Как практические занятия могут спасти дистанционное обучение в условиях войны

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Как практические занятия могут спасти дистанционное обучение в условиях войны © depositphotos/profoto8213

Вот и закончился первый семестр этого учебного года. Как и в предыдущие годы, по объективным причинам большая часть украинских школьников учится дистанционно. Дистанционное обучение выглядит как минимум удобным, а иногда ему просто нет другой альтернативы. Что может быть лучше: ребенок находится в комфортных условиях, в безопасности, получает новый материал, задания через интернет, имеет видеоконтакт с учителем, отсылает свою работу на проверку, получает комментарии, замечания, оценки.

К сожалению, не все так хорошо. Эксперты отмечают, что образовательные потери украинских школьников не в последнюю очередь связаны именно с дистанционкой, из-за которой снижается качество образования. Действительно, опыт карантинов во время ковида, а потом учеба во время войны показал, что эффективность учебного процесса в случае перехода на онлайн сразу падает, и в дальнейшем этот процесс прогрессирует.  Ученики часто теряют мотивацию и сосредоточенность, перестают выполнять задания, отключают камеры, прекращают реагировать на обращение, потом исчезают совсем. У мотивированного старшеклассника этот период занял бы год-два. Средний семиклассник (как учитель физики говорю о физике, 7-й класс — начало ее изучения в школе) «исчезает» через несколько недель. Есть некоторые мысли и наблюдения, почему так происходит.

  1. У ребенка еще не полностью сформировано мировоззрение, позволяющее ориентироваться, что важно, а что нет. Он берет это понимание от других, от людей вокруг. Учителя, погруженные в свой предмет, ровесники, изучающие это рядом, создают чувство принадлежности к группе, где все занимаются общим делом, — это дает смысл, мотивацию, ощущение перспективы. Когда сидишь один перед экраном, то даже доступ к лучшим источникам информации прервется вопросами: «Зачем это?», «Что я здесь делаю?», «А оно мне надо?». На эти вопросы не существует исчерпывающего ответа в плоскости логики — нужен пример взрослых, энтузиастов, эмоции ровесников, образовательная атмосфера. Возможно, технические средства позволят когда-нибудь достичь на онлайн-занятиях эффекта присутствия, сейчас — нет.
  2. В чем-то повторяя первый пункт, замечу, что монитор компьютера, а тем более экран телефона — довольно узкий канал восприятия. По всем другим каналам — боковое зрение, слух, запах, ощущение положения тела — ученик получает поток сигналов, не касающихся обучения. Это критически влияет на одну из основных ученических добродетелей — способность к сосредоточению, концентрации. Такая способность является сильной стороной взрослых людей, особенно тех, кто профессионально работает с информацией. Но ребенка лишний сигнал, когда что-то стукнуло на кухне, или, наоборот, пошел запах еды, или кот перевернул вазон — выбивает как минимум минут на 10 (это если учитель понимает ситуацию, старательно и терпеливо возвращает ученика к теме урока).
  3. Существуют средства и методы уменьшения упомянутых проблем, хотя не верю, что их можно свести к нулю. Соответствующие образовательные технологии, формы контроля, техническое обеспечение этого всего. Но сейчас учителя просто ведут урок, словно они, как и раньше, находятся в классе, но — сидя перед монитором. Усвоение технологий дистанционного обучения, овладение техникой требует времени, сил, желания, а этого сейчас всем не хватает.

С изучением физики и других естественных дисциплин вообще беда. Даже запирание в школьных стенах, пусть и с учебными лабораториями, было проблемой — ведь хочется видеть, как течет река, летают птицы, работает завод. Идея дистанционного изучения физики, как мне кажется, вообще нереальна. Ученик будет работать онлайн столько, на сколько хватит воспоминаний об очном обучении. Материал будет усвоен им настолько, насколько хватит сенсорного опыта — или полученного в лабораториях, или собственного, который не появляется от сидения за компьютером в течение целого дня.

К сожалению, у многих украинских детей во время войны нет выбора. Разрушенные школы и целые города, сотни тысяч детей, фактически потерявших родительский дом, выглядят большей проблемой, чем «отсутствие образовательной атмосферы». Но если мы что-то можем сделать для этих детей, то должны делать.

Нужны формы образования, позволяющие детям, рассеянным по Украине, по миру, вынужденным получать куски онлайн-курсов, все же эффективно учиться, социализироваться, получать непосредственный опыт контакта с ровесниками, с учителями, с приборами и явлениями природы, опыт работы в команде.

Идея заключается в том, что образовательный процесс будет иметь два компонента:

1.Онлайн-обучение без территориальной привязки, то есть ученик из любой точки мира может заниматься со своим учителем в своей школе в своем классе, и школа как здание не имеет значения.

  1. Регулярные, два-три раза в год, встречи в специально оборудованных лабораторных центрах, если речь идет об естественных науках — на неделю-две для выполнения заранее оговоренного цикла лабораторных работ.

В таком центре должно быть общежитие с питанием, помещение с оборудованием для лабораторного практикума, программа практикумов, которые могут быть выполнены в этом центре, и учителя, которые будут выполнять задания с детьми. Те учителя, которые будут привозить детей, думаю, тоже могут сертифицироваться и проводить практикумы, но в основном у них будет роль воспитателей. Кстати, многим учителям Украины и самим было бы неплохо пройти хороший практикум, думаю, это позитивно повлияло бы на общий уровень преподавания. Такие практикумы планируются учителем заранее, то есть, начиная определенную тему, он знает, какие именно работы с какими именно учениками он поедет выполнять, например, через два месяца и, ориентируясь на это, преподает тему.

Я понял, что хочу такую возможность для своих учеников (если онлайн будет повторяться), но потенциал такого подхода больше. Во-первых, это может быть просто спасением для тех украинских детей, чьи школы сейчас разрушены. Во-вторых, даже в благополучной стране это интересный формат образования — учишься онлайн, не привязываясь физически ни к чему, и собираешься несколько раз в год на такое себе активное общение. А если к программе лабораторного центра добавить еще оздоровление, какой-то психологический движ, какие-то культурные активности, то вообще прекрасно. Можно организовать и экскурсии — в музей, в обсерваторию, на производство — согласно теме лабораторного курса.

Представляете ли вы, сколько эмоций вызовет такое путешествие для ребенка (конечно, нужно отбирать детей, интересующихся предметом)? Какую мотивацию создаст? Собираем вещи, едем в другой город, общаемся, лаборатории, расписание, новые люди, новые впечатления!

Создание и наполнение такого центра — дело масштабное и увлекательное. Это касается и технического обеспечения, оборудования, и собственно заданий, практических работ. Если речь идет о физике, могу предложить курс «Исследовательские задачи», который уже несколько лет с успехом заменяет лабораторные работы по физике в школе «Базис», охватывая весь школьный курс физики. Эти практические задачи имеют несколько особенностей. Во-первых, они не сопровождаются подробным планом выполнения. То есть ученики (работая в небольшой команде) должны сами предложить путь к поставленной цели. Во-вторых, каждая работа имеет несколько уровней, скрытых в условии: ученик может проделать опыты с помощью учителя (если его уровень начальный), спланировать опыт самостоятельно, а учитель поможет посчитать то, что надо (это для большинства учеников), или все сделать самому (это и не каждый учитель сможет).

Например, у вас есть обычная присоска, из тех, что используются в ванных, линейка, динамометр (больше 100Н), гладкая поверхность. С помощью этого оборудования нужно измерить атмосферное давление. Провести опыт, особенно когда учитель поможет, сможет каждый. Вот здесь прицепи, тяни, вот здесь смотри, записывай. Посчитать уже труднее. Почувствовать своими руками силу атмосферы интересно, не правда ли? Подобных задач есть больше сотни, по всему, повторюсь, курсу физики.

Такое дело стоит ресурсов, денег. В целом, финансировать подобные вещи — функция, конечно, государства. В квалифицированных кадрах заинтересованы и наукоемкие бизнесы. В частности, в этом направлении работают (за что им большое уважение) «Енамин» со стороны химии и «Биофарма» в биологии. Можно представить такой центр и на коммерческой основе — то есть платишь и проходишь обучение. Но это последнее, похоже, не для наших сегодняшних реалий.

Предложенная идея — не для одиночек-олимпиадников. Это компонент массового образования, средство преодоления образовательных потерь, связанных с вынужденным переходом на дистанционное обучение большого количества учеников. Способ вернуть смысл и мотивацию к обучению обычным школьникам, которые только и видели, что электронную версию учебника. И, наверное, самое главное — дать и получить поддержку — сокровище живого общения, которое так необходимо всем нам сейчас, когда ракеты пролетают над головой, и это еще хорошо, если пролетают.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме