Как мотивировать ребенка к обучению? Советы для родителей и учителей

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Как мотивировать ребенка к обучению? Советы для родителей и учителей © unsplash/kellysikkema
Не хочу учиться, а хочу...

«Надо учиться!», «Ученье — свет»... Сколько таких «мотивационных» фраз говорят учителя и родители детям, чтобы поощрить их к обучению! Но это не срабатывает, поскольку вопрос намного глубже. Надо учиться? А кому надо — маме и учительнице? Всем нам известны ситуации, когда любые наши попытки мотивировать собственного ребенка или ученика не срабатывали. Крепкий орешек, не так ли?

Чего только ни придумывают взрослые: учителя стимулируют кнутом и пряником оценок, родители — приятными бонусами-обещаниями и даже деньгами (за каждую хорошую оценку — «премия»). Но это тоже не всегда дает результат. Как же правильно стимулировать к обучению? Вот несколько советов для родителей и учителей и важный ликбез.

Мотивация бывает разная

Внутренняя мотивация — это стремление заниматься определенной деятельностью ради удовольствия от процесса. Внешняя мотивация — это стимулы, без которых внутренняя может быстро закончиться. Такой мотивацией может быть награда, похвала и т. п.

Также различают позитивную мотивацию (к чему-то) и негативную (от чего-то). От чего-то — это избежание наказания или неприятности, а к чему-то — стремление получить награду, похвалу. Эти два вида уравновешивают друг друга.

Более перспективным и длительным является стимулирование позитивной мотивации: стремление к цели, достижениям, успехам и т. п. Научно доказано, что целесообразно стремиться к построению именно внутренней мотивации на основе личного удовольствия и интереса. Но следует отметить, что даже если мы желаем разжечь такой «внутренний огонь», то все равно должны решить, какими внешними ситуациями, стимулами и действиями хотим и можем для этого воспользоваться.

Нужно помнить: мотивация — это не только убеждение, что участие в чем-то имеет смысл. Но и эмоции: мне это нравится, я хочу это сделать и я умею это делать. Важно, чтобы эмоции были положительные: радость, уверенность, удовольствие, любопытство. Награды же, наказания, а также конкуренция дают непродолжительные результаты.

Награда имеет значение

Награждать или нет? спрашивают родители и учителя. Конечно, да. Очень хорошо работает неожиданная награда. Можно награждать не только за лучшие оценки, но и за достижение самого большого прогресса без привязки к каким-либо оценкам. Также важно знать, как хвалить, а именно: не за то, в чем ребенок талантлив, а за результат и усилия, например: «Приятно зайти в убранную комнату»; «Ты помогла мне разложить страницы»; «Сегодня твой рисунок вышел лучше, чем вчера».

 Награждать ли за хорошие оценки деньгами? Некоторые родители «платят» своим детям за хорошие оценки, выполнение домашних обязанностей, хорошее поведение. Каждая семья, безусловно, имеет право устанавливать свои правила относительно наград и наказаний. Но если обратиться к исследованиям, то выводы следующие: награда деньгами (как и оценками) работает недолго, ведь денег всегда будет мало. Не следует путать с мотивацией деньгами и оценками в контексте того, что «я их достоин», или когда нам четко известны начало и конец какого-либо дела и то, ради чего мы его делаем. То есть деньги могут быть наградой. Надо только понимать, зачем это: действительно для награды (помня о непродолжительности) или же для того, чтобы ребенок сделал то, чего хочется вам?

Отношения между взрослым и ребенком влияют на мотивированность

Согласно исследованиям, 99% успеха в обучении и повседневной деятельности зависят от отношений между учителем и учеником, родителями и детьми,  предусматривающих ориентированный на ребенка подход. Прежде всего эти отношения основываются на том, что учителя и родители интересуются жизнью и личностью ребенка. Как этого достичь? Спрашивать! О книгах, фильмах, путешествиях, мероприятиях — обо всем. Я прошу похвастаться тем, что у ребенка выходит хорошо, чем он гордится. Детям очень важно говорить о своих достижениях. Эту информацию можно использовать, составляя задания для работы, ведь тогда они становятся для детей лично значимыми и способствуют появлению внутренней мотивации к выполнению.

Три фактора мотивации, которые следует учитывать

Доктор Беата Мастер в своей книге «Персонализированное обучение» выделяет три фактора мотивации.

Первый фактор — это автономия ребенка. Она предоставляется через право выбора, возможность принимать решения. Здесь речь идет не о решениях, которые дети просто не могут принять, например, относительно наполнения учебной программы, а об автономии в реализации поставленных задач. Например, в выборе задач или последовательности их выполнения, выборе способа презентации знаний.

Второй фактор — компетенции. Наиболее сильная мотивация появляется у нас тогда, когда мы любим выполнять какое-то действие и чувствуем, что нам удается делать это качественно. Обычно это хорошо известные нам действия, связанные с нашими естественными способностями, что автоматически заинтересовывает, а также дает ощущение удовольствия во время выполнения задания.

Мотивация исчезает всегда, когда мы должны делать что-то, чего не любим и что плохо у нас получается. Чаще всего это совсем новые для нас действия или те, которые не соответствуют нашим естественным способностям. То есть это действия, находящиеся за пределами так называемой  зоны комфорта.

Зачастую мы уверены, что дети ленятся, не выполняя определенных действий, но на самом деле они демотивированы. Причиной этого могут быть: отсутствие предыдущих знаний и умений, уверенность, что «ничего не получится», сложность задачи, непонимание, с чего начинать. Помогут советы, инструкции, определение слабых мест и помощь в их устранении. Например, инструкцию можно подать в виде четкой последовательности действий ребенка: сначала возьми тетрадь в клеточку, затем возьми линейку, карандаш и т. д. Дети часто теряют мотивацию, поскольку не понимают, что от них требуют, ошибаются, теряются и, как следствие, отказываются что-то дальше делать. Тогда как в зоне развития они, с помощью взрослого, получают возможности для обретения новых знаний и умений.

Третий фактор — это смысл, или ответ на вопрос «Зачем мне это учить или делать?». То есть ищем смысл обучения или деятельности, но — подчеркиваю — личный для учеников, а не вкладываем в них свой.

Примером может служить история одного ученика, который готовился к ВНО по ненужному (по его мнению), но все же обязательному предмету. Ответ на вопрос «Зачем?» простой: для поступления в университет. Но заставить себя выучить предмет ребенок не мог. Пообщавшись с мальчиком более подробно, учительница обнаружила, что для него смысл обучения — в достижении успехов в разных сферах. Тогда она обратила внимание ученика на то, что изучение этого предмета может помочь ему лучше узнать свой стиль обучения, научиться проявлять настойчивость, расставлять приоритеты — то есть то, что в дальнейшем пригодится в разных жизненных ситуациях. Подготовка к ВНО послужит неким тренажером для более сложных вызовов в будущем. Именно это и стало для ученика мотивацией.

О мотивации и критике

Зачастую дети теряют мотивацию что-либо делать после того, как услышат критику со стороны взрослого — учителей или родителей. Этого можно избежать, сохранить мотивацию, используя правильные модели подачи критики.

Когда нужно пообщаться с ребенком насчет неприемлемого поведения, следует руководствоваться следующими правилами:

  • Пригласите ученика на разговор частным образом, не через другого ученика или учителя (если вы учитель).
  • Начните разговор с нейтральной темы. Например, с погоды.
  • Скажите ребенку что-то хорошее о нем. Если вообще не за что похвалить, вспомните прошлые успехи.
  • Выслушайте ребенка, услышьте его объяснение ситуации или поведения.
  • Задавайте открытые вопросы, которые требуют подробного ответа. Для этого советую соблюдать в разговоре диалогичность, когда реплика взрослого заканчивается вопросами: «Что ты об этом думаешь?», «Как ты это сделаешь?» Начинайте с вопросов: «Что?» «Как?» «Где?» «Когда?». Избегайте вопроса «Почему?», ведь он вызывает чувство вины или активирует механизм защиты. Задача взрослого — направить ребенка к изменению поведения.
  • Представьте проблему, которую вы обсуждаете с ребенком, как то, над решением чего вы будете работать совместно. Детям нужна наша помощь и поддержка.

Но самое главное в разговоре — это наши отношения с ребенком, особенно когда мы критикуем. Здесь важно научиться с уважением относиться к личности ребенка, даже если мы не воспринимаем его поведение. Следует различать конструктивную и деструктивную критику. Конструктивная критика позволяет ребенку исправить ошибки. Критикующий человек объясняет или предлагает, как поработать над улучшением поведения критикуемого.

Примером конструктивной критики могут быть следующие высказывания:

  • позитив: хорошо, что ты сделал домашнюю работу;
  • факт: в работе есть такие-то ошибки. Если ты повторишь это правило, ошибок будет значительно меньше, я в этом уверена;
  • позитивное подкрепление: ты двигаешься в правильном направлении, еще немного усилий — и все получится.

Деструктивная критика, как правило, фокусируется на эмоциональной оценке не только поступков человека, но и его как личности. Обычно она формулируется в виде негатива: «Ты постоянно опаздываешь», «Ты такой невнимательный», «У тебя снова куча ошибок».

Критикуя, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Не сравнивайте того, кого критикуете, с другими.
  2. Подавайте критику ограниченно: рассматривайте одну или, максимум, две проблемы. Остальные отложите для другого разговора.
  3. Избегайте саркастических высказываний.
  4. Не используйте обобщений — конкретную, фактическую критику легче воспринимать.
  5. Не формулируйте за ребенка мотивы его поведения. Например: «Ты нарочно это делаешь».
  6. Используйте нейтрально и положительно сформулированные предложения, избегайте негативных высказываний.

Например: «Да, здесь ошибка, давай подумаем, как это можно исправить. Как, например, насчет…» В таком случае вы можете предложить стратегию исправления. Или же спросите ребенка: «Какие у тебя предложения?».

Волшебные таблетки для восстановления мотивации

Если вы видите, что у ребенка совсем пропало желание что-либо делать, есть волшебные таблетки-упражнения.

Например, если ребенок уверен, что у него что-то не получится, попросите его написать пять позитивных уберждений с доказательствами, что это неправда. Помогите ребенку определить свои сильные стороны. После такого упражнения уверенность в себе возрастает, появляется мотивация к преодолению трудностей.

Еще одно упражнение: «Кто вдохновляет?». Попросите ребенка выбрать того, кем он восхищается, — в лице родственника, друга, кумира и т. п. Это может быть кто-то, кто живет сейчас, или кто-то, кого уже нет. Как этот человек добился успеха? Какой опыт у него был? Если мотивация исчезает, научите ребенка мысленно строить диалог с этим человеком. Какой бы совет он дал? Как бы поддержал? Что сказал бы?

Следовательно, ключ к мотивации на самом деле подобрать довольно просто: уважаем человека, критикуем нейтрально и положительно, соблюдаем принципы диалогичности, помним о волшебных таблетках.

Больше о том, как учителям работать с мотивацией учеников и направлять их во время обучения, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Розумію»,  созданном общественным союзом «Освіторія» при поддержке Министерства образования и науки Украины и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме