- У наших государственных чиновников даже и в мыслях нет желания каким-то образом ущемлять права и свободы частного образования, - подтвердил мне прописную американскую истину профессор Айона-колледжа Хил Аш. - Никого не шокирует то, что таких учебных заведений больше, чем государственных. Есть устоявшиеся законы, правила, и во главу угла ставится квалификация выпускника, а не то, диплом какого вуза он предоставит работодателю. Законы конкуренции побуждают всех держать планку образования на высочайшем уровне...
Мы сидели в уютном китайском ресторанчике на одной из авеню Нью-Йорка, и обстановка располагала к откровенности. Преподаватель частного колледжа живо интересовался нашей системой образования. Когда я сообщил, что количество негосударственных вузов в Украине уже перевалило за 200, профессор одобрительно кивнул головой, но тут же заметил:
- Наверное, приобрести имидж, скажем, Колумбийского университета, кому-нибудь из них вряд ли удалось...
Я был вынужден сознаться, что в нашей стране частная школа брошена на произвол судьбы, государство относится к ней с плохо скрываемым пренебрежением...
Философия идеи
Идея же создания частного вуза по типу Гарварда, которая родилась у ректора Международного института управления, бизнеса и права (Славянск Донецкой области) Федора Поддубного, вызвала у многих в Министерстве образования откровенное раздражение. И шок. Да что там шок! Чиновники тут же подняли на смех мечту создать в провинциальном городе настоящий университетский городок, по образу и подобию американского Гарварда, кстати, тоже тихого и провинциального. И чтобы были в нем просторные учебные корпуса, добротные и современные коттеджи для преподавателей, теннисные корты, ипподром, церковь и даже миниатюрный аэродром. И при этом не брать у государства ни копейки.
Утопист - утверждали одни. Не выдюжит - понимающе говорили другие. И откуда он взялся? - удивлялись третьи. Да их и проконтролировать будет сложно - возмущались те, кто свой долг в развитии образования страны только и видел в бесконечных и в общем бесполезных проверках.
Федора Поддубного всегда привлекала идея создать что-нибудь неординарное именно в провинции, а не в столице. Вовсе не потому, что опасался конкуренции... Он понимал, что диктат министерств и ведомств будет мешать работать. Особенно в совершенно новом для Украины деле - взращивать собственных специалистов по бизнесу. Не лавочников, не торгашей, а профессионалов, коммерсантов. Создать модель современного специалиста по бизнесу - дело чрезвычайно трудное. Особенно сейчас, когда мы не определились в том, что на самом деле есть рынок, а что, простите, базар.
Федор Поддубный рисковал. Мыслимое ли дело - задумать вуз, который откажется от множества стереотипов учебных программ и возьмет курс на исключительно гибкую систему преподавания? И только тех предметов, которые позволят выпускникам сразу после окончания института быть профессионалами. И это не после пяти, а трех лет обучения. Кстати, Федор Иванович твердо убежден, что именно три года, как во многих цивилизованных странах, достаточно для того, чтобы дать студенту максимум необходимых знаний. Непременно таких, которые ему пригодятся в деловой жизни. Такой «щадящий» режим избран, судя по всему, еще и потому, что обучение платное. Студент может реально уплатить за три года обучения. Может быть, это довольно крамольная мысль, но, задумывая платное обучение, Ф.Поддубный тем самым легализовал взятки, которые, чего греха таить, процветают в государственных вузах.
Он был готов к тому, что начнется вражда между двумя формами образования - государственным и частным. Только вот не может смириться, что процесс лицензирования и доселе напоминает средневековую инквизицию, ничего общего со спокойным и деловым анализом не имеющую. Признание истинных, а не прошлых заслуг ни во что не ставится. Уровень выпускника игнорируется...
Что имеем...
Пять лет минуло от задуманного. Много или мало? Если судить по тому, что предстоит еще свершить, - непомерно мало. Если проанализировать, что удалось, - много. Эксперт по высшему образованию при правительстве США доктор Джеймс Д.Бенсон, побывав как-то в институте Ф.Поддубного, направил письмо ученому секретарю Министерства образования Украины с таким выводом: «Я пришел к убеждению, что МИУБП - это лучшее учебное заведение Украины, оно имеет уровень международного». Его поразила сама система подготовки студентов. Впечатлил класс механических машинок для начинающих, электрических с русским, украинским и латинским шрифтами. Те же кабинеты с компьютерной техникой. И тоже - для дилетантов и почти специалистов. Заокеанскому гостю показали свою новинку - класс ораторского искусства со специальными пятигранными столами, зеркалами, телекамерой, проецирующей на экран изображение говорящего. Говорят, он был просто изумлен. Кстати, сравнение с Гарвардом институту в Славянске придумали сами американцы, неоднократно бывающие у Поддубного.
С Гарвардом их роднит деловая хватка студентов, стремление быть лидерами. Здесь прививают отвращение к слову «дай!». В институте своеобразной религией стало изучение делового английского языка. Второкурсник десятипальцевым методом с поразительной скоростью может составить и набросать текст делового контракта на украинском, русском и английском языках. И не произвольно, а с учетом всех тонкостей и сложностей международного делового этикета.
На состоявшемся в сентябре прошлого года Международном конкурсе студентов высших учебных заведений, проходившем в Вашингтоне, воспитанник Ф.Поддубного Алексей Коровинский произвел настоящий фурор. Его победа над более чем сотней таких же сильных соперников стала настоящей сенсацией и для украинских, и для американских болельщиков. Блестяще продемонстрировав фундаментальные знания, он превзошел других участников конкурса виртуозной работой на компьютере. Кстати, с победой Алексея поздравил сам президент США Билл Клинтон.
Слепой метод машинописи - это «конек» Федора Ивановича. Скептики до неприличия откровенны: чем бы дитя не тешилось... Лет двадцать назад увлекся, да что там увлекся, загорелся Ф.Поддубный этой идеей, принадлежавшей некогда опальному профессору Оганесу Акопяну, - как можно больше людей обучить этому своеобразному искусству почти с молниеносной скоростью печатать на обычной машинке. Может, с тех пор у него крепко засела эта тяга ко всему новому, необычному и нетрадиционному. Скорее всего потому и едут к нему в институт преподаватели со всего мира. Теперь уже не столько подсказать да подучить, сколько и самим позаимствовать.
Ежегодно в Международном институте управления, бизнеса и права постигают науку выжить в непростых современных условиях полторы тысячи студентов. Еще три с половиной тысячи - на заочном отделении. Институт имеет более сотни филиалов в Украине, России. Число студентов-заочников перевалило за десять тысяч. Сегодня действует 28 центров по переподготовке офицеров. Если учесть, что уже сейчас не у дел оказались почти сто тысяч вчерашних офицеров и прапорщиков, то идея Поддубного поддержать их той реальной помощью, в которой они нуждаются, уже заслуживает одобрения. Хотя не помешала бы и финансовая помощь. Но Федор Иванович никогда сам за ней не обратится. И студентам своим прививает эту же черту.
Переобученный офицер, при его дисциплинированности и смекалке, без особого труда может создать свое предприятие и приносить реальную пользу государству уже сейчас.
В живописнейшем месте в пансионате «Наука» разместился базовый академический центр по переподготовке и адаптации военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас в результате сокращения Вооруженных Сил. Два года назад на обустройство этого центра МИУБП выделил 2 млрд. карбованцев. И хотя первоначально эти средства планировали израсходовать на строительство нового учебного корпуса, да прикинув перспективы и рассчитав свои силы, переиграли миллиарды в пользу бывших военных. По мнению Федора Поддубного, уходящие из армии офицеры - живительная сила, тот потенциал, способный оздоровить экономику.
Этот опыт по адаптации по существу безработных МИУБП пытается применить и в угольной промышленности. Уже сегодня ученые института подготовили соответствующие программы, которые вот-вот заработают на открывающихся экономических факультетах в 10 городах Донбасса. Обучение шахтеров берет на себя институт. Так же, как и военнослужащих. Кстати, бесплатно в институте учатся бывшие воины Афганистана и дети из многодетных семей. Для остальных - плата за обучение 600 долларов в год. Сравните эту сумму с теми средствами, которые запрашивают некоторые государственные вузы в качестве эксперимента.
Тот, кто побывал в украинском Гарварде, не мог не обратить внимания, что там учится немало иностранных студентов. Хождению за три моря они предпочли обучение в Славянске. Много молодых россиян во что бы то ни стало пытаются перевестись из своих вузов в наш Гарвард. Между прочим, с одним из студентов, который переводился из России, произошел почти анекдотичный случай. Прилежный юноша, свято полагающий, что тоже учился в престижном вузе, прихватил с собой конспекты по маркетингу. Но оказалось, что пока длился формальный перевод (а это почти два месяца), записи в тетрадке морально устарели. Ему было почти в диковинку, как динамично приноравливаются преподаватели к малейшим изменениям в области бизнеса, управления и права. Но и бывшему российскому студенту, и полуторам тысячам обучающихся в Гарварде импонирует та чрезвычайно гибкая система подготовки специалистов, которая исповедуется в Славянске. Ничто не воспринимается как догма. Это первое. Все, что студент получил за три года, он должен, нет, просто обязан применить на практике. Как некий живой и пульсирующий организм, институт чутко реагирует на те изменения, которые происходят в мире бизнеса, и вносит коррективы в учебный процесс, в модель специалиста по рыночной экономике. К этому есть все предпосылки. Не использовав ни копейки государственных денег, институт подобрал сильнейший преподавательский состав, создал хорошую учебно-материальную базу. В МИУБП преподают 2 академика, 5 профессоров и 10 кандидатов наук. Ученые из многих стран, в том числе США, Германии и Италии, - частые гости в Славянске. Еще ни один из них не ответил отказом прочитать лекцию на приглашение из
МИУБП.
Что могут выпускники института? Скажем, выпускница Наталья Гемская, с отличием закончившая национальный Гарвард, продолжает успешно изучать юриспруденцию в Калифорнийском университете. Окончившие институт супруги Игорь Маленко и Елена Шутько преподают в колледже города Пайквила (штат Кентукки). Есть и другие яркие примеры. Не они ли являются убедительнейшим свидетельством жизнеспособности вуза, высокой эффективности подготовки кадров для рыночной экономики?
Конечно, не всем удастся преподавать в американских колледжах и школах. Да не все к этому и стремятся. Можно и нужно жить безбедно и в нашей стране. Таково кредо самого Ф.Поддубного. Когда его нет-нет да и упрекнут, что мол, на детские денежки-то можно разъезжать в шикарном лимузине, он ничуть не обижается. Видать, привык, да и готов к тому, что к богатым людям у нас привычно неделикатное отношение. Он готов научить стать богатым всех, кто этого хочет. Другое дело, что хотят почему-то не все. Потому что хотеть быть богатым и быть таковым - это понятия очень различные.
И еще об одном. В качестве учебного пособия в МИУБП создана агрофирма «Родник», несколько перерабатывающих предприятий и других подразделений, структурно входящих в состав института. И вот здесь студентов учат тому, что может и должен сделать человек, владеющий основами рыночной экономики. За пару лет кусок земли, на котором сиротливо стоял до фундамента раскуроченный коровник, превратился в настоящий сельскохозяйственный оазис. А при нем чистопородное стадо коров, английские скакуны, гуси и козы. Студент, получивший диплом фермера-менеджера, непременно воспользуется всеми знаниями, которые так наглядно сумели ему преподнести в Гарварде. К тому же, плюс от существования такой мини-агрофирмы - продукты для самих студентов и ветеранов войны.
Что на ум пошло?
Нынче в институте действует семь факультетов. Недавно открылись юридический факультет и факультет международных отношений. Идет работа по формированию факультета журналистики. И честно говоря, очень хотелось бы встретиться со своими будущими коллегами, прошедшими подготовку в Славянске. Не знаю, как другие профессиональные навыки, но печатать десятью пальцами, да притом очень быстро, они научатся очень скоро. Кстати, кто-нибудь из окончивших факультет журналистки КГУ может этим похвастаться? Федор Поддубный настоял и на открытии военной кафедры. Видать, и на сей счет у него свои соображения.
Американцы открыли в Славянске филиал Университета тихоокеанского побережья США. Отныне за престижным американским дипломом вовсе не обязательно ездить за океан. Достаточно иметь отечественное образование по какой-либо рыночной специальности, а потом доучиться в «прописавшемся» в Славянске университете из штата Айова. Да, это поствузовское обучение, но именно оно позволит молодому специалисту совершенствоваться как руководителю и организатору. Причем, в лучших традициях американской образовательной системы. Это обстоятельство помогает американцам оставаться динамичными в вечно меняющемся мире. Этот опыт нелишним будет и для нас. Он поможет приоткрыть секреты цивилизованного бизнеса, даст толчок для внешнеэкономической деятельности. К тому же, поступать в славянский филиал американского вуза можно круглый год, не дожидаясь привычного 1 сентября.
Имя Федора Поддубного знают в Европе и в Америке, в Азии и на Ближнем Востоке. О нем яростно спорят в собственной стране. Мнения настолько разные, что впору удивиться. Но о нем говорят. Это, пожалуй, главное. Ибо не говорят только о пустом месте. Да впрочем и Славянск узнают в мире не по некогда славившемуся фарфоровому заводу, а по украинскому Гарварду. Хотя Ф.Поддубный считает это сходство чисто внешним. Нельзя создать под копирку то же самое. Нужно свое, оригинальное.