Как эмоции и стресс влияют на учебу

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Как эмоции и стресс влияют на учебу © Getty Images
Быть искренними и формулировать позитивное отношение к явлениям

Обращали ли вы внимание на то, насколько сильно те или иные события влияют на наше восприятие учебного материала? Бывает так, что, несмотря на все усилия, информация абсолютно не запоминается. А бывает, что через много лет в голове всплывают картинки какого-то необычного урока, и мы мысленно проговариваем физические формулы. Так от чего зависит наша способность учиться и запоминать? Попытаемся исследовать вместе!

Начнем с первого сверхважного сейчас пункта, а именно с разговора о стрессе — состоянии, в котором мы живем и учимся последние восемь месяцев. С одной стороны, стресс ухудшает все когнитивные процессы: уровень концентрации, запоминания и прочее стремительно падают. Часто можно услышать, что ребенок, хорошо учившийся несколько лет, в этом учебном году не может выдерживать обычный темп. Также бывают случаи, когда у детей ухудшается речь, способность фокусировать внимание или навыки письма. Эти процессы — закономерны, ведь стресс — реакция организма на новизну и неопределенность. Чем больше неопределенности, как сейчас в Украине, тем слабее работает участок мозга, отвечающий за обучение. Кстати, тот же эффект наблюдается в классах, где учитель сконцентрирован на оценивании или предъявляет чрезмерные требования. Дети пребывают в постоянном стрессе, который приводит к ухудшению описанных выше умственных процессов. В науке это называется дистресс — явление, когда человек не может приспособиться к постоянным вызовам и просто устает.

Но есть и другой тип стресса — краткосрочный, умеренный — эустресс. Эта реакция призвана защищать человека от опасности, но может и стимулировать преодоление барьера в учебе. Для этого опытные преподаватели используют разные нетипичные активности: квесты, ТРИЗ-батлы (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), задания «со звездочкой». Такие активности бросают вызов, повышают уровень гормона стресса в момент ознакомления с заданием и его выполнением (особенно в ограниченное время или в формате соревнования) и дарят вкус победы после окончания.

Getty Images

Теперь можем перейти к следующему пункту, непосредственно влияющему на наше восприятие учебного материала, а именно — силе эмоций. Помните, как во время учебы, напрягая усилия, вы получали результат и мысленно проговаривали: «Какой я молодец!» или «Как круто, что я это могу!»? Такая реакция — вкус победы. Именно в нем лежит первый ключ к применению эмоционального фактора в учебе.

Когда мы помогаем ребенку пройти путь от умеренного стресса к успешному решению, мы формируем в нем как интерес к учебе, так и привычку преодолевать вызовы. Но здесь нужно быть очень осторожными! Не зря в предыдущем предложении использовано словосочетание «помогаем пройти путь». Мы, взрослые, ответственны за организацию этого процесса и должны объективно отвечать на ряд вопросов:

  • Со сложностями какого уровня столкнется ребенок?
  • Готов ли он к таким сложностям (например, к усвоению учебного материала на определенном уровне)?
  • На какие этапы он разобьет процесс преодоления?
  • С каким настроением он будет подходить к выполнению заданий?
  • Не будет ли радость решения чем-то испорчена (здесь сразу приходят в голову фразы вроде «А почему только второе место на олимпиаде, а не первое?»)?

Только правильная организация каждого из этих шагов позволит ребенку получить позитивные эмоции от учебы и преодоления сложностей и закрепит у него чувство успеха.

Что же делать, если ребенок уже имеет негативный опыт учебы или совершенно не воспринимает определенный материал?

Во-первых, нужно честно с ним поговорить, услышать, почему и при каких условиях сформировались негативные эмоции, и показать, что на самом деле их можно трансформировать и в положительный опыт. Поэтому для родителей и учителей есть одна хитрость: предложите ребенку придумать историю вокруг сложной для него темы. Например, сказку о физическом явлении, которое пыталось найти друзей или почувствовать себя нужным. Такое упражнение помогает активировать креативное мышление, посмотреть на изучаемую тему под новым углом, а также получить положительные эмоции от процесса учебы.

Во-вторых, важно посмотреть на внешние процессы, влияющие на ребенка. Возможно, его негативный опыт связан не с предметом или темой, а с неудачной шуткой одноклассников? Или нелюбовь к урокам физической культуры вызвана ощущением грязного тела? В первом случае мы можем говорить о том, как иногда люди бессознательно делают нам больно. Во втором — положить в рюкзак салфетки, чистую футболку и сухой шампунь. Устранение бытовых причин негативных эмоций может существенно повлиять на учебный процесс. И здесь еще одна хитрость: выстраивание доверительных отношений с ребенком поможет вовремя распознавать негативные отношения и эмоции и в откровенном разговоре устранять их.

Рассмотрим еще одну разновидность влияния эмоций на учебу. Вы, наверное, наблюдали у детей стремление отложить сложные задания на потом из-за боязни объема, неудачи, усталости или прошлых переживаний негативного опыта? Автор бестселлера «Научиться учиться» Барбара Оукли подчеркивает, что прокрастинировать — вполне нормально. Но важно при этом соблюдать нескольких позитивных правил:

  1. Избегать компьютера: он затягивает и отбирает ресурс, необходимый для выполнения дальнейших заданий.
  2. Определить самое простое задание из тех, что необходимо сделать (но садиться за него сразу не надо).
  3. Записать формулы, нужные для решения задач, иметь их под рукой.
  4. Заниматься делами, которые вдохновляют или отвлекают от тяжелых мыслей.

Таким образом мы активируем рассеянный режим мышления, и мозг фоново работает над решением заданий. При этом мы не тратим время на безрезультатное фокусирование и накопление негативных эмоций. Поэтому если вы видите, что ребенок не берется за выполнение какого-то задания, предложите ему приведенный выше алгоритм и помогите пройти его пошагово. Расскажите о своем опыте откладывания на потом и о том, что помогает вам возвращаться к работе. Важно не использовать фразы вроде «не хочу, но надо», «успеха достигают только те, кто много работает» или «а ты думал, в жизни все легко дается?». Такими формулировками мы усиливаем отрицательные установки ребенка, которые могут повлиять на его дальнейшее преодоление трудностей и чувство успеха. В то же время важно быть искренними и формулировать позитивное отношение к явлениям (например, с помощью выдуманной истории, как было сказано выше).

В заключение. Мы должны помогать детям распознавать базовые эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, страх, отвращение. С помощью распознавания можно перейти к осознанию того, что вызывает у нас каждую из этих эмоций. А потом будет легко понять, как каждую из эмоций можно использовать для эффективной учебы. Например, изучать естественные науки с помощью удивления или преодолевать препятствия с помощью гнева.

Больше о том, как эмоции влияют на учебу и как учителям работать с эмоциями в классе, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «НУШ:базовое среднее образование» от общественного союза «Освіторія» при поддержке Министерства образования и науки Украины и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме