Образование во время войны: как школы теряют учеников, а университеты — поступающих

ZN.UA Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Образование во время войны: как школы теряют учеников, а университеты — поступающих © depositphotos / hobbit_art

Сегодня в обществе активно обсуждают навязываемое Украине администрацией Трампа соглашение, которое может превратить нашу страну в сырьевой придаток: нас призывают открыть доступ к природным ресурсам. Но не менее серьезна угроза стать сырьевым придатком другого типа — поставщиком человеческих ресурсов. Ведь без каких-либо официальных соглашений мы уже давно экспортируем в Европу и США своих будущих врачей, инженеров, атомщиков, ученых, слесарей, строителей. А после полномасштабного вторжения этот процесс только усилился. И фактически стартовавшая вступительная кампания (будущие поступающие зарегистрировались на НМТ), — удобный повод поговорить об этом.

На кого могут рассчитывать в будущем наши университеты и Украина в целом? Сквозь какие трещины утекают человеческие ресурсы из нашей страны? Чтобы найти ответы на эти вопросы, ZN.UA послало запросы и управленцам на местах, и экспертам, и в Министерство образования и науки. Вот что мы узнали.

Во-первых, количество желающих сразиться за места в украинских университетах начало падать. По сравнению с довоенным 2021 годом количество поступающих уменьшилось в 2024 году с 230,7 до 202 тысяч. И пусть нас не успокаивают цифры 2023 года — бум во вступительной кампании был вызван студентами в возрасте старше 25 лет, пытавшимися избежать мобилизации. Однако в следующем, 2024 году, с помощью изменений в законодательстве эту лазейку прикрыли, что повлияло и на количество поступающих. По данным МОН, полученным ZN.UA в ответ на запрос, в 2023 году на бакалавра поступали 54,3 тысячи абитуриентов в возрасте свыше 25 лет, а вот в 2024 году таких было всего около 4 тысяч.

Очевидно, что на количество поступающих оказывает большое влияние война: много молодежи едет за границу, многие оказались на оккупированных территориях.

Как отметила заместитель министра образования Надежда Кузьмичева на недавней встрече со львовскими педагогами, приблизительное количество украинских детей , которые по состоянию на сегодняшний день находятся за границей, составляет 2,1 миллиона, из них только 358 тысяч учеников МОН «видит в украинской системе образования». И одиннадцатиклассников среди них, как сообщило МОН в ответ на наш запрос, — всего 25 тысяч.

Обучение украинских детей за границей: будут ли признавать при возвращении домой
Обучение украинских детей за границей: будут ли признавать при возвращении домой

 «Вторая цифра (358 тысяч.О.О.) с каждым годом уменьшается, — цитируют Надежду Кузьмичеву на официальной странице Департамента образования и науки Львовской ОГА. — По двум причинам. Первая — естественный выход из системы (речь идет об одиннадцатиклассниках), вторая — когда принимается решение, что ребенок будет учиться в школе страны пребывания».

По информации Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Дмитрия Лубинца, приведенной им в Специальном докладе о доступности образования для детей и молодежи с временно оккупированных территорий Украины, на ВОТ могут находиться около 600 тысяч украинских детей школьного возраста. Из них по состоянию на октябрь 2024 года в украинской системе образования оставались 44 тысячи школьников. И их количество уменьшается, ведь оккупационная власть делает все, чтобы оторвать их от Украины и, в частности, украинского образования. По тем же причинам немного молодежи с оккупированных территорий и прифронтовых зон поступает в украинские вузы. И хотя количество таких поступающих в 2024 году больше, чем в 2016-м (11 тысяч против 1 тысячи), это не должно нас успокаивать, ведь и площадь оккупированных территорий, и линия фронта не такая, как тогда. Это колоссальные потери по сравнению с количеством украинской молодежи, остающейся на этих территориях.

Во-вторых, все меньше одиннадцатиклассников после окончания школы идут поступать на первый курс украинских университетов. И это хорошо видно, если проанализировать, какой процент выпускников школ подает заявления на поступление в украинские университеты. Если в довоенном 2021 году почти 70% выпускников школы участвовали во вступительной кампании в украинские университеты, то на поступление-2024 их подавалось немногим больше половины.

Табл.1. Какой процент выпускников школ участвовал во вступительной кампании в год окончания школы, %

Поступление-2021

Поступление-2022

Поступление-2023

Поступление-2024

69

61

63

54

Источник: на основе данных ЕГЭБО, поступление на бакалавра и магистра медицинского, фармацевтического и ветеринарного направления

Это не значит, что все, кто не участвовал во вступительной кампании, пойдут в зарубежные университеты. Но можно ожидать, что таких будет много.

Заграница привлекала украинских выпускников и раньше, но после полномасштабного вторжения возможностей учиться там стало намного больше. Многие зарубежные университеты имеют социальные программы поддержки для украинцев, предоставляют стипендию на обучение. А наши старшеклассники, проживающие сейчас за рубежом, имеют еще больше возможностей для поступления, поскольку интегрируются в образовательную систему стран пребывания. Благодаря обучению в местной школе они могут поступать в университеты не как иностранцы, а наравне с местными абитуриентами с местными аттестатами об образовании. И учиться они могут не только на английском, но и на государственном языке страны, где проживают, поскольку соцслужбы часто оплачивают украинцам и языковые курсы. А украинских школьников-победителей олимпиад с руками и ногами забирают и замечают еще в школе. Таланты нужны всем. Им создают условия и перспективы, от которых трудно отказаться.

Недавно я познакомилась с мамой одиннадцатиклассника Татьяной, которая вместе с детьми три года назад выехала в Германию. Сейчас ее сын оканчивает украинскую школу (свой родной физико-математический лицей) дистанционно и учится в немецкой. Сначала ради любопытства он принял участие в региональной математической олимпиаде в Германии, потом стабильно побеждал на олимпиадах высшего уровня. Так же блестяще выступает на математических олимпиадах и его одноклассница из Украины, которая сейчас тоже живет в Германии. Немецкая школа создала возможности для них и других талантливых школьников изучать углубленно математику — точнее, математический анализ — в местном университете. Несколько раз в неделю эти талантливые украинцы ходят на пары, где учатся вместе со студентами. И это, вместе с результатами олимпиад, открывает перед ними двери самых престижных университетов.

За несколько лет таким же путем, что и нынешние старшеклассники, живущие за границей, пойдут те, кто учится сейчас там в младших классах, — до окончания школы они еще больше интегрируются в образовательную систему другой страны.

В-третьих, ряды одиннадцатиклассников — потенциальных поступающих начинают таять еще до того, как они оканчивают 11-й класс. До вручения аттестата доходят не все, кто начинал обучение в старшей школе.

Вот хорошая иллюстрация того, как редели ряды нынешних одиннадцатиклассников: когда они только начинали обучение в 10-м классе (2023/2024 учебный год), их было 243 тысячи, но к 11-му классу (2024/2025) дошли не все старшеклассники: в сентябре в 11-м классе их было уже 234 тысячи. Мы еще не знаем, сколько одиннадцатиклассников в этом году осталось в школе до праздника последнего звонка, но можем сравнить такие данные по прошлым годам, особенно с годом до полномасштабного вторжения. По всей видимости, в каждом учебном году из 11-х классов уходят 7–11 тысяч выпускников, в то время как в 2021 году — всего 291.

Табл.2. Как уменьшилось количество одиннадцатиклассников на протяжении учебного года

2020/2021

2021/2022

2022/2023

2023/2024

-291 ученик

-11 204 ученика

-7202 ученика

-7125 учеников

Источник: статистические данные отчетов ЗНЗ-1 и № 76-РВК 

Причины для этого могут быть разные: как личные обстоятельства, так и пребывание на оккупированных территориях или выезд за границу.

Но некоторые школьники выезжают за границу посреди учебного года и не афишируют это. Особенно мальчики, родители которых хотят вывезти сына до совершеннолетия, потому что хотя мобилизация им сейчас не угрожает, но кто знает, что будет дальше и не изменят ли законы. И школы тоже иногда не показывают это в официальной статистике (на свой страх и риск), потому что им это невыгодно. Ведь если в классе будет мало учеников, его нельзя будет делить на группы для изучения определенных предметов. А это будет означать сокращение ставок учителей. Поэтому иногда родители просто забирают ребенка, но официально он продолжает обучение очно. На всякий случай они оставляют в школе заявление о переводе на дистанционку или индивидуальные формы обучения (семейное или экстернат). И если вдруг в школе проверка, всегда можно показать заявление — вот, ученик только что перевелся на семейное обучение.

Однако большинство школьников, которые посреди года едут за границу, официально переходит на индивидуальные формы обучения. Это легкий и легальный способ получить аттестат, не особо напрягаясь с учебой. Ведь на экстернате и семейном обучении достаточно просто присылать контрольные несколько раз в год. И это шанс существенно улучшить оценки в свидетельстве об образовании, потому что контрольные можно писать с мамой, репетитором, шпаргалкой. Хороший балл в документе об образовании, кстати, нужен только для поступления за границей — в Украине он не учитывается. Однако иногда на экстернат переходят и те, кто не хочет ходить в школу в 11-й класс, а планирует сосредоточиться на подготовке к НМТ и поступать в Украине. И это еще одна проблема качества образования — имитация обучения в 11-м классе, вместо которого происходит дрессура на НМТ.

Как рассказывают учителя, тенденцию переводиться на индивидуальные формы обучения они наблюдают приблизительно с октября. Она не катастрофична, но заметна. Интересно было бы понять ее масштабы в цифрах. Для этого достаточно сравнить, сколько учеников училось индивидуально в начале учебного года и сколько — в январе. Мы обратились с таким запросом в Министерство образования и науки. Но там не предоставили всех данных и объяснили, что министерство владеет только информацией о количестве учеников по состоянию на начало учебного года. Если в МОН не знают, что происходит в школе после сентября, — это очень плохой сигнал.

Однако можно проследить тенденцию перехода учеников на другую форму обучения на примере Киева. В столице в сентябре этого учебного года на индивидуальных формах обучалось 12% одиннадцатиклассников, а в марте их было уже 19%, то есть почти каждый пятый. Но эта статистика не учитывает частные школы, которых в столице около 177. Думаю, там цифры будут значительно ярче. Особенно в дистанционных частных школах.

Это видно на примере одной из популярнейших в Украине дистанционных школ — «Оптима». Всего в ней больше 15 тысяч школьников. На протяжении учебного года количество одиннадцатиклассников, обучающихся здесь на экстернате, выросло более чем вдвое: в сентябре их было 777, а в апреле стало 1772. В отличие от дистанционки, которая не так популярна, — там количество учеников почти не изменилось. Кстати, кроме образовательных услуг, эта школа предлагает и сопровождение для поступления в зарубежный вуз. И это очень удачный маркетинговый ход, учитывая целевую аудиторию школы.

Табл. 3. Количество одиннадцатиклассников в дистанционной школе «Оптима» в 2024/2025 учебном году

Время

Всего учеников

Дистанционка

Экстернат

Начало сентября

2157

1380

 777

Начало апреля

3188

1486

1702

Источник: данные Департамента образования и науки КГГА

Вот как описывает тенденцию к увеличению количества учеников на индивидуальной форме обучения директор частной дистанционной школы Unicorn School Владимир Страшко: «В октябре-ноябре в нашей школе наблюдался очень большой прирост одиннадцатиклассников. Но большинство хотело учиться на экстернате, то есть самостоятельно изучать материал на нашей платформе. В отличие от десятиклассников, которых тоже было много, их еще интересовали живые уроки. Вообще в нашей дистанционной школе примерно половина одиннадцатиклассников зарегистрировалась на НМТ, но часть из них — просто «чтобы было», потому что не планируют поступать в Украине. В некоторых наших одиннадцатых классах 90% выпускников не будут писать НМТ».

Такая же картина наблюдается часто и в дистанционных классах коммунальных школ, где учатся наши старшеклассники из-за границы.

В-четвертых. А что с дальнейшими вступительными кампаниями?

До сих пор я старалась проанализировать тенденции на ближайшую вступительную кампанию. А что если заглянуть в далекое будущее, лет на 11–12 вперед, когда до одиннадцатого класса дойдут нынешние первоклассники? Ежегодно их становится все меньше. С довоенного 2020/2021 учебного года и до нынешнего 2024/2025 их количество сократилось на 142 тысячи. И уже сейчас престижные школы в столице, куда раньше можно было записать ребенка только через большой конкурс и связи, уменьшают количество первых классов и будут рады всем, а кое-кто вообще не уверен, что сможет набрать первоклашек.

Как сообщил Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец, на ВОТ и прифронтовых территориях набор первоклассников по сравнению с показателями 2021/2022 и 2023/2024 учебных годов снизился в Донецкой области на 39%,  Запорожской — на 48, Луганской — на 62, Херсонской — на 42%.

Нынешние первоклассники — это дети примерно 2018–2019 года рождения. Они родились, когда Украина скатывалась в демографическую яму, и это падение до сих пор продолжается. Зато нынешние одиннадцатиклассники родились как раз в годы расцвета рождаемости. Поэтому даже при всех сложностях войны одиннадцатиклассников 2024/2025 учебного года больше, чем 2020/2021: соответственно 234, 5 тысячи против 220 тысяч. А вот в перспективе ситуация ощутимо изменится, ведь рождаемость резко падает. Так что, когда наши первоклассники подрастут, в Украине уменьшится количество студентов не только университетов, но и колледжей и профтехов.

Табл.4. Рождаемость в Украине в разные годы, тысяч детей в год

2007–2008 годы, когда родились нынешние одиннадцатиклассники

2018–2019 годы, когда родились нынешние первоклассники

2024 год, когда родились те, кто пойдет в школу через пять-шесть лет

472,7–510,6

335,9–308,8

176,7

Источник: Данные Госстата, Опендатабот Минюста

И что дальше?

Перед образованием стоят сейчас абсолютно новые вызовы, с которыми мы раньше не сталкивались. И они требуют нескольких вещей. Во-первых, искать эффективные обоснованные решения, а не ждать, что проблемы как-то сами рассосутся. И во-вторых, понять: то, что казалось целесообразным и рациональным до полномасштабного вторжения, уже не всегда срабатывает.

Поскольку за границу едет молодежь преимущественно из городов, школьники из маленьких городков и сел вскоре станут главным ресурсом страны. Цель поднять образование там должна стать приоритетом государства. Это и раньше было важно, а сейчас — критично. Напомню, что результаты международных исследований PISA, а также тестов ВНО—НМТ всегда показывают огромный разрыв в знаниях между детьми из города и села. В то же время одна из последних инициатив парламента делает как раз наоборот — зарегистрированный в Верховной Раде законопроект приведет к тому, что больше чем у трети громад не будет старшей школы, поскольку государство ее не будет финансировать (о том, почему эта идея не сработает, читайте тут). Конечно, для государства это экономия средств, и где-то в довоенные времена об этом можно было бы поразмыслить. Но сейчас ситуация совсем другая, и непродуманное обрубывание образования в селе в будущем дорого обойдется стране.

Говорят, нет школы — нет села. Но более точным будет другое выражение: «нет работы — нет села», потому что молодежь из него уезжает. Поэтому повышение качества образования в селах и маленьких городках должно стать частью стратегии экономического развития сельских громад. Государство хочет перевести на их плечи полное содержание небольших лицеев? Хорошо, но сначала оно должно создать условия, чтобы громады могли это делать, чтобы они развивались экономически, чтобы наполнялись их бюджеты.

Еще один шаг для того, чтобы увеличить количество поступающих в украинские вузы, — улучшать качество высшего образования. Нужно уменьшить количество университетов, оставить те, у которых есть потенциал работать качественно, и вкладывать в них средства. В принципе это уже начали делать в МОН и обещают продолжить. Нужно также хорошо проветрить вузы от запаха нафталина, осовременить изъеденные молью программы и методы преподавания. И хотя министр образования недавно в комментарии «Укринформу» заметил, что, дескать, украинские университеты хоть и не Сорбонна, но тоже дают качественное образование, — думаю, это была слишком оптимистичная оценка. По моему мнению, хорошие украинские университеты, которые дают современное конкурентоспособное образование, можно сосчитать на пальцах двух рук, и это хорошо видно по результатам вступительной кампании — в них идут самые лучшие и самые сильные студенты.

Но качественное образование невозможно без качественных студентов. Будем откровенны, у нас сейчас на входе в университет не работают мощные фильтры, которые помогли бы отобрать тех, кто способен учиться. Когда высшим образованием расплачиваются как социальной льготой (у нас много льготников), речь идет не о качестве. Все должны поступать по знаниям, а социально незащищенным нужна помощь перед обучением (жилье, стипендия, подготовительные курсы, где можно подтянуть знания), или потом (высокая стипендия, первое рабочее место и т.п.).

Когда на тестах НМТ нужно лишь поставить галочку напротив правильного ответа (нет открытых вопросов, где нужно высказать свое мнение) — это о качестве студентов, которых отбирают по такому тесту, а значит, и о качестве образования, и качестве человеческого капитала.

На самом деле повышение требований во время поступления — вопрос политический. То, как его решает государство, показывает, сколько студентов оно хочет видеть в университетах. Если много, то и требования к ним должны быть ниже. Кстати, по данным ЕГЭБО (а я проанализировала их с 2021 года по 2024-й), в каждой вступительной кампании в Украине становятся студентами-первокурсниками приблизительно 93% абитуриентов. То есть поступают почти все желающие. Это девальвация высшего образования. А если количество университетов не сильно сократится, со временем придется брать всех. И это тоже повлияет на качество образования.

Для того чтобы те, кто руководит образованием, и управленцы могли реагировать на вызовы своевременно и взвешенно, нужно, чтобы их решения были а) обоснованными и б) последовательными.

Хороший пример того, как у нас это работает, — история с законопроектом, предусматривающим сокращение сети лицеев (особенно в селе), о котором говорилось выше. Сначала народные депутаты его зарегистрировали, а после волны негодования в обществе быстро подали еще один законопроект, где отказались от некоторых идей. Так решения не принимают.

Когда власть говорит обществу: нужно прибегнуть к таким-то и таким-то шагам, она должна сделать расчеты и прогнозы и показать их общественности. Важно также, чтобы общественность получала данные не только в интерпретации МОН или депутатов. Нужны открытые базы данных (насколько это позволяет безопасность), где все желающие могли бы отслеживать тенденции в образовании и делать свои расчеты, а также принимать участие в общественных обсуждениях проблем. Это будет прививкой от популистских и необоснованных решений власти.

А что у нас сейчас? Если в высшем образовании есть база ЕГЭБО, где можно получить аналитику по вступительной кампании, а на тестпортале — по результатам НМТ/ВНО, то со школьным образованием все очень сложно. Когда я готовила эту статью, направляла запросы в МОН, но получила ответы не на все вопросы по статистическим данным. А один запрос до сих пор где-то блуждает по коридорам министерства. Тем временем за счет доноров в Украине создали модернизованную информационную систему АІКОМ-2, но она работает с проблемами. У нас есть Опендатабот МОН, сайты Института образовательной аналитики, но там очень мало данных о системе образования, лишь отдельные общие цифры. Недавно ZN.UA рассказывало, как работает портал открытых данных и информационная система в Великобритании, сравните.

Вот куда нужно было бы вкладывать грантовые и государственные средства. И еще в школы, в частности и в селах и маленьких городках. А не во все эти офисы, институты и проекты, которые растут как грибы и дублируют друг друга, а качество образования в настоящее время падает. В руководстве образованием на всех уровнях нужны неравнодушные профессионалы, потому что наше будущее убивают не только война, но и некомпетентность, инертность и популизм.

Выход из демографического и образовательного кризиса требует государственной политики, построенной не на инерции, а на прогнозировании. Образование — это не социальная затратная часть, а долгосрочная инвестиция.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме
Оксана Онищенко
Редактор отдела образования и науки ZN.UA

ZN.UA — чуть ли не единственное медиа, которое борется за качество украинского образования и жизнь нашей науки. Без них у страны нет будущего. Поддержи ZN.UA, а мы поддержим умных людей и лучшие идеи.