или обесценивания. Цель таких разговоров — научить общаться, слушать, быть внимательным к чужим словам. И уже на этом этапе формируется то, что в системе образования называется социальными навыками. Ведь человек — часть общества, поэтому для швейцарской школы важно научить детей жить вместе.
Уроки проводят не только за партами: часть заданий выполняют на полу в небольших группах, на подоконнике или вообще лежа на ковриках. Сидеть за партой позволяют, но не требуют. Иногда во время урока ученики могут выполнять задание даже в школьном коридоре, если им это удобно.
Доска не главный инструмент обучения, а один из нескольких. Большей частью учебный материал мы учим в том самом круге.
Вот расписание обычного дня.
В 9:50 — первый перерыв и обязательная прогулка. И даже если на дворе ливень, это не причина оставаться в помещении. Швейцарские школы придерживаются принципа: дети должны быть на свежем воздухе каждый день. Лужи, мокрые волосы, отсутствие шапок — не причина для тревоги. Главное — движение. Вместе с тем действует другое правило: только здоровый перекус. Морковь, фрукты, хлеб, сыр, орехи. Ни сластей, ни пакетированных соков, ни чипсов. Это тоже часть обучения.
В 10:30 — математика. Тема урока — содержимое сахара в напитках. На полу лежат бутылки с соками, лимонадами, йогуртами. Рядом кубики рафинада — один кубик 4 грамма. Ученики читают этикетки, считают: в 500 миллилитрах — 48 граммов сахара. Это — 12 кубиков. «То есть, я уже выпил почти всю дневную норму?» — спрашивает один ученик. Изучаем, сколько граммов сахара рекомендовано детям в день. Результаты фиксируем, обсуждаем и превращаем не просто в числа, а в реальные выводы.
В 12:00 — обеденный перерыв. Большинство учеников идут домой на обед и короткую передышку. Но уже в 14:00 — вторая половина дня. Сначала у нас короткое обсуждение дня в кругу. Потом работаем над проектом «Наш город». Дети строят модели объектов городской инфраструктуры из бумаги, картона, дерева. Здесь есть супермаркет, пожарная станция, библиотека, пекарня. Один ученик подписывает свою модель: «Для папы», потому что тот работает пожарником. Проект длится несколько недель: на следующий день дети будут использовать Google Maps, чтобы сравнить макет с реальной картой. Будут считать шаги, будут искать почтовое отделение и разбираться, как прокладывать маршрут.
Этот подход характерен для швейцарской школы: свобода действий есть только в рамках четко очерченной структуры. Формат заданий гибкий — их можно выполнять сидя, стоя или даже лежа на коврике, но цели урока всегда конкретные. Например, когда ученики создают собственные комиксы, они изучают строение рассказа; когда выращивают растения, знакомятся с биологией, а параллельно ведут наблюдение и работают с таблицами. Все выглядит просто, но каждая активность имеет четкое дидактическое обоснование.
В 15:30 учебный день заканчивается. Часть детей остается доработать проект или задать еще несколько вопросов. Кто-то напоминает: «Завтра проверим, вылупился ли цыпленок!» и бежит к выходу.
Мне очень нравится швейцарская школа. Школа, которая не просто учит размышлять и исследовать, а поддерживает. Школа, где ни один вопрос, даже такой как «грустит ли курица по яйцу?», не является неважным и не останется незамеченным, более того, он станет отправной точкой для исследований и открытий.




