ВСТУПИТСЯ ЛИ КУЧМА ЗА ВТО ТАК, КАК АЗАРОВ ЗА ЕЭП?

5 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 5 декабря-12 декабря

Десятую годовщину процесса присоединения Украины к ВТО, пришедшуюся на 30 ноября, наша элита отметила с осторожным оптимизмом...

Десятую годовщину процесса присоединения Украины к ВТО, пришедшуюся на 30 ноября, наша элита отметила с осторожным оптимизмом. С одной стороны, есть определенные наработки: подписан протокол с Европейской комиссией и достигнута договоренность о согласовании окончательного проекта отчета Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины относительно вступления в ВТО (далее — Рабочая группа) в первом квартале следующего года. С другой — политические процессы, имевшие место в последнее время, могут еще больше притормозить и без того черепашье продвижение отнюдь не безоблачного переговорного процесса.

Я имею в виду прежде всего соглашение об образовании Единого экономического пространства, которое само по себе является рамочным. Первый вице-премьер-министр Николай Азаров в своем докладе на дне правительства в ВР по указанной тематике высказал надежду на снятие тарифных и нетарифных ограничений со стороны России после подписания этого соглашения. Действительно, по словам Николая Яновича, первым этапом реализации договоренностей станет «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, что предусматривает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в сфере тарифного и нетарифного регулирования единых правил конкуренции». При этом следует отметить: российское Минэкономразвития еще несколько месяцев назад представило на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». В пояснительной записке к нему, в частности, говорится: «Предложенный законопроект позволит обеспечить правительству Российской Федерации максимальную свободу действий при проведении соответствующих мероприятий по защите российского внутреннего рынка и в то же время привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО». Иными словами, а при чем здесь ЕЭП?

В одном из своих выступлений министр экономического развития Российской Федерации Герман Греф заявил, что создание таможенного союза России, Украины, Беларуси и Казахстана возможно только после вступления всей «четверки» в ВТО. И наиболее разумная тактика, по мнению члена российского правительства, — вступать в ВТО поодиночке, а уже после вступления продолжать интеграционные процессы. Тогда, кстати, понятным, а главное — вполне выполнимым станет обещание членов российского правительства продавать энергоносители в пределах ЕЭП по внутрироссийским ценам: со вступлением России в ВТО они должны вырасти до уровня мировых, поскольку это является одним из главных требований Всемирной торговой организации.

Из всего вышесказанного следует, что Россия будет вступать в ВТО несмотря на создание ЕЭП. А что же Украина с ее давними попытками обретения членства? Похоже, ей в который раз придется намечать новые сроки, ведь о широко разрекламированном вступлении Украины в ВТО до конца 2003 года уже никто и не заикается. На конференции «Международный опыт региональных форм интеграции», состоявшейся 22 ноября с. г., заместитель директора департамента сотрудничества с ВТО Минэкономики Лидия Мельник осторожно перенесла очередную дату завершения присоединения к этой уважаемой организации на конец 2004-го или начало 2005 года.

Довольно своеобразно высказался по этому поводу председатель Межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины в ВТО Николай Азаров, выступая в ВР на дне правительства: «Во время переговоров с российской, белорусской и казахской сторонами ни разу не затрагивался вопрос, который ущемлял бы экономические интересы Украины. В отличие от переговоров, только что мною проведенных (Министерская конференция ВТО в Канкуне. — Ю.М.), где выдвигались к Украине жесткие требования, на которые мы будем искать адекватные ответы». С одной стороны, с этим невозможно не согласиться, но с другой — право голоса Украины во ВТО, где каждая страна имеет право вето и все вопросы решаются консенсусом, имеет несравненно больший вес, чем право голоса в рамках ЕЭП, рассчитанного на базе экономического потенциала каждого из участников. Результат такой разновекторной позиции очевиден — теряем темп, попусту тратим время.

Только 20 ноября парламентарии приняли в новой редакции ветированный Президентом в августе Закон «О внесении изменений в статью 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» относительно введения процедур автоматического и неавтоматического лицензирования импорта. Что касается многострадальной проблемы взыскания НДС, то Президент Украины вообще предложил отклонить утвержденный парламентариями закон как противоречащий Конституции и законам Украины и способный привести к невыполнению доходной и расходной частей государственного бюджета, а также злоупотреблениям из-за неоднозначного понимания и толкования его положений. В результате членам украинской делегации на ХІ заседании Рабочей группы в Женеве в октябре с.г. практически не о чем было отчитываться в отношении принятия новых законов.

Довольно поучительным, однако мало результативным оказался визит украинской делегации в роли наблюдателя на сентябрьскую Министерскую конференцию ВТО в Канкун (Мексика). Председатель подкомитета по координации сотрудничества с ЕС, ВТО и ОЧЭС комитета ВР по вопросам европейской интеграции Сергей Касьянов так охарактеризовал результаты упомянутого визита:

«У нас были встречи с рядом делегаций, правда, мы не смогли подписать протокол с Бразилией, а с делегацией Польши даже не удалось встретиться для письменного оформления взаимного доступа на рынки товаров и услуг. Зато приятной неожиданностью стало подписание двухстороннего протокола с Кубой, поскольку с ее стороны были сняты проблемные вопросы.

Вообще участие в таком форуме, на мой взгляд, является обязательным для специалистов ведущих министерств, прежде всего — экономики, финансов, аграрной политики. Украинская же делегация выглядела очень малочисленной: два члена правительства — Николай Азаров и Валерий Пятницкий, Павел Гайдуцкий — от администрации Президента и я как парламентарий. Для сравнения: официальная делегация США состояла из 400 представителей, России (которая тоже является наблюдателем) — более чем из 20».

Целый ряд проблемных вопросов до сих пор остается нерешенным в двухсторонних переговорах со странами—членами ВТО. Турция требует уменьшить экспортную таможенную пошлину на лом черных металлов с 30 до 18 евро за тонну, со сроком действия последней до конца 2003 года, и вообще хочет оформить отношения в этой сфере в виде меморандума о торговле сталелитейными изделиями. Правительство Японии стремится прийти к компромиссу с нашими переговорщиками в вопросах обязательной сертификации оборудования для информационных технологий на соответствие требованиям безопасности и электромагнитной совместимости, а также по поводу действующего режима санитарного и эпидемиологического контроля при ввозе в Украину аудио- и видеопродукции и оборудования для информационных технологий. Кроме того, японская сторона вместе с Соединенными Штатами не вполне удовлетворена уже закрепленной в Законе «О страховании» нормой об отсутствии ограничений на долю иностранного учредителя в страховой компании. Поэтому наше правительство рассматривает вариант о рассылке всем заинтересованным сторонам писем со сравнительным анализом условий и требований для страховщиков-нерезидентов в Украине и иных государствах. В свою очередь, Аргентина настаивает на соблюдении Украиной общепринятых санитарных и фитосанитарных мер по ввозу свежего мяса, а Эстония и Норвегия стремятся согласовать отдельные позиции по поводу рыбной продукции, включая новые санитарные и ветеринарные сертификаты на ввоз в Украину упомянутой продукции. Панама и Норвегия желают на равных условиях работать на украинском рынке морских транспортных услуг. Кроме того, последняя хочет иметь равноправный доступ к рынку телекоммуникаций.

Оригинальная позиция у Эквадора, готового подписать Двусторонний протокол о доступе на рынки товаров и услуг только при наличии очевидного прогресса в адаптации украинского законодательства к нормам и правилам ВТО. Довольно неудобными партнерами в переговорах стали новые члены ВТО — страны — участницы СНГ — Молдова и Киргизия. Если последняя стремится к отмене специальных защитных мер по импорту в Украину электроламп, то наша юго-западная соседка весьма обеспокоена проблемой трудоустройства иностранных физических лиц на территории Украины по всем нормам и правилами ВТО. Решить данный вопрос можно, лишь приняв изменения к ряду законодательных актов.

Больше всего споров связано с либерализацией импорта сахара в Украину. Австралия требует увеличения объемов тарифной квоты на сахар-сырец из тростника с 260 до 408 тыс. тонн в год, а также реформирования сахарной отрасли. Правительство Молдовы выдвигает требование вообще отменить любые ограничения на ввоз белого сахара. Однако наработанные нашими лидерами, ведущими переговоры, позиции могут быть утрачены из-за несогласованных действий Минэкономики и Минагрополитики в связи со вступлением в силу Законов «О ввозе в Украину сахара-сырца тростникового в 2003 году» (в объеме 360 тыс. тонн) и «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2003 год» и некоторые другие законы» (дополнительно установленный объем ввоза по сниженной таможенной ставке — 200 тыс. тонн). Таким образом, разрешенный объем импорта составляет 560 тыс. тонн, и нашему правительству вряд ли удастся доказать представителям Австралии (кстати, входящей в четверку самых влиятельных членов ВТО) тот неочевидный факт, что Украина может позволить ввоз не более 260 тыс. тонн тростникового сахара-сырца лишь с 2005 года...

Что касается отношений с самой могущественной страной мира и нашим стратегическим партнером, то, по официальным сообщениям, во время визита в США премьер-министра Виктора Януковича американские должностные лица заявляли, что Украине со стороны Соединенных Штатов будет предоставлено содействие в вопросе присоединения к ВТО и процесс вступления может быть завершен уже в 2004 году. Время покажет, но, в любом случае, без подписанного США двухстороннего протокола о доступе к рынкам товаров и услуг членства Украине не видать. Да, есть определенный прогресс в переговорном процессе, проведена научная дискуссия по вопросам существующей системы контроля качества и безопасности животноводческой продукции и оценки рисков при использовании антибиотиков — стимуляторов роста. Впрочем, указанная проблема, возможно, уже в недалеком будущем будет дебатироваться в украинском парламенте при обсуждении изменений к Закону «О ветеринарной медицине».

А вот дебаты по поводу иного проблемного вопроса — лазерных дисков — завели наших парламентариев и членов правительства в тупик. Учтя дружественные советы стратегического партнера, правительство внесло на рассмотрение парламента проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» о лицензировании и контроле над экспортом, импорте дисков для лазерных систем считывания. Приняв документ за основу, народные депутаты выполнили свой конституционный долг и внесли столько поправок, что после того, как они были учтены, профильный комитет ВР — по вопросам экономической политики — был вынужден рекомендовать своим коллегам отменить решение о принятии за основу. То есть вопрос о дисках с рассмотрения парламента сняли вообще.

Попутно следует упомянуть о неоднократных, но безуспешных попытках зампреда комитета ВР по вопросам европейской интеграции Романа Зварыча остановить прохождение в парламенте законопроектов, противоречащих требованиям ВТО. По словам депутата, самое интересное — это часто происходит по инициативе правительства. В таких случаях из правительственной ложи звучит стандартная фраза — дескать, мы еще не являемся членами ВТО. Наверное, кое-кто из членов правительства не знает, что хотя Украина действительно еще не член ВТО, тем не менее, начав процесс присоединения, она обязана придерживаться так называемого режима stand stil, предусматривающего мораторий на введение в национальное законодательство изменений, противоречащих требованиям ВТО.

Рассмотрев экономическую плоскость возможных последствий присоединения Украины ко Всемирной торговой организации, правительство, с одной стороны, ожидает общего положительного влияния на доходы бюджета в объеме 2—3 млрд. грн. благодаря ускорению экономического роста и сокращению налоговых льгот, а с другой — предупреждает, что упрощение условий доступа к рынкам получат не только украинские производители: бизнесмены 148 стран — членов ВТО смогут пользоваться т.н. режимом наибольшего благоприятствования на рынке Украины.

К сожалению, одной из бомб замедленного действия для Украины, станут так называемые секторальные инициативы. Как известно, они не являются общеобязательными условиями соглашений ВТО. Однако Украина заявила о присоединении к 16 из 19 секторальных соглашений. Речь идет о полной отмене ввозной таможенной пошлины со странами — участницами таких соглашений с 2004 года относительно стали, игрушек, древесины, текстиля и одежды, цветных металлов, фармацевтических препаратов, информационных технологий, с 2005-го — сельскохозяйственной техники, мебели, бумаги, с 2006-го — научного оборудования, строительной техники, медицинского оборудования, с 2010-го — гражданской авиации, а через три года после вступления в ВТО — дистиллированных спиртов.

Неоднократно приходилось слышать вопрос от парламентариев: так кто же все-таки настоял на немедленной поддержке таких неудобных для нашей страны инициатив? Как обязательные они определены Программой мероприятий по завершению вступления Украины в ВТО (Указ Президента № 104 от 5 февраля 2002 года). Однако, исходя из выводов старшего советника Украинско-европейского консультативного центра Сола Аланоки, обязательство о полной отмене таможенной пошлины можно было бы привязывать не к конкретной дате, а к определенному периоду после присоединения страны к ВТО (скажем, через два года после вступления, через три, через пять). Похоже, Леонида Даниловича в который раз подставили не очень компетентные чиновники.

Интересные выводы можно сделать по отдельным отраслям. Например, авиационная промышленность в краткосрочной перспективе столкнется с проблемой отмены определенных налоговых льгот. Однако постепенное снижение ввозной ставки на авиационную технику до 0% с 2010 года (секторальная инициатива) благодаря дальнейшему развитию лизинговой системы не окажет разрушительного влияния на отрасль. Наоборот, основную угрозу для авиастроителей представляет не новая заграничная техника, а поступление на внутренний рынок устаревшей или бэушной техники иностранного производства.

Что касается судостроительной промышленности, то специалисты Минпромполитики ожидают дополнительного отвлечения оборотных средств и роста себестоимости продукции из-за отмены льготного режима налогообложения. Тем не менее, учитывая экспортную ориентацию данной отрасли, можно ожидать, что вступление Украины в ВТО на судостроении отрицательно не скажется.

Первым этапом на пути адаптации к новым правилам в области машиностроения правительство видит сертификацию систем качества в соответствии с ISO 9001:2000, стоимость разработки и введения которых на отдельно взятом машиностроительном предприятии, с учетом непосредственных затрат предприятия, составляет 70—100 тыс. грн. Кстати, анализ гармонизации национальных стандартов по состоянию на 1 июня 2003 года свидетельствует: уровень внедрения международных и европейских стандартов в «чувствительных» отраслях экономики остается низким. Так, из 1506 международных и европейских стандартов (ISO, IEC, EN), действующих в машиностроении, в Украине приняты 145 (9,6%), в судостроении из 393 — только два (0,5%), в авиационной и космической технике из 919 принят один (0,1%), в химической промышленности из 1044 приняты 139 (13,3%), в горной промышленности и добыче полезных ископаемых из 296 приняты 50 (16,9%), в металлургии из 1232 приняты 168 (13,9%), в сельском хозяйстве из 513 приняты 93 (18%).

Главная причина — недостаточное финансирование из госбюджета. Так, в 2001 году из предусмотренных 8,5 млн. грн. выделены 4,1 млн., в 2002-м — 990,5 тыс. грн. вместо запланированных 4,5 млн. В первом квартале 2003 года работы по гармонизации были профинансированы на 4,8%, которые пошли на погашение долгов.

Впрочем, вопрос вступления Украины в ВТО нельзя рассматривать как сугубо экономический. Первым политическую ответственность за вступление Украины в ВТО взял на себя Президент Украины Леонид Кучма еще два года назад, стремясь с того времени всячески содействовать продвижению нашей страны к членству в этой организации. Теперь остается поискать желающих взять ответственность за возможные негативные последствия присоединения Украины к ВТО и в парламенте.

Что же случится, если Украина не станет членом Всемирной торговой организации до 1 января 2005 года — даты завершения многосторонних переговоров по широкому кругу вопросов (так называемого Раунда развития)? Похоже, на этот вопрос не знает ответа даже руководитель делегации Украины на переговорах Валерий Пятницкий. 4 июня с.г. на семинаре в ВР он задал его директору Департамента технической помощи секретариата ВТО Мартену Смитсу, но так и не получил четкого ответа. Тем не менее господин Мартен Смитс подчеркнул, что затягивание переговоров за deadline, то есть последний срок, однозначно отрицательно скажется на проекте отчета Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО. Иными словами, после указанной даты условия вступления значительно ухудшатся. При этом больше всего проблем возникнет с нашей северной соседкой, если она раньше Украины обретет членство в этой организации.

Впрочем, на неотложности вопроса о вступлении Украины в ВТО в который раз акцентировал внимание Президент Украины, подписав на больничной койке в Феофании очередной (третий за последние три года) указ «О мерах по ускорению вступления Украины в ВТО». Документ, в частности, запрещает правительству предоставлять отечественным предприятиям любые налоговые и таможенные льготы, не соответствующие нормам и правилам соглашений ВТО. Однако я почему-то обратил внимание на номер этого указа — 1313. К чему бы это?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно