В современном глобализированном мире способы оценивания качества высшего образования и учреждений, предоставляющих такое образование, постоянно развиваются и совершенствуются. Среди этих способов все большее внимание уделяют показателям, которые можно измерить путем независимого анализа продуктов, вырабатываемых высшим учебным заведением и предоставляемых для открытого доступа с помощью современных технологий распространения информации. В предыдущие годы я уже пыталась ознакомить широкую общественность с концепцией определения рейтинга вузов, различными подходами к построению рейтингов самых лучших университетов и результатами анализа внешних и внутренних попыток составить рейтинг вузов Украины. Усилия Украинского научного клуба (УНК) в этой сфере оказались стимулирующими и, на наш взгляд, привели к определенным положительным сдвигам среди руководства университетов и других вузов. Некоторые из них даже добились важных результатов на пути модернизации своих учреждений и поняли важную роль информатизации всех участков работы.
Попытаюсь проиллюстрировать положительные изменения пропаганды вузов Украины в мире на примере единственного мирового рейтинга высших учебных заведений, в который попадают украинские университеты. Речь идет о рейтинге «Вебометрика» (Webometrics), который с 2004 года проводит лаборатория киберметрики (Cybermetrics Lab) центра информации и документации (Centro de Informacіon y Documentacion, CINDOC) Национального исследовательского совета Испании (National Research Council, CSIC). Данные за 2008 и 2009 годы представлены на сайте УНК.
В предложенной таблице - 50 лучших вузов Украины, которые расположены в соответствии с их местом в рейтинговом списке из 20 тысяч университетов. Национальный рейтинг создан в соответствии с местом вуза в таблице «Вебометрики» за определенный период анализа. То есть если бы методология «Вебометрики» была применена только в пределах Украины, то именно таким образом расположились бы в таблице национальные учреждения высшего образования.
Рейтинги «Вебометрики» являются наиболее мощной попыткой охватить глобальное образовательное пространство. Начиная с анализа шести тысяч университетов в 2004 году, сегодня аналитическая группа располагает информацией уже о 20 тысячах вузов со всех континентов мира. Дважды в год - в июне и январе - они представляют данные об уровне присутствия доменов университетов в мировом информационном пространстве.
Анализ динамики появления украинских вузов в таблицах «Вебометрики» свидетельствует о том, что с момента первого объявления этих данных и обсуждения их на разнообразных конференциях и симпозиумах в Украине определенное количество заведений приложило значительные усилия для улучшения информатизации своей деятельности. Например, библиотека Киево-Могилянской академии стала лидером по введению открытых университетских электронных репозитариев в Украине, создала электронный архив университета, перевела в электронный вид периодические издания, подключилась к международным библиотечным проектам и, в результате подняла рейтинг НаУКМА на полторы тысячи позиций. Усилия в этом направлении поддержали и другие образовательные учреждения.
В таблице выделены университеты, которые благодаря своей информационной деятельности поднялись более чем на 1000 позиций в мировом рейтинге за незначительное время - шесть или 12 месяцев. Таких оказалось 34 из 50 лучших в период 2009-2010 гг. Это достаточно оптимистические результаты. Но есть и пять таких, которые потеряли завоеванные позиции и «упали» в рейтинге более чем на 1000 позиций. Такие вузы должны просмотреть свою информационную политику и работу своих информационных систем.
Очевидно также, что некоторые вузы находятся в состоянии трансформации. Звездочками в таблице обозначены учреждения, у которых есть два или более интернет-доменов. Это приводит к искажению результатов из-за их дублирования при анализе. Поэтому такие заведения должны немедленно решить эту проблему и придерживаться устоявшихся правил. Тогда их места в рейтинге будут соответствовать действительности.
Также выделены те университеты, которые в течение последних лет получили статус исследовательских. Общая тенденция в мире показывает, что вузы именно исследовательского типа вносят наиболее весомый вклад в интеллектуальную среду не только своих стран, но и на мировом уровне. Из этих учреждений выходят лидеры для всех сфер деятельности общества, а достижения выпускников можно измерять в течение жизни, применяя количественные и качественные критерии оценки их профессиональной деятельности. Три из 14 исследовательских университетов даже не попадают в список 50 лучших украинских вузов в соответствии со своим информационным присутствием в мире. Таблица «Вебометрики» не дает возможности связать украинские исследовательские вузы с их местом в мировом или национальном рейтинге. Это означает, что решение о присуждении статуса «исследовательский университет» в Украине не обосновывается с привлечением мирового опыта, а базируется на других - «локальных» критериях. Если стратегия украинских вузов будет связана с привлечением лучших студентов из других стран, то присутствие в мировых рейтингах будет приобретать очень важное значение.
Подытоживая данные анализа «Вебометрики» для Украины, хочу подчеркнуть важность надлежащего уровня информирования широких слоев населения о деятельности вузов. Интернет-домены университетов сегодня работают не только как информационные страницы, но и как целые виртуальные библиотеки знаний. Чем более открытыми и доступными они являются, тем выше вклад вуза в информационное пространство человечества. Для руководства страны стратегической задачей должно стать предоставление университетам надлежащих ресурсов для доступа к мировым базам данных на условиях подписки и для включения информационных потоков из Украины в мировые информационные базы знаний через систему качественной обработки информации и надлежащего технологического обеспечения.