Эволюция с ускорением

Поделиться
Что нужно для осуществления реформы научной сферы? Конечно, нужна политическая воля первых лиц государства. Но нужна и консолидация исследовательской среды. Реформа сделает невозможным существование всех тех, кто "профессионально" чувствовал себя комфортно, покупая или продавая научные степени и должности, поддерживая плагиат и расхищая государственные средства.

Украине нужна реформа научной сферы. Осознание необходимости реформы пришло давно. Политическая воля не сформирована по сей день. Почему так происходит и как нужно действовать?

В 2005 г. была создана рабочая группа по разработке концепции развития научной сферы и наработке законодательных актов для поддержки развития науки, технологий, взаимодействия образовательной и исследовательской сфер. В группе работали представители НАН Украины и ведущих университетов. Именно тогда была предпринята попытка осмыслить и описать необходимость создания национального совета по вопросам науки и технологии, научного фонда для конкурсного финансирования исследований, необходимость усиления исследований в университетах, коммерциализации результатов исследований, и был введен в широкое употребление термин "инновация". Как участник этого процесса могу подтвердить, что наработанные идеи и законодательные материалы несли в себе основные элементы реформы. Но предложения так и остались нереализованным потенциалом. Представители НАН Украины, доминировавшие в рабочей группе, не смогли ни выдвинуть достаточных аргументов для реализации предложений, ни осознать факта, что само существование структуры управления научной сферой через президиум НАНУ слишком консервативно и негибко.

За прошедшие с тех пор 10 лет общество прошло сложный путь трансформации и осознания необходимости радикальных изменений. Революция Достоинства затронула все аспекты украинского общества. Научная среда молодых исследователей была представлена на Майдане с первых дней, и это подтвердило готовность к изменениям. Чего нельзя сказать о седовласых мужах академии. Русофонство, которым насквозь пропитана управленческая верхушка, не позволило сформировать четкую позицию и однозначно высказаться по поводу преступной власти и последующей военной агрессии северного соседа. Фактически академия стала молчаливым свидетелем захвата своего имущества в Крыму и на Донбассе, не смогла предложить пути спасения дорогого оборудования, которое было вывезено в Россию. Более того, часть руководства президиума оказалась виновной в многолетних коррупционных схемах расхищения незначительных бюджетных средств, выделявшихся на проведение приоритетных исследований. Эти факты окончательно подорвали веру в эффективное, отвечающее требованиям времени управление НАНУ. На фоне тотального пересмотра формирования бюджета Украины на 2015 г. и хронического падения показателей научной состоятельности Украины в мировых рейтингах не удивляет решение еще больше урезать бюджет НАН Украины и фактически прекратить финансирование отраслевых государственных академий, построенных по образцу национальной. Парадокс заключается в том, что благодаря своей организации, с одной стороны, НАН Украины удается сохраняться, независимо от процессов в стране, и демонстрировать хоть какие-то качественные результаты исследований. А с другой - НАН Украины как высшее государственное научное учреждение не влияет на стратегию развития экономики государства, или же ее вклад невозможно измерить. Именно из-за этого парадокса НАН Украины стала эпицентром критики и нападок радикалов с разными намерениями.

С 2007 г. над усовершенствованием элементов реформы работало экспертное сообщество Украинского научного клуба. Более того, именно УНК стал инициатором и движущей силой создания первой в стране Государственной ключевой лаборатории молекулярной и клеточной биологии, продемонстрировав успешность и возможность новой формы организации исследований. Результаты работы ГКЛ превзошли все ожидания, был также отработан механизм привлечения иностранных экспертов и конкурсного отбора проектов. За годы разъяснений и публикаций на тему реформы научной сферы УНК ознакомил общество с такими понятиями, как импакт-фактор научного журнала, индекс цитирования и индекс Хирша, наукометрический профиль исследователя и университеты исследовательского типа. На сайте постоянно обновлялись данные о наличии украинских учреждений, университетов и отдельных исследователей в мировых рейтингах. То, что большинство инициатив УНК были "клонированы" и частично спонсированы из государственных фондов, свидетельствует о том, что мы правильно выделяли проблемы и предоставляли достоверную аналитику все эти годы. Рутинная работа принесла свои результаты. Сообщество уже ознакомлено с требованиями интеграции в мировое пространство. Остается сделать шаги в направлении изменения законодательства и системы управления процессами исследований на уровне страны.

На основе консенсусного видения, выработанного за последние 10 лет, я могу назвать процесс реформирования научной сферы Украины, к которому мы приблизились вплотную, эволюцией с ускорением.

В чем заключаются принципы эволюции?

Принцип первый - развитие исследовательской инфраструктуры. Нельзя безосновательно разрушать инфраструктуру исследований в Украине. В нее входят институты НАН Украины, отраслевых академий, ведущих университетов. Кроме того, к ней относятся и новые формы организации исследований, а именно: различные исследовательские и учебные центры, ключевые лаборатории. Все эти структуры должны пройти путь независимого аудита на предмет их реальной производительности и нужности для общества. Этот процесс продлится не менее года. Результат - выявление здоровых структур и реорганизация неэффективных.

Принцип второй - объективные критерии оценки. Введение объективных критериев оценки качества фундаментальных исследований на основе мировых библиографических баз данных и реального внедрения результатов прикладных исследований в экономику страны в денежном эквиваленте и посредством покупки лицензий на технологии, произведенные в Украине, и патенты исследователей из Украины. Для этого нужно осуществить подписку страны на научные базы данных Thomson Reuters и Scopus. Для оценки внедрения следует разработать статистические и управленческие показатели по примеру лучших практик в бизнесе и экономике Европейского Союза, политическую и экономическую ассоциацию с которым Украина уже подписала в 2014 г. Результат - максимальное приближение фундаментальных исследований к нуждам украинского общества и включение в мировое пространство понимания фундаментальных процессов в природе и человеческом обществе, а прикладных исследований - к получению технологий и продуктов, необходимых для эффективного существования и развития экономики страны.

Принцип третий - защита интеллектуальной собственности. Законодательно и на практике решить проблемы защиты интеллектуальной собственности, стратегического значения бизнес-инкубаторов, технологических парков и других структур, созданных для оптимизации и ускорения процесса трансфера технологий в производство.

Принцип четвертый - привлечение частных средств. Позволить реализацию государственно-частного партнерства в поддержке исследований в государственных институтах и университетах. Открыть возможности для филантропии, меценатства, донорства в образовании и науке. Результат - мобилизация финансовых ресурсов и мотивация всего общества и бизнес-среды к реформированию научной сферы и переводу исследований в движущую силу для принятия решений и развития инновационной экономики.

В чем заключается идея ускорения?

Ускорение означает создание инструментов и механизмов, придающих эволюционным процессам динамику, гибкость и задающих темп преобразований. Для Украины механизм ускорения видится не только в создании платформы для возникновения инноваций, но и прежде всего в управленческой плоскости.

Национальный фонд исследований.

НФИ создается как независимое учреждение с бюджетом от 1% ВВП, в структуре которого действуют четыре подразделения - фонд фундаментальных исследований, фонд прикладных исследований, фонд поддержки инновационных программ и фонд поддержки стартапов. Работа НФИ предполагает тесное взаимодействие с бизнес-средой и международными донорскими организациями. Планируется удвоить бюджет НФИ за счет привлечения внебюджетных средств. Очевидно, что наибольшая поддержка будет поступать для прикладных исследований и получения результатов от коммерциализации научных достижений в виде технологий и продуктов. Фундаментальные исследования желательно концентрировать в сети Государственных ключевых лабораторий, которые обязаны держать мировой уровень в определенных отраслях и постоянно готовить и привлекать лучших исследователей в масштабе страны. Именно ГКЛ обязаны включать Украину в мировое пространство фундаментальных исследований. Инновационные программы исследований соответствуют тем отраслям, которые для Украины могут стать знаковыми. Например, информационные и коммуникационные технологии, авиационный транспорт, астрономические и космические исследования, альтернативные источники энергии.

Наименьшим по объему финансирования будет фонд поддержки стартапов. Для таких инициатив сначала нужны небольшие средства. Успешные новые наукоемкие бизнесы останутся в стране и будут давать реальные дивиденды, создавая рабочие места и продуцируя патенты на технологии. Работа НФИ будет направлена на проведение конкурсов и отбор проектов. Новизна заключается в том, что не только исследовательская группа или лаборатория, но и индивидуальный исследователь смогут получить финансовую поддержку, если проект, представленный на конкурс, будет интересным и перспективным. К отбору проектов будут привлекаться лучшие мировые эксперты. Такой процесс ускорит использование средств и даст ясную картину реальных возможностей исследовательской инфраструктуры страны. Даже средства от реорганизации неэффективных структур можно направить на поддержку полезных исследовательских программ через НФИ. Впервые в Украине появится возможность оценить реальные затраты на исследования и их результаты. Будет создана прозрачная возможность эффективно привлекать средства международных программ сотрудничества в области образования, науки и технологий с помощью создания двусторонних и многосторонних программ сотрудничества. НФИ фактически становится инструментом интеграции Украины в европейское исследовательское пространство.

Национальный совет по вопросам науки, технологий и инноваций.

Создание такого органа научная общественность обсуждает уже два десятилетия. Формат и полномочия его на сегодня остаются предметом дискуссии. Именно вокруг этого вопроса нет хоть какого-то положительного опыта и результатов, которые можно было бы использовать как сильные аргументы. Поэтому такой инструмент желательно создавать вместе с четким механизмом гибкого принятия решений и обратного влияния со стороны исследовательской среды. За последнюю декаду предлагалось иметь две составляющие в функциях НСНТИ - стратегическую и исполнительную (УНК). То есть комитет советников при фонде формирует стратегию и выбирает приоритеты для формирования конкурсных программ, а первое лицо страны председательствует в совете, в который приглашены руководители всех государственных исполнительных органов, агентств и учреждений, обязанных выполнять стратегию и приоритеты, определенные комитетом советников. Также предлагалось проводить работу НСНТИ в виде ассамблеи из двух ветвей - стратегической и исполнительной, по примеру Германии (Гумбольдт-Клуб Украина), где в ассамблею приглашают также различные ад-хок комитеты от гражданского общества и индустрии для обратной связи и анализа текущей ситуации. Но основные идеи остаются неизменными: стратегию должна формировать среда исследователей и практиков из индустрии, которые лучше всего владеют информацией о внутренних и внешних факторах развития науки и технологий, а научная сфера должна стать приоритетной сферой развития экономики государства.

Из этого следует, что научная сфера должна стать приоритетом и находиться под опекой первого лица государства Украина.

Основные пункты, в отношении которых существует консенсус в научном сообществе, таковы. НСНТИ созывается директором НФИ и имеет каденцию два года. В НСНТИ входят объективно лучшие представители из исследовательских учреждений, ведущих университетов и наукоемкого бизнеса. Состав совета 21–23 человека. Члены совета работают бесплатно. Задача НСНТИ - предлагать приоритеты развития научной сферы и готовить аналитический отчет для формирования конкурсных программ на следующие годы работы НФИ. Цикл исследовательских конкурсов длится, как правило, три года. А для крупных структурных проектов - пять лет. Национальный совет активно привлекает, по необходимости, международных экспертов и выступает активным лоббистом интересов научной сферы перед президентом, премьер-министром, СНБО, Верховной Радой и Кабинетом министров. Если удастся убедить премьер-министра Украины (первое лицо власти в государстве на этот момент) и президента в том, что именно исследования должны быть движущей силой развития экономики (как это происходит во всех развитых государствах мира!), то НСНТИ станет реальным инструментом изменений и ускорения в реформе научной сферы.

Что нужно для осуществления реформы научной сферы?

Конечно, нужна политическая воля первых лиц государства. Но нужна и консолидация исследовательской среды. Реформа сделает невозможным существование всех тех, кто "профессионально" чувствовал себя комфортно, покупая или продавая научные степени и должности, поддерживая плагиат и даже расхищая государственные средства, выделенные для исследований.

Первый шаг реформирования научной сферы заложен новым Законом о высшем образовании 2014 г., в котором университетам предоставлена возможность организовывать и проводить полноценные исследования. Второй шаг - изменения в законодательство, касающееся научной сферы. Для этого создана платформа гражданского общества с привлечением активных общественных организаций исследователей и представителей инновационного бизнеса в виде Группы "Наука. Технологии. Инновации" при реанимационном пакете реформ (РПР) и установлено реальное сотрудничество с Комитетом по вопросам науки и образования Верховной рады Украины. Впервые активные общественные организации и бизнес совместно работают над вторым шагом реформы - изменениями в законодательство Украины, которые бы зафиксировали предложения научного сообщества относительно НФИ, НСНТИ, обеспечения защиты интеллектуальной собственности и обеспечили бы интеграцию Украины в европейское исследовательское и образовательное пространство. Активное сообщество исследователей обязано также поддержать информационную кампанию для популяризации науки и технологий на всех уровнях через возможности и ресурсы РПР.

Энергию дискуссий пора перевести в четкие действия и законодательные акты. От успеха реформы научной сферы будет непосредственно зависеть успех построения инновационной экономики, а значит, и будущее Украины как полноценной участницы развития европейской цивилизации.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 18
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
akbarallah
17 Февраля 2015, 15:40
ГОСПОДА! Согласен с многими здесь. Не завидуйте: цена места академика, членкора, ректора, директора НИИ рыночная и потом ее отбить можно только при коррупции. Цена степени доктора наук "за доступною ціною". Но еще есть титулы "заслуженных". Науки нет, но есть большая армия "заслужених діячів науки, освіти", которые не имеют зачастую ни одной статьи за рубежом, зато имеют "пільги і 20% доплат". Попросите список заслуженных у Кабмине и вам отпадет охота ругать ректоров и деректоров НИИ.
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме