Образование — второй после фронта вопрос, которому мы должны уделять внимание, если хотим после войны не потерять нашу конкурентоспособность и возможность восстанавливаться. Без качественного образования мы превратимся для мира в источник человеческого сырья. Чтобы образование развивать, нужно понимать его сильные и слабые стороны. Какие управленческие решения нужны, чтобы улучшить качество, да и что вообще считать качеством? Хорошо было бы также оглядеться вокруг: а что там в других странах, как мы выглядим на их фоне? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны надежные данные образовательных измерений.
Одно из них — международное сравнительное исследование PISA, организованное ОЭСР. То знаменитое исследование, которое в 2018 году шокировало украинское общество данными об уровне знаний наших школьников по математике. Тогда Украина впервые участвовала в таком измерении, а поскольку PISA проводится раз в четыре года, в октябре 2022-го у нас снова появилась такая возможность.
Очевидно, что учитывая полномасштабное вторжение, провести в Украине международное исследование сейчас — задача нелегкая. Но мы не могли отказаться от этого шанса, потому что регулярные исследования, проведенные в разные годы, — это возможность отследить динамику достижений, оценить эффективность уже принятых решений. Важно, что во время тестирования PISA проводится также анкетирование школьников и учителей, и это позволяет увидеть закулисье результатов.
Как проходило исследование PISA в Украине
Вообще в PISA-2022, кроме Украины, приняли участие около 80 стран. Согласно правилам, участвуют в нем только 15-летние подростки. Составленные международными экспертами тестовые задания не привязаны к национальным школьным программам, поскольку проверяют не знания, а способность применять их в конкретных жизненных ситуациях.
В PISA исследуют математическую, читательскую и научно-естественную грамотность.
Участников исследования в каждой стране отбирают так, чтобы их контингент напоминал мини-модель образовательной системы страны: должны быть представлены школьники из всех регионов, всех типов учебных заведений. В PISA-2018 так и было, а вот в этом году в Украине в исследовании участвовали лишь ученики из относительно безопасных территорий. Не охваченными PISA-2022 оказались Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская, Херсонская и Николаевская области, а также Автономная Республика Крым и город Севастополь. Была попытка привлечь к исследованию учеников Днепропетровщины, но в тестировании PISA тут смогли принять участие всего 68 подростков из трех учебных заведений, и это были единственные участники из Восточного региона Украины. Но после консультаций с международными экспертами их результаты решили не учитывать, поскольку они не являются репрезентативными для представления об образовании всей области.
Вообще в исследовании приняли участие 3876 учеников из 164 учебных заведений.
Каковы основные результаты
Прежде чем анализировать результаты, следует напомнить о нескольких важных нюансах. Первый — исследование охватило не всю Украину. Второй — из-за полномасштабного вторжения произошла внутренняя миграция, также многие наши школьники временно живут за рубежом. И третий — между PISA-2018 и PISA-2022 была пандемия ковида с локдаунами и дистанционным обучением, что усилило образовательные потери Украины. Но это не преуменьшает значения исследования.
Итак, результаты Украины по математике, чтению и естественным наукам в PISA-2022 ниже средних для стран ОЭСР, и по сравнению с PISA-2018 они ухудшились.
По методологии PISA можно подсчитать отставание не только в баллах, но и в годах. В исследовании 2022 года отставание в 20 баллов эквивалентно отставанию в один год обучения. Так что, по математике и естественно-научным дисциплинам наши подростки отстают от своих ровесников из стран ОЭСР на 1,5 года учебы, по чтению — почти на 2,5 года.
Как видим, больше всего ухудшились у нас результаты по чтению. Но о проблемах с чтением мы знаем из данных собственного образовательного мониторинга-2019. Но, к сожалению, это не вызвало в обществе такого ажиотажа, как проблемы с математикой. А напрасно, ведь читательская компетентность — это не умение складывать буквы в слова, а способность анализировать и осмысливать прочитанное. Можно сколько угодно принимать законы об обучении в течение жизни, мечтать об обществе знаний, но как этого достичь без элементарного умения читать и анализировать?
Поскольку международное исследование PISA является сравнительным, для лучшего понимания своих результатов каждая страна может сравнить их с результатами референтных для нее стран, то есть подобных по уровню социально-экономического развития, имеющих похожие системы образования, культурное или историческое родство. Украинские эксперты считают, что для нас референтными являются Болгария, Грузия, Эстония, Молдова, Польша и Словацкая Республика. Общие результаты Эстонии, Польши и Болгарии выше, чем результаты Украины, а Эстония даже вошла в десятку стран-лидеров PISA-2022. Другие референтные страны расположены ниже нас в общем рейтинге.
Для каждого из трех видов грамотности (математической, читательской и научно-естественной) эксперты определили базовый уровень ее сформированности, то есть ватерлинию, быть ниже которой означает не иметь элементарной подготовленности и способности мыслить самостоятельно. В Украине доля тех, кто не достиг этого уровня, существенная, и это весьма тревожный сигнал. Но в своей референтной группе мы середнячки — у Болгарии, Молдовы и Грузии показатели еще ниже.
Если же говорить о самом высоком уровне, то по математике его достигли 3% украинских подростков, по чтению — 1%, по естественным дисциплинам — 2%. Примерно такие показатели и в других референтных с нами странах. А вот в Грузии вообще нет учеников, которые показали наивысший результат хотя бы в одной из областей. В Молдове они есть только по чтению — 1% школьников.
Почему баллы стран отличаются
Как свидетельствуют данные исследования, на разницу в успешности школьников влияют образовательная политика страны, отличие между школами и между учениками.
Как показало исследование, образовательная политика нашей страны влияет на результаты учеников, но не так существенно, как отличие между учениками и школами.
По данным исследования, в Украине наблюдается глубокая сегрегация школьников. Ученики с высоким социально-экономическим статусом, имеющие более высокие результаты, учатся в лицеях, гимназиях, специализированных школах и проживают в крупных городах. Ученики с более низким социально-экономическим статусом большей частью учатся в обычных школах или профессионально-технических учебных заведениях и проживают в небольших городах, поселках или селах. Подростки с низким социально-экономическим статусом в 2,8 раза чаще, по сравнению со своими ровесниками с высоким социально-экономическим статусом, не достигают даже базового уровня сформированности математической грамотности.
По математике и чтению ученики профессионально-технических учебных заведений отстают от своих ровесников из лицеев, гимназий и специализированных школ примерно на три года, по естественным наукам — примерно на 2,5 года.
Более 60% украинских подростков, среди которых большинство с высоким социально-экономическим статусом, сообщили в анкетах, что планируют после окончания школы поступать в университеты и получать степень магистра или кандидата наук. Вместе с тем 34% учеников планируют получать лишь полное среднее, профессионально-техническое образование или степень младшего бакалавра.
Ощутима разница в успешности украинских подростков в зависимости от места жительства. Сельские школьники отстают в чтении от своих ровесников из большого города почти на пять лет учебы, по математике — на 4,5 года, по естественно-научным дисциплинам — почти на четыре года.
Как школа влияет на успешность учеников
Анкетирование руководителей украинских школ, ученики которых принимали участие в исследовании, показало проблемы, которые, по их мнению, мешают школам реализовать свой потенциал обучения школьников.
По данным исследования, более 75% украинских подростков учатся в заведениях, где есть проблема нехватки и низкого качества учебных материалов и цифровых ресурсов (компьютеров, доступа к Интернету, системы управления обучением или школьных учебных платформ). Этот показатель Украины самый высокий среди всех референтных стран. Меньше всего проблему нехватки и качества цифровых ресурсов ощущают в Болгарии, Польше и Эстонии.
Также у Украины один из самых высоких показателей нехватки и низкого качества образовательной инфраструктуры. Однако можно предположить, что украинцы и их зарубежные коллеги вкладывали в это понятие несколько разное содержание. Для всех стран актуально наличие в школе достаточного количества помещений, площадок, систем отопления и освещения, а для украинских школ — еще и наличие укрытий. Возможно, это повлияло на увеличение процента негативных ответов украинских руководителей школ на вопрос. Понятно также, что на проблемы с инфраструктурой в Украине повлияло полномасштабное вторжение, вследствие которого многие учебные заведения подверглись разрушению.
Еще одна проблема, о которой сказали руководители школ, — нехватка педагогических кадров: 30% учеников учатся в заведениях, где это вредит образовательному процессу. Ненадлежащая или низкая квалификация педагогических кадров — проблема для 22% украинских учебных заведений.
Проблема нехватки кадров актуальна не только для Украины, но и для других референтных стран, даже для Эстонии, у которой самые высокие в нашей референтной группе результаты PISA (73% эстонских учеников учатся в заведениях, где эта проблема актуальна), Польши (47%) и Словацкой Республики (41%). Единственная референтная страна, где руководители школ не ощущают нехватки кадров, это Грузия.
Однако, анализируя эти данные, не стоит забывать, что в разных странах разные представления о том, что такое норма для обеспечения школ учителями, какое количество учеников и какой функционал должен приходиться на одного учителя. Возможно, если бы мы сравнивали не анкеты руководителей школ, а конкретные цифры, выводы исследования были бы иными.
На основании анкет руководителей учебных заведений был также сделан анализ, какие связанные с учителями факторы влияют на успешность учеников.
В нашей стране острее всего по сравнению с референтными странами стоит проблема плохой подготовки учителей к занятиям. Также у нас один из высших в нашей референтной группе процент учеников, которые учатся в школах, где учителя не учитывают индивидуальные потребности отдельных учеников и слишком строги с ними.
Это были данные анкет руководителей школ. А вот анкетирование учеников дает более оптимистичную картину. Большинство украинских подростков (89%) согласились или полностью согласились с тем, что учителя в их учебных заведениях относятся к ним доброжелательно и с уважением (78%), интересуются их благосостоянием (81%). Еще 42% подростков сообщили, что их учителя были бы обеспокоены, если бы они пришли в школу расстроенными. Вместе с тем 7% учеников сообщили, что учителя запугивали их, а 8% чувствовали, что их учителя относились к ним плохо.
Камнем преткновения в отношениях учителей, учеников и родителей обычно является домашние задания. Учителя жалуются, что ученики часто не выполняют их и от этого страдает качество обучения. А ученики и родители считают, что дети перегружены «домашкой». Результаты анкетирования украинских школьников удивили: 32% отметили, что тратят на домашнее задание по математике меньше 30 минут в день, 33% — не более часа, еще 23% — от одного до двух часов, 13% — более двух часов.
Однако среди референтных стран именно в Украине и Грузии ученики тратят на домашнее задание больше всего времени. Зато в Словацкой Республике 67% школьников тратят на «домашку» не более получаса на день, в Польше и Эстонии таких учеников — 54 и 52% соответственно.
И эксперты предупреждают: нельзя толковать эти данные однозначно, ведь на время выполнения заданий может влиять не только объем, но и пренебрежение ими. Также на продолжительность выполнения заданий влияет успешность ученика — более слабые тратят больше времени.
Тем временем результаты исследования свидетельствуют, что у учеников, которые тратят на домашнее задание до 30 минут в день, и тех, у кого это занимает много времени (больше двух часов в день), худшие результаты по математике.
На эффективность обучения влияет также психологический климат в школе.
Как показали результаты исследования, у учеников, переживших негативный опыт буллинга, результаты существенно хуже, чем у тех, у кого такого опыта нет. Так, 15-летние украинские ученики, которые сообщили, что подвергались буллингу по крайней мере несколько раз в месяц, набрали на 35,6 балла меньше по математике, чем их ровесники, попадавшие в ситуацию буллинга реже.
Что делать с результатами PISA?
Результаты исследований PISA в разные годы в разных странах были причиной бурных дискуссий о качестве образования, развенчивали иллюзии или, наоборот, вселяли надежду, были основанием и оправданием политических решений, даже непопулярных. Благодаря тому, что PISA предоставляет большой массив данных, во многих странах узкопрофессиональные дискуссии на тему образования превратились в публичные дебаты о связи между образованием, обществом и экономикой. В свое время Германия, Дания и Япония после PISA начинали образовательные реформы. Надеюсь, в Украине результаты этих исследований тоже не лягут под сукно, а принесут пользу.