Как ребенок видит себя и мир, во многом зависит от поведения и характера родителей. То, как вы живете и относитесь к себе и другим, непосредственно влияет на то, каким вырастет ваш ребенок и как себя будет воспринимать.
Под влиянием эмоций родители могут делать больше ошибок в понимании состояния ребенка. И это может отрицательно повлиять на его эмоциональное и социальное развитие, которое будет сопровождаться непослушанием, протестами или агрессией.
Как это предотвратить?
Родительская фигура для ребенка до трех лет
С рождения родительская фигура является главной для ребенка. Именно через родителей ребенок учится коммуницировать с миром. Их объяснения должны быть простыми и понятными. Если все будет наоборот, это будет вызывать у ребенка тревожность.
До трех лет малыш полностью зависит от состояния родителей. Например, если он видит, что мама или отец недовольны, то начинает под них подстраиваться. Ребенок теряется, не понимает, на что ему опереться. Это служит причиной состояния опасности. Ребенок старается решить все самостоятельно и от этого чувствует себя одиноким, покинутым. Так же, как и в случае, если между родителями нет должной взаимоподдержки. Спокойная мама — спокойный ребенок.
Новой эмоцией мультика «Мыслями наизнанку-2» является тревожность. Однако она может появиться раньше подросткового возраста, о котором идет речь в сюжете истории. В частности дети могут перенять ее от родителей. Если они тревожны, дети тоже будут беспокоиться. Они хорошо считывают эмоции своих родителей и ориентируются на их эмоциональное состояние. Так что просмотреть мультик «Мыслями наизнанку-2» следует даже не столько детям, сколько родителям.
Познавательный период
Со временем ребенок учится коммуницировать с миром без помощи папы и мамы — через собственный импульс.
В возрасте от трех до семи лет начинается познавательная деятельность. Этот период обычно сопровождается вредом: детям все интересно, особенно попробовать своими силами.
Если родители слаженно между собой поддерживают познавательно-игровую деятельность, дают четкие ответы на то, что это такое, обеспечивают пространство безопасности, ребенок будет чувствовать себя спокойно и выполнять свои возрастные задания. В этом возрасте это означает познавать мир.
Не ограничивайте ребенка в познании. Даже тогда, когда ему хочется поесть шелковицы в белой рубашке, поиграть песком или прыгнуть в лужу. Главное — страховать и следить за ним, чтобы он себе не навредил. Ведь в этом возрасте «тормоза» еще не работают.
Кроме того, этот период часто сопровождается истериками из-за возрастного кризиса. Иногда родители делятся на два типа: никак не реагируют или реагируют очень жестко. Здесь нужен баланс. В этом возрасте родители являются переводчиками детских эмоций. То есть следует говорить: «Я вижу, что ты огорчился или огорчилась, я тебя слышу, я тебя замечаю. Но туда нельзя, потому что это опасно». И да, это надо сказать миллион раз.
Почему не следует скрывать свои эмоции от детей
Родителям нужно договариваться между собой, что они позволяют ребенку, а что — нет. Если нет четких договоренностей между взрослыми, которые воспитывают ребенка, это размывает границы дозволенного. Он не понимает, почему мама разрешает, а отец — нет, или наоборот. Это тоже может вызвать тревожность, растерянность и непонимание. Кроме того, это заставляет ребенка подстраиваться и строить собственные заключения о том, кто хороший, а кто плохой.
Скрывать свои эмоции от детей тоже не следует. Если вы устали на работе или просто у вас плохое настроение, лучше объяснить это ребенку. Ведь он чувствует, что что-то не так. Первое, что ваш малыш учится делать, — это распознавать мамино лицо. Он еще не разговаривает, не ходит, может лишь за что-то хвататься, но уже точно умеет распознавать мимику мамы, а постепенно и отца.
Если с ребенком не проговаривать свои эмоции или избегать контакта с ним, для него это будет дополнительным стрессом. В таких ситуациях обычно могут быть три первичные реакции: «бей, беги, замри». То есть ребенок может привлекать внимание, чтобы разрядить напряжение. Может избегать родителей или прятаться от них.
Кроме того, ребенок может дофантазировать то, чего не может объяснить. Например, мама проводит время с ним, но мыслями не здесь. Ребенок может воспринять это лично и начать беспокоиться из-за того, что он что-то сделал не так. Если он не будет знать причины маминого поведения, его тревога будет нарастать.
Можно ли ссориться в присутствии ребенка
Как это ни трудно, старайтесь не впутывать детей в свои ссоры. Когда родители бурно выясняют отношения, кричат и обижают друг друга, ребенок пугается. Он любит обоих родителей и не знает все контексты между ними. Для него это — авторитетные фигуры безопасности, на которые он опирается. И конфликт между ними — это буквально потеря каждого из них.
Если уж так случилось, сначала нужно объяснить ребенку, что ссора возникла не из-за него. Не обязательно объяснять детали конфликта. Главное, чтобы ребенок чувствовал: он в безопасности, и его любят. Если конфликт решается спокойно, нет крика, оскорблений и манипуляций, ребенок может находиться с вами рядом. Это даже может стать для него хорошим примером решения конфликта.
Подчас родители прибегают к игре в счастливых супругов ради детей. Думая, что те ни о чем не догадываются. Это не так. Дети чувствуют дистанцию между родителями. А когда дома еще и постоянные скандалы, и напряжение, ребенок теряет свой островок безопасности.
Более того, может еще и чувствовать вину. Особенно если кто-то из родителей постоянно подчеркивает, дескать, их брак держится из-за ребенка.
И мама, и папа — ключевые фигуры в жизни ребенка. Так что не делите их на хороших и плохих.
Как строить социальные связи
Социальные связи дети тоже познают через родителей. Через то, как они общаются с собственными родителями, друзьями или коллегами, как строят отношения между собой. Детям интересно провести время с родителями в кругу их друзей или узнать, что они делают на работе, увидеть их в других ролях. Не отказывайте ребенку в этом при возможности. Это расширяет его сознание. Вот только после таких встреч не следует обсуждать при ребенке людей, которых он увидел. Это вызывает растерянность, ведь только что вы все вместе смеялись и договорились о следующей встрече, а сейчас родители обсуждают, что было не так. Ребенок не знает, как ему вести себя в следующий раз. Вы можете это обсудить, но делайте это без детей, потому что для них вы авторитет. Когда мы посылаем детям двойственные сообщения, целостность авторитета разрушается.
Почему родители не должны жить ради ребенка
Порой родители настолько увлекаются заботой о ребенке, что полностью забывают о собственных потребностях и интересах. Жертвуя своим счастьем и комфортом ради детей, отказывая себе во всем, родители не только разрушают собственную жизнь, но могут навредить психическому развитию ребенка. В дальнейшем он может либо перенять такое поведение и страдать из-за этого, либо чувствовать постоянную вину за то, что недостаточно благодарен родителям во взрослом возрасте, даже если это объективно не так.