Уроки и счастье. От состояния учителя зависит то, что он транслирует ученикам

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Уроки и счастье. От состояния учителя зависит то, что он транслирует ученикам © depositphotos/pressmaster

С этого учебного года школам предлагают ввести курс «Уроки счастья» для учеников 1–7 классов. «Мы искренне надеемся, что эта программа станет мощным пазлом концепции социально-эмоционального и этического обучения, интегрированной в подход «Новой украинской школы», которая позволит научить украинцев с малых лет беспокоиться о собственном ментальном здоровье и благосостоянии окружающих людей», — подчеркивают в Минобразования. И объясняют, что курс является адаптацией американского курса по социально-эмоциональному обучению Well-being.

 Лет пять назад курс Well-being был очень популярной темой для корпоративных тренингов среди крупных компаний. Их вели обычно психологи, которые получали адекватный гонорар за свою работу и сами были большей частью примером того, о чем рассказывали. Можно ли то же самое сказать об учителях?

Недавно я имел возможность работать с учителями Одесской области. Разбирали цифровые платформы, которые могут помочь педагогам эффективнее работать с детьми. В частности актуальной была тема преодоления образовательных потерь. Об этой проблеме не говорил только ленивый. Да, потери есть, работать с ними надо. Во всем обвинили дистанционку (конечно), хотя на самом деле образовательные потери начались задолго до нее, что, собственно, и стало толчком к реформе НУШ. Так что с 1 сентября дети входят в реальный мир, и ситуация должна улучшиться. По крайней мере, в теории. Потому что дети получат доступ к учителям, а учителя смогут полноценно работать с детьми. Казалось бы, что нам еще надо, чтобы преодолеть, наконец, проблемы: есть очное обучение, мотивированные учителя, разные платформы. Да? А вот и нет.

Во время обучения один из участников — учитель — поднял руку, чтобы задать вопрос. Но вместо этого рассказал о том, что у него совсем нет мотивации изучать что-то новое, овладевать платформами, вкладывать свою энергию и силу, работать с детьми индивидуально и т.п., ведь все это отнюдь не отразится на его зарплате. Никакой корреляции между ростом профессиональности и уровнем дохода.

Дело в том, что на практике преодоление образовательных потерь — исключительно головная боль учителя. Если он видит, что дети что-то пропустили, сам должен придумывать, что делать дальше. Ладно, может быть так, что у всего класса есть пропуски. Тогда можно вернуться назад и вместе все пройти. Но если это не так? Опций немного: оставаться с детьми после уроков, не принимать их уровень во внимание и работать с большинством или же попробовать заинтересовать чем-то новым (теми же платформами), чтобы ребенок самостоятельно наверстал пропущенное. По словам Оксаны, учительницы украинского языка и литературы, последняя опция на практике работает плохо. Потому что дети, у которых не было большой мотивации учиться самостоятельно, не будут делать этого и сейчас. Ведь формат тот же. Платформы похожи. А те, что не похожи, платные. А денег нет. Или родители не хотят платить. Или могут, однако не понимают, зачем. Или даже хотят и могут, однако не готовы самостоятельно заниматься тем, учится ли ребенок вообще. Много причин.

В итоге крайним остается учитель. И это его головная боль, как наверстать образовательные потери: учиться, повышать квалификацию, чем-то овладевать, применять, оставаться после уроков, тратить свое время или просто махнуть на все рукой и поставить в отчетах галочку о выполнении инструкций, спущенных свыше. А еще собирать сертификаты курсов, чтобы подтвердить квалификацию и обеспечить себе достойную жизнь. Каждый год.

Вышло так, что этот учитель нажал на болевую точку. В аудитории прозвучало очень много историй о том, как государство требует от учителей повышать ежегодно квалификацию, а на самом деле для них важно получить сертификат, который удостоверяет, что они прослушали лекции на определенное количество часов (это так называемый кредит ЕКТС). Лекции размещены на электронной платформе, и учителя рассказывали, как прекрасно слушать эти видео во время приготовления борща. Как классно, что тест на платформах можно проходить сотню раз, пока не пройдешь. Ну и то, что педсовет зачислит этот курс как повышение квалификации. Вот вам и все обучение. Галочка ради бумажки. Бумажка, потому что так надо. Но зачем?

Елена, учительница английского языка, рассказала, что для нее единственный способ заработать — это репетиторство. Она занимается дополнительно с детьми, и это ей позволяет выживать.

Однако не каждому учителю так везет. Иван, учитель химии, оппонировал Елене, ведь английский и украинский языки, математика и, возможно, история — это предметы, по которым чаще всего сдают НМТ. А вот естественные науки, физика и другие предметы не особенно интересны ученикам и их родителям. Они считают, что особого смысла вкладывать деньги в эти науки нет, потому что на то, поступит ли ребенок в овеянный мечтой вуз, они не влияют.

Значит, что даже среди учителей есть некая сегрегация: либо твой предмет связан с НМТ, а следовательно, ты можешь что-то заработать, либо нет. И живи, как хочешь. И именно это состояние — выживание — сильно влияет на мотивацию учителей и их самочувствие.

Когда мы проводим школы тренеров для учителей, одним из модулей всегда есть «Внутреннее состояние тренера». Потому что от состояния зависит то, что ты транслируешь аудитории. И я знаю по собственному опыту, что программа обучения всегда второстепенна. Программы всегда одинаковые. Однако люди в аудитории разные. И именно от человека и его состояния зависит все. Человек в состоянии апатии, потерявший смыслы и мотивацию, передает это своим ученикам. Зачем учить этот предмет? Потому что так надо. В программе написано. Министерство сказало. План. Оценки. Универ. Для родителей, наконец.

 Любой из нас понимает, что именно от личности учителя во многом зависит в принципе любовь к учебе. Вспомните свой любимый предмет. Он нравился вам просто так, или на это повлиял учитель? Как он рассказывал, горели ли его глаза, мог ли он заинтересовать вас погрузиться глубже? Создавал ли каждый раз интригу, когда дети обсуждают между собой, что будет на следующем уроке?

А теперь упомянем о счастье. Об уроках счастья. В психологии есть такое понятие, как конгруэнтность. Это когда форма отвечает содержанию. О «Верю!» Станиславского. Слышишь, что говорит человек, видишь его мимику, жесты, чувствуешь энергию. И веришь. Потому что он верит в то, что говорит.

Так что мне стало интересно, как демотивированный учитель может провести уроки счастья?

Будут ли верить ему ученики?

Может ли он транслировать любовь к учебе?

Способен ли влюбить в свой предмет?

Может ли стать человеком, которого вспоминаешь с признательностью всю жизнь?

Учителя важны.

Но на самом деле они важны у нас?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме