Яблоки или апельсины, или Почему одним лишь законом о высшем образовании не решить проблему реформирования научной сферы?

23 сентября, 2011, 13:55 Распечатать

Вопрос реформирования высшей школы приобрел в Украине статус хронического и неизлечимого заболевания.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Вопрос реформирования высшей школы приобрел в Украине статус хронического и неизлечимого заболевания. Что же мешает разобраться с состоянием дел, с одной стороны, и выполнить обязательства перед Европейским Союзом — с другой? Почему нет консенсуса между педагогами и исследователями, между реальными работниками сектора и правительственными учреждениями?

Ни для кого не секрет, что за годы существования СССР вся образовательная и исследовательская сфера относилась к государственному сектору и финансировалась исключительно из бюджетных средств. Даже при том, что прикладные исследования выполнялись по заказу производственных предприятий и отраслевых министерств, финансы имели унифицированную природу — государственный бюджет. Поэтому сравнивать успехи или провалы предыдущей системы с тем, что существовало в остальных экономических системах мира, весьма проблематично и, в общем-то, некорректно. Это как спорить, что лучше — яблоки или апельсины. Единственный подход для сравнения может базироваться на универсальных объективных критериях эффективности образования и исследований относительно расходов ресурсов, среди которых и время, и люди, и инфраструктура. Процесс приватизации бывших государственных предприятий или создания новых частных наукоемких производств происходит в последние 20 лет чрезвычайно медленно и неэффективно. Украинское общество в целом до сих пор не определилось, какой тип экономики оно хочет строить — свободный рынок или контролируемое распределение. Остатки прежней распределительной системы доминируют во всех сферах экономики и по-прежнему закреплены в законодательстве, которое, в сущности, остается ограничивающим и запрещающим, а не способствующим инновациям. Подобная ситуация сохраняется сегодня и в области образования и исследований, которые я объединяю в одно понятие — научная сфера. В то время, когда в мире лучшие образовательные и исследовательские учреждения финансируются из частных средств (см. мировые рейтинги университетов и исследовательских лабораторий), большинство ведущих образовательных заведений и исследовательских учреждений Украины финансируются из госбюджета. Можно игнорировать мировые достижения и тенденции развития экономики знаний и шестого технологического уклада, но тогда нужно предлагать такие инновационные механизмы государственного управления, которые бы ни у кого не оставляли сомнений относительно их эффективности и целесообразности.

Дебаты вокруг новой редакции Закона Украины «О высшем образовании», по моему мнению, являются бесполезными и бесплодными. Считаю, что один закон не решит проблемы в сфере высшего образования. Исто­рически так сложилось, что из классических университетов удалили качественные экспериментальные исследования и медицину. Историческая макиавеллиевская схема «разделяй и властвуй» работает до сих пор. В исследовательском процессе отсутствует критерий новизны, потому большинство неестественных дисциплин продуцируют огромное количество компилята и откровенного плагиата. Отре­занность от мировых баз данных приводит к изоляции Украины и «оправдывает» неэтичное поведение работников научной сферы Украины. Мужи у власти покупают дипломы университетов и ученые степени, а вузы охотно их продают. Как следствие — простая мысль о том, что можно получать знания, а не покупать дипломы, не актуальна среди большинства студентов современных вузов Украины.

Приоритетом в реформировании высшего образования должно стать возвращение исследовательского процесса в высшие учебные заведения и создание конкурентной среды для выпускников вузов внутри страны.

Для решения проблем высшего образования в Украине необходимо рассматривать не только Закон «О высшем образовании», но и пакет законов, которые бы обеспечили инновационное развитие научной сферы, — образования и науки как единого процесса. На сегодняшний день образование и наука разделены в пространстве, времени и законодательно. Существуют законы, регулирующие деятельность педагогов и исследователей: «О высшем образовании», «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности», «О научной и научно-технической деятельности», «О научной и научно-технической экспертизе», «Об особенностях правового режима деятельности Нацио­нальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса», модельный закон СНГ «О статусе ученого и научного работника». Законодательство об интеллектуальной собственности состоит из целого ряда законов. Не забываем о Конституции и кодексах Украины. Нельзя игнорировать и меценатскую поддержку образования и науки, которая никак не стимулируется законодательством. Поэтому нужно пересматривать Закон «О благотворительности и благотворительных организациях», Закон «О налоге на доходы физических лиц» и другие соответствующие законы.

Украине нужен комплексный подход к реформированию научной сферы (образования и науки) по критериям конкурентоспособности в современном мире.

Поэтому было бы целесообразно создать междисциплинарную группу экспертов, в которую бы вошли представители лучших вузов, академических институтов, государственных учреждений, негосударственных организаций педагогов и ученых, успешных международных программ в Украине и прогрессивные юристы, основной целью работы которой был бы анализ законодательства, касающегося образования и науки, и разработка концепции его реформирования с позиций конкурентоспособности Украины в XXI веке.

Мне могут сказать, что таких групп уже существует множество, и они «наработали» массу предложений (министр Табач­ник с телеэкрана говорит о более чем 4 тыс. предложений к одному министерскому проекту закона!). Это как раз и свидетельствует о несостоятельности предыдущих групп. Работали с одним законопроектом — и не справились. Необходимо изменить принципы, которые будут положены в основу законодательства. Пока проводимые в учебных заведениях исследования не будут рассматриваться как возможная часть образовательного процесса, ни одна версия закона «О высшем образовании» не будет прогрессивной. Пока КРУ будет считать поездки университетских профессоров на международные научные форумы нецелевым использованием бюджетных средств, исследовательский процесс в университетах будет оставаться прерогативой энтузиастов и зависеть от прихотей ректоров. До тех пор, пока Украина не перестанет холить и лелеять «собственный способ присуждения научных степеней», на нас будут смотреть как на отсталых и непостижимых представителей прошлого века. Пока не будут формироваться базовые программы обучения двух уровней — теоретического и исследовательского, мы не сможем войти в единое пространство европейского и мирового образования, где, начиная с бакалаврского уровня, идет распределение на тех, кто хочет расширить мировоззрение, и тех, кто имеет смелость испытать свой творческий потенциал, о чем в дипломе есть соответствующая отметка: BA (бакалавр искусств) или BS (бакалавр наук). До тех пор, пока вузы всех форм собственности и все исследовательские лаборатории не будут иметь статуса неприбыльных, государство будет давать и потом отнимать бюджетные средства, уменьшая эффективность их использования, и развитие передовых отраслей науки будет определять таможня, а не экспертные ученые советы. Пока проводятся государственные тендеры на исследовательские проекты в фундаментальных исследованиях, будут существовать фальсификация и коррупция в научной сфере.

Предлагаю объединиться всем небезразличным педагогам и исследователям и создать постоянно действующий форум. Он мог бы взять на себя координацию и разработку пакета законов, которые изменят структуру и содержание научной сферы Украины. Ведь без качественного и эффективного образования и науки невозможно создать инновационную среду, а значит и инновационную экономику.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно