Капкан в кошельке. Как защитить родительские благотворительные взносы от злоупотреблений

19 мая, 2017, 16:49 Распечатать Выпуск №18-19, 20 мая-26 мая

Весна — непростая пора для родительских кошельков, ведь именно сейчас полным ходом идет сбор благотворительных взносов в школах и детсадах. Родители дружно несут деньги: кто-то — на летний ремонт, а кто-то — за то, что ребенка взяли на обучение. Иногда официально, с квитанцией, а иногда — из рук в руки.

© 2day.kh.ua

Весна — непростая пора для родительских кошельков, ведь именно сейчас полным ходом идет сбор благотворительных взносов в школах и детсадах. Родители дружно несут деньги: кто-то — на летний ремонт, а кто-то — за то, что ребенка взяли на обучение. Иногда официально, с квитанцией, а иногда — из рук в руки.

По данным общественной организации "Родители SOS", за три года (2014–2016 гг.) родители вложили в школы около миллиарда гривен. "Это только то, что прошло через бухгалтерию учебных заведений и было учтено. Сколько средств вообще родители принесли в школу — представить невозможно. Охрана, ремонты — это обычно проходит "мимо кассы", а суммы не маленькие", — подчеркивает сопредседатель ОО "Родители SOS" Елена Бондаренко. — Тогда как от государства учебные заведения получили за три года 2,3 млрд".

А сколько скандалов вспыхивало в школах из-за нечестного использования родительских денег! Некоторым директорам это даже стоило должности. Но зачастую фондами, в которых есть злоупотребления, руководят не директора, а их родственники, друзья или "свои" родители. 

Какие проблемы и подозрения возникают вокруг благотворительных (а часто, в сущности, принудительных) родительских благотворительных взносов? "Например, родители приходят в школу в сентябре, видят, что там все чисто и опрятно, но никакого ремонта не было, — рассказывает сопредседатель ОО "Родители SOS" Алена Перфенова. — Однако деньги на этот ремонт у родителей собирали. Куда делись те взносы, на что они были потрачены? Нет никакой отчетности вообще. Это одна категория дел. Вторая — когда родители не влияют на решение школы о том, как тратить их благотворительные взносы. А потом выясняется, что у председателя родительского комитета есть свой "свечной заводик", поэтому свечки закупаются там. Часто родители боятся задавать школе неудобные вопросы о средствах, поскольку их ребенок является в этой ситуации заложником". 

Ну, а что происходит с благотворительными взносами в школах, где не созданы благотворительные фонды, т.е. родительские деньги циркулируют неофициально, — и говорить нечего. Чтобы представить масштабы этого бедствия, достаточно вспомнить историю одной столичной гимназии, где на родительском собрании директор объявила родителям, что исчезли 170 тыс. грн родительских денег. Только представьте — просто исчезли бесследно. Кстати, хранились эти благотворительные взносы в обычной коробке от обуви в кабинете завхоза. Родители тогда обратились в правоохранительные органы, следствие длится уже почти три года.

Потому и неудивительно, что ненадлежащее использование родительских взносов в школах и детсадах считается одним из слабых мест нашего образования, которые создают условия для недобропорядочности. Такого мнения придерживаются и эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые провели исследование и подготовили отчет "Обзоры ОЭСР на тему добропорядочности в образовании: Украина 2017". В нем не только проанализированы причины ненадлежащего использования родительских взносов, но и прописаны рекомендации, как их устранить. 

Почему, по мнению международных экспертов, нарушения с использованием родительских взносов стали возможными?

Есть несколько факторов. Если денежные взносы родителей в фонд школы или класса официально не документируются, нет и официальной отчетности о том, куда и как они потрачены. Поэтому "родители не могут требовать от школ раскрытия информации о точном использовании предоставленных ими средств. Информация, которую они могут получать на родительском собрании или заседаниях школьных советов, членами которых они являются, — не официальная", — указано в Отчете. 

Кроме того, законодательство акцентирует внимание на получателях взносов, а не на донорах. Родителей, которые дают школе большую денежную наличность и соглашаются не документировать ее, никто к ответственности не привлечет. А если бы было иначе, возможно, родители учащихся требовали бы от школы отмечать в договоре не только суммы взносов, но и цель их использования. 

Еще один фактор, способствующий нарушениям в использовании родительских взносов: надзор за школами и детсадами осуществляют несколько учреждений, поэтому "денежные родительские вопросы" и выпадают из поля зрения. "Учреждения, осуществляющие надзор за функционированием школ, не отвечают за контроль их бюджетов и имеют ограниченные возможности для такого контроля. В свою очередь, учреждения, уполномоченные контролировать бюджет, имеют ограниченное присутствие в образовательной сфере и доступ к ней", — подчеркивают международные эксперты.

Содействует манипуляциям с благотворительными взносами и непрозрачность местных бюджетов. Родители часто не знают, на какие нужды их школа получила государственное финансирование, а чего действительно не хватает. Вот и получается иногда, что с родителей собирают деньги на то, что уже профинансировано государством.

Справедливости ради следует отметить, что не только из-за махинаций школы не документируют родительские взносы. Выполнение бюджетных требований (открытие спецсчета, учет, отчетность) требует определенных  административных возможностей. Как минимум бухгалтера в штате. Кроме того, официальная смета готовится раз в год, следовательно, если школа привязана к ней, она не может гибко использовать ресурсы для своих нужд. 

Если школа закупает какие-то товары и услуги из своих специальных фондов (куда идут и родительские деньги), она должна соблюдать процедуры государственных закупок, когда стоимость услуги превышает определенную сумму и хотя бы частично финансируется из государственных источников. А значит, надо утверждать планы закупок и сами закупки. Это долго и сложно, проще "порешать" все неофициально.

Возможно, частично этим объясняется тот факт, что средства, выделенные школам государством, используются не "под ноль". "Второй год подряд свыше 2 млрд грн образовательной субвенции остаются на счетах местной власти, — говорит Елена Бондаренко. — В прошлом году мы пытались выяснить причину такой "экономии". Однако никаких четких ответов не получили: нас успокаивали, что эти деньги не пропадут. А теперь — снова остатки, еще и на 200 млн больше, чем в прошлом году. Внимательно посмотрите на эти цифры, когда будете нести деньги в школу "на ремонт" или "на бумагу". Бюджетные миллиарды оказались лишними, так почему тогда ваши 100 грн так нужны?". 

Какие же рекомендации дают международные эксперты относительно того, как избежать злоупотреблений с родительскими благотворительными взносами? Что мы можем сделать?

Нужно больше привлекать родителей к надзору за использованием средств: определить их права доступа к информации о взносах и условия участия в принятии решений по сбору и использованию средств. Необходимо также создать условия общей ответственности родителей и школы за использование взносов.

Надо более прозрачно распределять местные бюджеты. Кстати, в Киеве на сайте городского департамента образования давно создана интерактивная карта финансирования. Родители каждой школы могут найти на ней свое учебное заведение и в один клик узнать, сколько средств и на что ему выделено государством. Этот опыт уже распространяется и в других городах.

Следует расширить возможности Государственной инспекции учебных заведений. Она должна участвовать в административном и бюджетном надзоре за школами, при необходимости — в партнерстве с центральными органами, осуществляющими контроль над государственными финансами.

Необходимо также облегчить административную нагрузку, которая лежит на школах и детсадах в вопросе распоряжения родительскими взносами. "Сделать это можно, уменьшив количество законов и подзаконных актов, применяемых по этому вопросу, а также позволив школам и детсадам распоряжаться денежными взносами за пределами системы Государственного казначейства, открывая собственные счета в коммерческих банках, — в обмен на более суровую подотчетность и внешний контроль, например путем независимых аудитов и четких последствий за злоупотребления", — рекомендуют международные эксперты. И подчеркивают: успешный переход к большей автономии школ потребует обучения руководителей и администраторов школ. 

Может, следует прислушаться к этим советам и, наконец, поставить капкан в родительский кошелек, который, возможно, и не поймает за руку того, кто нагло туда залез, но хотя бы ограничит ему поле для злоупотреблений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно