Реформа образования неоднозначно воспринимается на местах. И хотя министр образования и науки В.Кремень говорит о том, что «в регионах наши действия уже начали понимать», далеко не все предлагаемое чиновниками воспринимается на «ура». О плюсах и минусах проводимой реформы, в частности в высшем образовании, рассказывает ректор Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» Леонид Товажнянский.
Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» создан в 1885 году. Его научную, методическую школу закладывали такие всемирно известные ученые, как Бекетов, Стрелков, Ландау, Пильщиков, Ляпунов. Впоследствии в ХПИ работало много ученых, которые развивали эту школу: Будников, Атрощенко, Емельянов, Орлов, Вашура, Карпухин.
На сегодня институтом ведется подготовка специалистов по 65 специальностям. В вузе обучается 600 иностранных студентов из 67 стран. ХПИ имеет совместные программы с 26 университетами мира, в том числе в США, Англии, Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Румынии, Греции.
— С чем связаны реформы, которые проводятся в системе высшего образования?
— Всегда есть цели, к которым нужно двигаться, повышая качество обучения, приспосабливаясь к современным условиям. Реформы образования никогда не потеряют своей актуальности. Прежняя парадигма высшего образования привела нас к технократии, то есть мы в основном обучали студентов техническим дисциплинам, давали им определенные знания и направляли их на определенное производство, где они были предназначены только для узких целей. Сегодня парадигма иная — мы должны дать студенту широкое образование, такое, которое он мог бы применить в жизни, свободно меняя виды деятельности.
— Каковы, по вашему мнению, основные направления вузовской реформы?
— Сегодня жизнь более динамична, чем десятилетие назад. Это заставляет нас, кроме фундаментальной базовой подготовки, вводить специальные дисциплины, позволяющие осваивать современные высокие технологии, особенно Internet. То есть стоит задача дать студенту фундаментальную подготовку в сфере информационных технологий.
Каждый студент — это личность. Для ее развития обязательны знания в области эстетики. Для решения этой задачи в наших учебных планах существует цикл гуманитарных дисциплин, которых пять-шесть лет назад у нас не было.
— Ваши видения вписываются в концепцию, предложенную В.Кременем, министром образования и науки?
— Мы поддерживаем министра прежде всего в части демократизации образования. При этом выделяем два направления реформ: первое — предоставление студенту права поступать в два и более высших учебных заведения, и права обучаться одновременно на стационаре и заочной форме обучения, а также права получать дополнительное образование по одной или нескольким учебным дисциплинам по системе дистанционного образования, или путем посещения занятий на других кафедрах вуза. Второе направление — это расширение прав вузов, особенно таких, которые имеют статус национальных. В национальных высших учебных заведениях сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. И они, как правило, в состоянии осуществлять крупные проекты в области научно-исследовательских работ, в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс новых форм и методов обучения, в том числе и методов ускоренного приобретения знаний и постоянного их обновления.
— Как вы относитесь к введению министерством дипломов нового образца?
— У меня, как и у многих моих коллег, неоднозначный подход к этому проекту. С одной стороны, открытость нашей системы образования, ее интеграция в международную систему, наверное, требует этого, но с другой — несколько настораживает, когда твою подпись сканируют и ставят без твоего собственного участия.
— Как обстоят дела с признанием дипломов ХГПУ на международном уровне?
— На сегодня наши выпускники не имеют проблем с подтверждением дипломов, особенно дипломов инженера, в Канаде, США, Германии, Мексике и других странах. Мы бы хотели, чтобы наши дипломы действительно сертифицировались за рубежом. С этой целью сегодня ведем переговоры с крупными учебными заведениями на Западе.
— Как вы относитесь к конкуренции со стороны частных вузов?
— Совершенно спокойно. В позапрошлом году к нам из США приезжала делегация известных политиков и бизнесменов. Они отметили, что уровень знаний студентов нашего вуза достаточно высок.
Если же оценивать необходимость Украины в дополнительных высших учебных заведениях, то надо упомянуть о двух аспектах. Первый — это потребность кадров, по конкретным специальностям, в регионах. Второй — общий уровень образованности населения. В Украине на 10 тыс. населения приходится 170 человек с высшим образованием, что, конечно, крайне низкий показатель.
— Способствует ли платная форма обучения улучшению финансового положения вузов?
— Зарабатываемые нами деньги позволяют не только держаться на плаву, но и двигаться вперед, т. е. приобретать технику и оборудование. Но если прежде вырученными средствами институт распоряжался по своему усмотрению, то сейчас все полученные доходы сразу же «осмечиваются», т. е. деньги уходят в бюджет государства.
Значительную часть заработанных в прошлые годы средств мы вынуждены были потратить на погашение задолженности по заработной плате и оплату коммунальных платежей, т. е. фактически компенсировать те средства, которые нам недодал бюджет. В 2000 году положение изменилось к лучшему. Мы получили порядка 3,5 млн. грн. на погашение коммунальных платежей. Это позволило часть заработанных средств направить на ремонты учебных корпусов, обновление оборудования, приобретение техники, комплектование библиотеки.
Поэтому я считаю, что необходимо дать возможность вузам распоряжаться заработанными средствами по своему усмотрению.
— Расскажите о том, как обстоят дела с финансированием научных программ политеха.
— Это очень важная проблема для любого вуза. Тем более, когда речь идет о нашем старейшем политехническом институте с его богатыми традициями, известными во всем мире научными школами, значительным научным потенциалом. Так, за последние три года наши ученые получили три Государственные премии Украины в области науки и техники.
Говоря о финансировании научных исследований, следует отметить, что его объем складывается из двух составляющих — бюджетной и внебюджетной. В 2000 году от государства мы получили 2,2 млн. грн. Плюс к этому объем научно-исследовательских работ составил 2,7 млн. грн. Эти НИР стали основой широкомасштабного договора нашего института с областной государственной администрацией и Харьковским отделением УСПП.
— Леонид Леонидович, не могли бы вы рассказать о динамике подготовки специалистов с высшим образованием в последние годы. Какие специальности наиболее популярны?
— За последние десять лет в нашем вузе открыты 28 новых специальностей.
Нам удалось не только сохранить «госзаказ» на 1740 человек, но и увеличить количество обучающихся за плату. В прошлом году мы приняли 3240 человек, из которых 1500 «контрактников».
На сегодня в институте, кроме 17 инженерных факультетов, есть еще экономический факультет, где конкурс составляет 5—6 человек на место. Факультет управления бизнесом имеет такой же конкурс.
Характерно, что у нас увеличивается конкурс на инженерные специальности.