«НАШОГО ЦВІТУ ВЖЕ НЕ ПО ВСЬОМУ СВІТУ»

05 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 47, 5 декабря-12 декабря 2003г.
Отправить
Отправить

С недавних пор открыла для себя еще одно из, увы, немногочисленных мест в столице Украины, где можно услышать исключительно родную речь...

С недавних пор открыла для себя еще одно из, увы, немногочисленных мест в столице Украины, где можно услышать исключительно родную речь. К сожалению, этот очаг украинства «зажигается» лишь раз в году на несколько дней, да и в роли его главных берегинь выступают не сами киевляне, а в основном граждане разных государств мира. Правда, все они, несмотря на «розпорошеність по світах», являются этническими украинцами, которые не забывают о своих корнях и стремятся воспитать у своих детей любовь и уважение к языку, культуре и истории предков.

Нынешняя международная научно-практическая конференция «Образование в украинском зарубежье: опыт становления и перспективы» (а речь именно о ней) была уже третьей. Ее цель, как и двух предыдущих, неизменна: обменяться опытом работы, обсудить имеющиеся проблемы и попытаться отыскать пути их решения. Проблем же у просвещенцев из украинской диаспоры более чем достаточно. Их не смогли завуалировать даже искрометный оптимизм и дипломатичность большинства участников мероприятия.

Хотя 12-я статья Конституции нашей державы и гласит: «Украина заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за границами государства», на деле эта забота совсем не материнская. Фактически превратилась она в очередную декларацию, поскольку почти не финансируется, утвержденная Президентом в сентябре 2001-го национальная программа «Закордонне українство», рассчитанная на период до 2005 г. Наши земляки, живущие в других странах — а таковых около 20 миллионов, — получают абсолютный мизер информации об Украине. Ведь в отличие от, скажем, Польши (к слову, уделяющей по сравнению с нами огромнейшее внимание контактам с соплеменниками, живущими в других государствах), Украина до сих пор не имеет даже своего всемирного ТВ-канала. О том же, какая информация о нашей стране в зарубежных СМИ превалирует (особенно в последние годы) и как она влияет на патриотические чувства представителей нашей диаспоры, говорить не приходится. Стоит ли удивляться, что по результатам последней переписи менее 40 тыс. граждан той же Польши признали себя украинцами? А ведь еще всего несколько лет назад таких было 300 (!) тысяч… Никто не спорит: проблема ассимиляции очень «многоярусна» и сложна. Но то, что во многом именно бездействие нашего государства является ее отправной точкой, однозначно.

Впрочем, утверждать, что Украина совсем уж ничего не делает на ниве удовлетворения образовательно-культурных потребностей своих дочерей и сыновей, обитающих в разных уголках Земли, тоже нельзя. Делает, конечно, только очень мало. Например, вот уже третий год проводит вышеупомянутые конференции. Кроме того, с 2001 г. по 2003-й на родной земле состоялись четыре учебно-методических семинара для учителей диаспоры, преподающих украиноведческие дисциплины. Центр украиноведения КНУ им. Т.Шевченко разработал для начальных классов воскресных школ учебную программу «Український світ». Она уже прошла частичную апробацию в школе украинского землячества г.Силламяэ (Эстония) и, очевидно, в скором времени будет взята на вооружение аналогичными учебными заведениями других стран. На протяжении 2001—2002 гг. в школы 21 государства Украина бесплатно поставила 12 тыс. экземпляров учебной литературы. Развивается (не очень активно, но все же) сотрудничество между общеобразовательными учебными заведениями Украины и школами диаспоры. В прошлом году 225 иностранцев украинского происхождения, а в нынешнем — 338, получили государственные стипендии для обучения в наших вузах. Научно-методический центр среднего образования МОН Украины предоставил методическую помощь недавно открывшимся украинским школам в Грузии, Дании, Швеции, Башкортостане, Тюменской области РФ. Вот в общем-то и все вехи «большого» пути.

Сегодня маленькие украинцы зарубежья учат язык своих дедов-прадедов и другие украиноведческие дисциплины преимущественно либо в средних школах (гимназиях, лицеях), либо в воскресных. Так, на начало 2002/2003 учебного года, скажем, в Словакии, функционировали два таких учебных заведения, в Польше — шесть, Македонии и Черногории — пять, Хорватии — три, Латвии, Грузии, Казахстане — по одному, в Австралии — одиннадцать. Источники их существования различны. Например, в Польше все украинские школы на дотации у государства (то есть ситуация такая же, как в Украине: все общеобразовательные учебные заведения национальных меньшинств финансируются из бюджета), а в Австралии их целиком и полностью содержит местная украинская община. Причем ее немногочисленность — 35 тыс. человек — отнюдь не помешала создать на Зеленом континенте, наверное, одни из лучших в мире (в плане материально-технического оснащения) украинских учебных заведений среднего звена.

Помимо общих проблем — прогрессирующая ассимиляция, недостаточное методическое обеспечение школ диаспоры, «хромающий» уровень квалификации педагогов и т.п. — у украинских просвещенцев зарубежья, безусловно, множество «аутентичных» нерешенных вопросов. Скажем, эстонцы, прибывшие на конференцию, акцентировали внимание на необходимости подписания соответствующих межправительственных документов, дающих право молодым людям, закончившим украинскую школу в Эстонии и получившим сертификат о владении украинским языком, поступать в киевские, харьковские, львовские etc. вузы. Греки настаивают на предоставлении своей украинской школе соответствующего статуса. Ведь из 65 учеников, в ней обучающихся, львиная доля — дети людей, временно работающих в Греции. И когда такие семьи возвращаются на родину, у ребят возникают проблемы: годы, проведенные ими в греческой школе, де-юре полноценным обучением не считаются. Молдаване и россияне говорили о том, как нужна действенная государственная программа поддержки украинцев, проживающих за границей. Кстати, у РФ не только разработаны, но и активно внедряются в жизнь очень мощные адресные программы поддержки своих диаспор, скажем, в странах Балтии, Украине и т.д. Причем работают над их реализацией очень грамотные высококвалифицированные специалисты.

Перед заключительным заседанием попросила участников конференции поделиться своими впечатлениями об Украине, Киеве. «Получила» по полной программе. Почему по общегосударственным телевизионным каналам транслируется уйма российских и русскоязычных передач? А в киосках превалируют газеты и журналы на негосударственном языке? А в Крыму, в «Артеке», все говорят исключительно на русском? А администратор центральной столичной гостиницы позволяет себе не только хамить, но и общаться с постояльцами исключительно на «великом и могучем»? И вообще, почему у государства на тринадцатом году независимости отсутствует четкая жесткая языковая политика?.. Слушая эти справедливые упреки, мне оставалось только виновато пожимать плечами и краснеть. За нас всех, не покидавших родную землю, но даже не заметивших, как потеряли самое главное…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК