Школа: мечта против страха

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Школа: мечта против страха © depositphotos/VaLiza

…испуг. Проступает на лице школьника, когда речь заходит об учебе, о школе, а позже прячется, отходит на задний план, но не исчезает совсем. Для многих страх стал фоновой эмоцией, которую «подарила» школа и которую мы несем с собой в течение всей жизнь и настолько к ней привыкли, что не замечаем, не знаем, что может быть иначе. А он, этот страх, влияет на наши решения, руководит нашей судьбой. Мы боимся, что учитель будет кричать, что получим плохую оценку, что все будут смеяться, что родителей вызовут к директору, зададут дополнительную работу, оставят на второй год, выгонят из школы. Боимся, что не дадут премию, кому-то другому достанется престижная командировка, найдут ошибку в отчете, уволят с работы.

Кто, как и зачем это делает?

Проще всего ответить на вопрос кто. Конечно, это мы. Те, кто был сначала учеником, а потом учителем, сначала — подчиненным, потом — руководителем. Не нужен всемирный заговор масонов, не нужны холодные и жестокие рептилоиды, чтобы каждый из нас создал свой маленький локальный ад. Это мы можем сами.

Второй вопрос — зачем. Нужно признаться, что это работает. Одно из высших человеческих достижений — общество, его структура — нуждается в каких-то механизмах управления, и страх — один из мощнейших рычагов. Испуганный человек становится послушным и управляемым. Или, если высказываться позитивно, страх удерживает человека от асоциальных поступков, направляет его деятельность в конструктивном направлении. Если мы хотим избавиться от страха или уменьшить его роль, то должны предложить альтернативу. Без такой альтернативы исчезновение страха приведет к хаосу, анархии, разрушению цивилизационных ценностей, после чего возникнет океан нового страха.

Страх как фундаментальный организационный принцип работает так: человек создает в голове модель нежелательной ситуации, то есть ситуации, которой он боится. Создает схему, план действий на случай, если такое случится. И когда внешние обстоятельства напоминают созданную модель, в голове звучит сигнал «началось» и автоматически включается план противодействия, избегания.

Такой способ самоуправления страхом реален, действенен, но у него есть определенные недостатки. Действительно, представьте себе: вы все время прокручиваете в голове нежелательную ситуацию и свои действия в ней. Наука о мозге учит нас, что образуются вполне физические, материальные связи между нейронами, которые фиксируют, закрепляют воображаемый опыт. Мы проживаем жизнь, наполненную неприятными ситуациями, которых на самом деле не было.

Позитивное самоуправление выглядит более привлекательным. Вы представляете желаемую ситуацию, формируете некий стереотип поведения, который запускается, когда похожая ситуация происходит. Теперь вы получите плюсы от позитивных ситуаций, которые промелькнут мимо вас (и которые отрицательно мотивированный человек прозевает), нейтральные ситуации могут превратиться в позитивные, благодаря вашей доброжелательной реакции, да и некоторые конфликты могут смягчиться. Мы часто оказываемся в ситуациях, которые представляем, — как позитивных, так и негативных.

Человек, управляемый позитивными стимулами, становится более раскованным в своем воображении, более креативным, более инициативным. Он готов быстрее адаптироваться, устанавливать контакты, поскольку мир для него в большей степени состоит из возможностей, чем из угроз. Мы знаем, что такие качества становятся все более востребованными в современном мире.

Итак, в качестве центрального позитивного принципа, основы взаимодействия между учителем и учеником я предлагаю мечту. Мечтатель, мечтательный — в современном прагматичном мире эти слова звучат не слишком привлекательно, хотя каждый хочет иметь внутри такой островок. Вымечтанный, мечтаемый…

Будем понимать мечту как представление о жизни: я хотел бы жить так, чтобы… То есть вы строите в голове мир своей мечты и свое место в нем. Чтобы мечта имела шанс реализоваться, воображаемый мир должен отвечать реальному. Кстати, реальный с этой точки зрения нужно изучать.

Мы понимаем, что дети не рождаются со сформированным мировоззрением и осознанными желаниями. Рождение и развитие детской мечты происходят во взаимодействии с окружающим миром и в общении, причем, похоже, что в наше время общение играет большую роль, чем все прочее.

Вопросы «Кто я?», «Кто эти люди вокруг меня?», «Как устроен мир?», «Чего я хочу?» становятся, таким образом, ключевыми в обучении и развитии личности.

Учителя — это специалисты, задача которых передать цивилизационный опыт, значительно более широкий, чем опыт одной семьи, одного рода. Современный человек в течение жизни взаимодействует со всем миром — разные языки, разные деньги, разные традиции, разные знания. Опыт предыдущих поколений, которые жили, не выходя за пределы своего села, остается важным, но не может быть достаточным. Учитель должен показать ученикам вес и ценность этого опыта, возможности, которые он открывает для их детских мечтаний. Ситуация «не хочет учиться» означает, что ценность учебного материала не донесли до ученика, и это, наверное, проблема учителя.

Чтобы детям не нужно было бояться, научите их мечтать. Конечно, в младшем возрасте мечты будут фрагментарными, далекими от полноценной реализации, но начальный уровень — необходимый этап любого обучения.

Мир предлагает нам альтернативу: либо ты работаешь на свою мечту, либо делаешь то, что скажут. Работать все равно придется.

Раньше образовательные системы, которые основывались на позитивной мотивации, не работали или работали слабенько, в стилистике воспитания созерцателей — учителя не могли, не успевали добежать до каждого ученика, разглядеть его мечту. В наше время кое-что изменилось, поэтому появилась возможность (а в дальнейшем, думаю, и необходимость) отказаться от негативной мотивации. Я имею в виду радикальное ускорение информационного обращения.

Да, руководить через страх удобнее, чем через мечту, потому что страх на всех один, а мечта у каждого своя. Каждый младшеклассник боится, что учитель будет кричать, и поэтому гаркнуть несколько раз, чтобы сидели тихо, — понятный выбор. Сортировать учеников по их особенностям, наоборот, довольно сложно. Но сейчас эти возможности появляются — индивидуальный учебный план, индивидуальная траектория развития, возможность варьировать объем учебного материала технически становятся возможными. С другой стороны, людям с негативной внутренней мотивацией информационный поток современной жизни наносит постоянную травму: в каждом сообщении они усматривают угрозу, и мир для них наполняется ворами в политике, наркоманами в подъезде и изменами в личных отношениях. Итак, активизация информационного обращения облегчает переход к позитивной мотивации в образовании и вместе с тем ухудшает последствия негативной мотивации.

Образование инертно, мы не можем все сразу изменить, тем более что многие люди привыкли работать по определенным принципам и не будут спешить меняться. Но любой из нас может понемногу увеличивать вес мечты в учебном процессе и уменьшать вес страха:

— предлагая ученикам многокомпонентные задания, где надо воспринимать, сопоставлять, общаться, анализировать, записывать, оформлять, двигаться, находить новые источники информации. Этим мы создаем основу для развития мечты, поскольку мечта, в нашем понимании, нуждается в умении вмещать в воображении сложные, многокомпонентные картины реального мира, и такое умение нужно тренировать. И наоборот, предлагая ограниченные, стандартизированные задания, например, тесты, мы уменьшаем способность учеников мечтать;

— создавая четкие правила, этим мы предоставляем ученикам базу для формирования мечты, ведь мечта — это предвидение, прогнозирование желаемого результата, и такое прогнозирование значительно облегчается, если есть прозрачные правила, по которым существует мир. Конечно, реальный мир не описывается такими правилами, но наличие четких правил в учебных заведениях — это некая игра, которая облегчает адаптацию к жизни;

— предоставляя ученикам любой выбор, мы прямо и непосредственно работаем на создание его мечты, формируем запрос, создаем ценность мечты. Потому что если выбора нет, то мечтать — напрасная трата времени и усилий. Выбор учебной нагрузки, учителя, заданий, формы оценивания, расписания, правил поведения — список можно продолжить;

— давая ученикам адекватные знания об окружающем мире, чем мы делаем их мечты живыми, полноценными, реальными;

— любые формы контроля уменьшают ценность мечты, нивелируют фантазию, креатив, непредсказуемость, гибкость, потому что контроль заменяет вашу мечту мечтой контролера. Это, конечно, не значит, что нужно отменить любой контроль, ведь есть еще надежность, стабильность, предсказуемость, безопасность, для которых он нужен;

— мы увеличиваем весомость мечты, когда прослеживаем связь между нашими действиями и их последствиями, создавая таким способом ответственность. Беря на себя ответственность, мы приобретаем дееспособность, потому что действие без последствий не имеет никакого смысла;

— мы помогаем детям найти свою мечту, когда говорим с ними: об их видении окружающего мира, о планах на будущее, о впечатлении от минувших событий, о достижениях и поражениях; убеждаем, что это нам, взрослым, интересно и важно.

По какой программе учиться, как должен быть оборудован кабинет физики, по какой системе ставить оценки… Не то, чтобы это не имело значения, но эти вопросы можно решить в рабочем порядке, по обстоятельствам. Бояться или мечтать — that is the question.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме