О подростках и важности работы с их эмоциями

ZN.UA
Поделиться
О подростках и важности работы с их эмоциями © ОО "Смарт образование"

Мир, в котором мы живем, чрезвычайно прагматичен и сильно ориентирован на когницию человека. Мы учимся понимать и строить заключения, принимать решения. И это, бесспорно, важно, но мы не должны забывать об эмоциях. Если спросить родителей и учителей, что они считают важным для обучения ребенка и подготовки его к успеху в будущей взрослой жизни, очевидно, немногие вспомнят об эмоциональном интеллекте. Этот soft skill, к сожалению, часто выпадает из фокуса внимания.

Нет плохих эмоций

Эмоциональный интеллект — это способность чувствовать, выражать, понимать и руководить эмоциями. Это умение проживать как позитивные, так и негативные эмоции, свои и других людей, умение идентифицировать, что происходит с другими людьми, формировать межличностные связи. Поэтому, развивая эмоциональный интеллект, мы учимся воспринимать эмоции (замечать, чувствовать их на телесном уровне тоже), интегрировать, понимать, чем они вызваны и как можно их прожить и, наконец, дать себе возможность конструктивно их разместить в контексте конкретной ситуации. Обучение эмоциональному интеллекту способствует формированию открытости, самоосознанию и возможности проживать эмоции, особенно сложные, ведь это — фундамент для взрослости. Чем раньше мы научимся это делать, тем вероятнее, что сможем научиться адаптироваться в неопределенности, находить здоровые способы реагировать на стрессоры и преодолевать вызовы, потому что наше настоящее действительно неопределенно и преисполнено вызовов.

Формирование личности начинается в детском, а продолжается в подростковом возрасте. Поэтому исследование эмоциональной сферы подростков чрезвычайно важно, с учетом того, что это период становления и развития личности. Подросткам эмоциональный интеллект помогает понять, кто они и что чувствуют. С клинической точки зрения низкий эмоциональный интеллект ассоциируется с высоким уровнем риска переживания тревоги и депрессии.

Собственно подростковый возраст является эмоционально насыщенным периодом жизни, влияющим на формирование устойчивых реакций и способов адаптации. В то же время эмоции влияют на состояние здоровья, успешность в школе, ощущения себя, готовность контактировать с другими.

Поэтому, работая с эмоциональной сферой подростков, можно ее стабилизировать сейчас и дать подросткам инструменты для решения актуальных для них проблем, повысить психологический иммунитет, вероятно, повлиять на успешность, бесспорно, повлиять на физическое состояние. К тому же это станет фундаментом для трансформации подростков в устойчивых взрослых, которые будут адаптивны к бесконечным изменениям настоящего и не будут давать эмоциям взять верх.

Как и каждый возрастной период, подростковый имеет свои особенности, связанные с развитием психики:

  • подростки эмоционально возбудимы, легко увлекаются делом, которое кажется интересным, впрочем, так же быстро могут прекратить им заниматься из-за утраты интереса или появления более интересной деятельности;

  • подростки ищут справедливости и отстаивают собственное мнение, и тем самым — свои границы; они резко реагируют на несправедливость по отношению к ним или людям, которые им интересны или близки;

  • подростковый возраст известен нигилизмом и непризнанием авторитетов. «Все не так», «это не подходит», «это не работает» можно услышать как никогда раньше;

  • эмоциональные переживания подростков отличаются от детских глубиной и устойчивостью, нередко они вызывают обиду и долго удерживаются в памяти;

  • подростки интенсивно переживают тревожность или страх, чаще всего связанные с развитием межличностной и интимной сферы, переживанием влюбленности. Постоянное или осложненное переживание может привести к ухудшению психологического состояния;

  • сложность чувств и эмоций, отсутствие навыков понимания и контроля над эмоциональной сферой может вызвать переживание «несоответствующих» эмоций. Например, слезы как реакция на ситуацию, вызывающую злость: ее опасно или невозможно идентифицировать или пережить, поэтому появляется другая реакция в виде слез;

  • развитие самосознания и рефлексии сопровождается влиянием на самооценку, которая чаще всего необъективная и негативная;

  • у подростков есть чрезвычайно важная потребность в одобрении, принятии и признании членами коллектива, к которым они тяготеют в этот период. Родители знают об этом времени как о периоде, когда мнение приятеля важнее мнения взрослых, потому что последние утратили авторитет. Иногда этот страх отторжения коллективом побуждает к неправильным, нездоровым или опасным поступкам;

  • подростки формируют дружеские связи по интересам и пребывают в них на протяжении длительного промежутка времени.

Наложение всех этих переживаний на контекст войны, конечно, усиливает определенные процессы, что может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Подростковый возраст уже осознанный, но многогранный и разнообразный. Взрослые, находящиеся рядом с подростками, на самом деле чувствуют себя не менее нестабильно, часто остерегаются и пугаются этого периода. В то же время из-за расшатывания авторитетов подросткам важно знать, кем являются взрослые, которые будут оставаться с ними, несмотря на их внутренние процессы.

Как работать с эмоциональным интеллектом

Классическая модель эмоционального интеллекта, разработанная Дж.Майером и П.Саловеем, включает эмоциональное восприятие, интеграцию, понимание и менеджмент. Следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы учимся воспринимать эмоции (замечать, чувствовать их и на телесном уровне), интегрировать, понимать, чем они вызваны и как можно их прожить и, наконец, давать себе возможность конструктивно их разместить в контексте конкретной ситуации.

Подросткам эмоциональный интеллект помогает понимать, кто они и что чувствуют. С клинической точки зрения низкий эмоциональный интеллект ассоциируется с высоким уровнем риска переживания тревоги и депрессии.

ОО "Смарт образование"

Среди инструментов, помогающих развивать эмоциональный интеллект, Татьяна Ширяева выделяет:

дневник эмоций (фиксация события и эмоции, которая чувствовалась вследствие проживания события). При возможности следует ежедневно вписывать хотя бы одну замеченную эмоцию. «Я прошу обращать внимание и на то, какими физическими ощущениями в теле сопровождается эмоциональное переживание», — подчеркивает психолог;

— о чувстве важно говорить с другими и легализовать переживаемые эмоции. Нет плохих эмоций, они являются нашей реакцией на ситуацию, и поэтому их нужно проживать, а не избегать;

— овладение методами релаксации, медитации, йоги, дыхательных упражнений;

— развитие рефлексии и обучение техникам отсрочки реакций (остановиться и посчитать до десяти);

— чтение и обсуждение книг, где речь идет о подростковых историях;

— развитие коммуникативных навыков, ассертивности и решения конфликтов;

— привлечение к групповым деятельностям, где практикуется коммуникация и сотрудничество.

Развитие эмоционального интеллекта у подростков требует времени и постоянной практики, но эти навыки значительно улучшают их жизнь, помогая лучше понимать себя и других, а также эффективнее преодолевать вызовы. Между прочим, многое из этого делается в SPARK Resilience («СПАРК Резилиенс»), которую воплощает общественная организация «Смарт освіта». Это — школьная программа социально-эмоционального обучения для подростков, опирающаяся на позитивную психологию и когнитивную поведенческую терапию.

Дать эмоциям жить

«По моему профессиональному опыту, — говорит Татьяна Ширяева, — работа с эмоциями никогда не бывает быстрой, но она однозначно цветная, как и эмоции, которые в определенный момент времени становятся заметными и безопасными.

Помню, как когда-то ко мне обратилась 15-летняя девушка, которая не умела злиться. И мы работали над тем, чтобы позволить ей чувствовать и проживать эту эмоцию. Злость как эмоция очень вытесняется социумом, и детей нередко учат не злиться. Повторюсь — все эмоции важны и все хорошие, плохих нет. Есть эмоциональные реакции, некомфортные для родителей, и мы пытаемся их избегать, например, обучая детей быть «хорошими», а следовательно, не злиться.

В той ситуации девушка очень любила своих взрослых и боялась их потерять, поэтому запретила себе чувствовать злость, потому что иначе, как она думала, потеряла бы родителей, которые перестали бы ее любить. Много времени ушло на то, чтобы признать, что она имеет право чувствовать злость, эта эмоция не разрушает, можно чувствовать ее и оставаться в хороших отношениях с другими. И это было огромным достижением. Нужно помнить, что когда мы научились чувствовать какую-то эмоцию, то не будем чувствовать только ее, мы просто вводим ее в систему координат наших эмоций.

Хочу подчеркнуть, что неумение замечать и проживать эмоции опасно. Иногда это приобретает соматическую природу. Мы болеем. Поэтому не надо забывать, что дети имеют право на детство, а эмоции — на то, чтобы их замечали и проживали».

О программе «СПАРК Резилиенс»

«Для меня лично важно, чтобы ребенок проживал детство, подчеркивает психолог. — И в этом ценность программы «СПАРК Резилиенс», поскольку там мы обращаем на это внимание.

Это программа, которая учит детей и подростков осознанию и развивает в них эмоциональную осведомленность. Между прочим, разработчики программы доказали ее эффективность в снижении уровня депрессии и повышении уровня самооценки у подростков.

Мы уже начали эту программу, и есть ее первые украиноязычные слушатели. «СПАРК» учит быть устойчивыми и делает это ненавязчивым и интересным способом. Небольшими простыми шагами мы выстраиваем крепкий и плотный эмоциональный каркас, навыками удерживать который мы будем владеть и в дальнейшей взрослой жизни. Однажды я услышала комментарий, что программа не соответствует возрастным особенностям украинских детей, потому что наши дети взрослее других, а программа слишком детская.

В том, что наши дети взрослые, нет сомнений. Но для меня это разные вещи: уметь решать проблемы, иногда очень взрослые, тем более в когнитивной сфере, и чувствовать эмоции, то есть проживать жизнь, оставаться чувствительным и эмпатийным, что относится к эмоциональной сфере. И это не о чем-то лучшем или худшем, это о комплексности и важности. Я уверена, что мы, взрослые, должны прилагать усилия, чтобы, несмотря на трудности сегодняшнего дня, дети проживали все возрастные периоды, а не перепрыгивали их.

Я не прекращаю восхищаться тем, как много знают и умеют дети и подростки. И мне они всегда интересны, что, бесспорно, помогает выстраивать с ними хорошую межличностную связь. Поэтому я ценю саму возможность создавать общее пространство с украинскими подростками, которые переживают свои внутренние процессы и позволяют взрослым участвовать в этом. А иногда мне просто по-человечески хочется, чтобы наши дети и подростки проживали свои процессы так, как это предусмотрено природой, но без влияния на это войны, которая, к сожалению, оставляет свой след».

 

Если вам интересно узнать об эмоциональном интеллекте и ваш ребенок выражает желание присоединиться к курсу «СПАРК Резилиенс», напишите на spark-ukr@smart-osvita.org.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме