ВЕСНА. НЕ ПРОЛЕТЕЛИ БЫ ИНВЕСТОРЫ РУКОВОДИТЕЛИ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОФИЦИАЛЬНО ПРЕДСТАВИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЗОНУ «НИКОЛАЕВ» - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ВЕСНА. НЕ ПРОЛЕТЕЛИ БЫ ИНВЕСТОРЫ РУКОВОДИТЕЛИ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОФИЦИАЛЬНО ПРЕДСТАВИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЗОНУ «НИКОЛАЕВ»

16 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Чтобы получить более полное представление о сегодняшнем и завтрашнем дне судостроения, перспекти...

Чтобы получить более полное представление о сегодняшнем и завтрашнем дне судостроения, перспективах его вхождения в мировой рынок, в признанный центр отрасли съехались представители газет и радиокомпаний из столицы и соседних регионов. И разговор стоил того. Представляя новообразование, председатель облгосадминистрации, председатель облсовета Алексей Гаркуша, николаевский городской голова Владимир Чайка, исполнительный директор коммунального предприятия «Дирекция СЭЗ «Николаев» Александр Шпиль и другие рассказали о сложном, порой драматическом пути, который прошло судостроение города до того момента, пока настала пора вести отсчет с новой точки.

Идея спасти судостроение после распада Советского Союза и почти мгновенного прекращения финансирования недостроенных судов, в основном военного назначения, за истекшее десятилетие приобретала разные формы. Но, несмотря на поддержку государства, усилия на местах, обремененные неэффективной структурой управления и непомерными расходами на социальную сферу судостроительные гиганты долгое время несли убытки, теряли оборотные средства, накапливали долги. Перелом, а следом за ним и рост производства в судостроении начались лишь в прошлом году: реструктуризация, создание внутри заводов отдельных конкурентоспособных подразделений и стали теми буксирами, которые вытягивают из торосов на чистую воду всю отрасль. То ли еще будет с созданием специальной экономической зоны…

Приоритеты

Успехи на отдельных направлениях свидетельствуют не более чем о потенциальных возможностях. Чтобы отрасль заработала по-настоящему, нужно решение всего комплекса вопросов, способных привлечь инвестиции. А это возможно только при условии создания особого режима.

Представление о том, какой быть СЭЗ, менялись не единожды. В 1994 году, после поездки группы специалистов в Китай, изучения там опыта работы территориальных зон особого режима, были разработаны технико-экономические обоснования первого варианта Николаевской СЭЗ. Тогда особым экономическим режимом планировалось объединить разнородные предприятия Корабельного района г. Николаева — судостроительный завод «Океан», Николаевский глиноземный завод и порт «Октябрьский». Эта идея хоть и не осуществилась вследствие приватизации НГЗ и других причин, но дала толчок для дальнейших разработок.

Председатель облгосадминистрации Алексей Гаркуша особо подчеркивает взаимопонимание центра и региона. Законом и последовавшим за ним постановлением Кабинета министров СЭЗ определена в тех параметрах, которые предложили и на которых настаивали местные разработчики. По словам г-на Гаркуши, создание такой зоны является прецедентом — такого образования на базе судостроительных заводов в мировой экономике еще не было.

Вопроса, почему именно Николаев избран своеобразным локомотивом, призванным вытянуть всю отрасль, не возникало. Достойного конкурента по насыщенности предприятиями, связанными с судостроением, в стране просто нет. В Николаеве сконцентрировано более 55% основных средств судостроительной отрасли, в том числе судостроительных заводов — 48,5%, заводов судового машиностроения — 83,5%, научно-исследовательских и проектных заведений судостроительного профиля — 70,7%. По уровню специализации, концентрации специалистов-судостроителей картина еще более впечатляющая. На Николаев приходится 64,9% всего персонала судостроительной отрасли страны.

Что же представляет собой новая СЭЗ? Особенность в том, что она сформирована в пределах земельных участков трех судостроительных предприятий, размещенных в разных концах города. В государственной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» — это 340 гектаров суши и 43 гектара акватории Южного Буга. У открытого акционерного общества «Океан» в СЭЗ вошло 240 «сухопутных» гектаров и 30 — водных, а в государственном предприятии «Судостроительный завод имени 61 коммунара», соответственно, 160 и 40 гектаров. Кроме этого, для обустройства новообразования выделено 120 гектаров примыкающих к предприятиям земель Николаевского городского совета.

Поскольку на двух из трех судостроительных заводах, строящих военные корабли, в свое время существовал жесткий пропускной режим и сохранились соответствующие сооружения и система охраны, это сэкономит немало средств для обустройства территорий с особым режимом. Расчеты показывают, что технический уровень двух николаевских заводов и одной отдельной верфи при наличии оборотных средств и реализации комплексной кооперационной программы строительства судов даже без инвестиций позволит довести ежегодный выпуск продукции дедвейтом 400—500 тысяч тонн. Это составит не менее тридцати десятков судов.

Для всех субъектов хозяйствования в СЭЗ «Николаев» закон предусматривает освобождение от ввозной пошлины на материалы и сырье, оборудование и комплектующие, от платы за землю, налогов на добавленную стоимость и на прибыль. Приоритетными видами деятельности, которые могут впоследствии уточняться, определены: пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции; строительство, энергетика, транспорт; машино- и приборостроение; все виды производственной деятельности, характерные для судостроения.

Для создания таких условий, подтвердил журналистам исполнительный директор дирекции СЭЗ «Николаев» Александр Шпиль, разработан и уже поступил из Кабинета министров полный пакет нормативных правовых документов, необходимых для ее полноценного функционирования. Однако еще до своего официального старта СЭЗ оказала существенное влияние на ситуацию на рынке судостроения. Из многочисленных примеров приведу несколько наиболее показательных. В ходе переговоров о размещении заказов на заводах «Океан», имени 61 коммунара западные партнеры из Голландии и Норвегии говорили сперва о строительстве здесь только корпусов судов, но после ознакомления с изменившимися условиями сотрудничества на территории льготного режима позиции их существенно изменились. И уже следующую партию судов есть намерение строить «под ключ». А это, кроме всего прочего, означает, что на николаевских заводах будут востребованы не только сварщики и корпусосборщики, а все разнообразие судостроительных специальностей, включая молодых инженеров, проектировщиков, программистов…

Это особенно важно, если учесть, что ежегодно расположенный в Николаеве Украинский морской технический университет выпускает сотни молодых людей, знающих свое дело и компьютеры, иностранные языки, но лишь немногие из них находят работу по специальности в родном городе. Ректор УГМТУ Георгий Романовский в разговоре с журналистами подчеркнул, что первые сдвиги в отношении к молодым кадрам уже произошли и они прочно связаны с созданием специальной экономической зоны. С завода «Океан», который с приходом эффективного собственника особенно интенсивно наращивает производство, обновляет кадры, в адрес вуза поступила заявка сразу на полсотни выпускников.

Показательной особенностью николаевского варианта СЭЗ является то, что вполне конкретные налоговые льготы предоставляются не только инвесторам, вкладывающим средства в строительство судов, но и тем субъектам хозяйствования, которые возьмутся за использование территории судостроительных заводов и их объектов для создания предприятий иного профиля. Поскольку у судостроительных заводов имеются излишки территории, множество неиспользуемых сооружений, ложащихся тяжелым бременем на себестоимость продукции, зона будет стимулировать инвестиции в «уплотнение» судостроения за счет других видов производства и услуг, а также повышение отдачи основных фондов.

К услугам инвесторов предлагаются склады судостроительных заводов общей площадью 264 тыс. кв. м., помещения цехов на 2 тыс. квадратных метров, бытовые и административные сооружения, причальные линии, оборудованные портовыми кранами, и многое другое. По заключению специалистов, имеющиеся инженерные и энергетические сети позволяют использовать территории для развития машиностроения, приборостроения, создания пищевых и перерабатывающих предприятий.

«Океан» меняет
не только название

В сочетании с налоговыми и таможенными льготами каждый вид деятельности на территории судостроительных предприятий станет особо привлекательным для вложения средств отечественных и иностранных инвесторов. И представление СЭЗ было бы неполным, не позаботься николаевцы о том, чтобы хотя бы вкратце познакомить приезжих с ситуацией непосредственно на судостроительных заводах.

На пресс-конференции директорский корпус представлял председатель правления, генеральный директор ОАО «Океан» Николай Романчук. Впрочем, он сразу же уточнил, что за несколько дней до презентации состоялось собрание акционеров предприятия, подытожившее результаты приватизации, внесшее соответствующие коррективы. И одним из них стало переименование предприятия в Damen Shipyard’s Ocean.

Изменилось не только название. За несколько месяцев совместной работы заводских служб и новых собственников объем производства возрос в 10 раз, и через месяц-второй, по словам Николая Романчука, этот показатель увеличится еще впятеро. Не в последнюю очередь потому, что хозяева предприятия выступили в роли заказчиков и инвесторов. На долгое время простаивавшем заводе появились и выгодные заказы, и, главное, возможности их выполнять. Инвестор-собственник направил 15 млн. грн. на модернизацию корпусного производства и приобретение материалов, еще 9 млн. — на выплату зарплаты, повышение тарифов. Впрочем, разовыми поступлениями, пусть и миллионов гривен, судостроителей и тех, кто знаком с перипетиями вокруг заказов, особо не удивишь. На каждый из трех николаевских гигантов поступали и более крупные «вливания» со стороны государства. Но зачастую они без следа исчезали в «черных дырах» экономики.

А с вложениями в «Океан», убежден Николай Романчук, такого не случится. Прежде всего потому, что параллельно с направлением дополнительных средств новый собственник выявил и стал оперативно устранять те самые «черные дыры», которые способны «проглотить» не один миллион. Наибольшие бреши выявлены голландским менеджментом отнюдь не в технологии производства и даже не в организации дела на стапелях. Корень зла обнаружен в донельзя искореженной кадровой структуре предприятия, когда на одного рабочего основной специальности, от работы которого и зависит отдача завода, приходится по пять-шесть работников, выполняющих вспомогательные функции, и еще по несколько научно-технических специалистов и управленцев, дублирующих и подстраховывающих друг друга. У капиталистов заведено не только констатировать просчеты, но и оперативно устранять их. Это было продемонстрировано на первом собрании акционеров приватизированного предприятия, где тон задали представители голландской компании. Был принят ряд мер, призванных повысить привлекательность работы сварщиков, корпусосборщиков, слесарей-монтажников. Акционеры решили повысить им тарифы и оговорить, что даже при сложной финансовой ситуации труд рабочим основных профессий будет оплачиваться без задержек и в полном объеме. После этих решений сразу наметилась тенденция увеличения числа рабочих ведущих профессий за счет вспомогательных работников, инженерно-технического персонала.

Пример
для подражания

Еще один показательный факт, лишний раз свидетельствующий о появившейся в Николаеве возможности учиться современному менеджменту. Новые хозяева «Океана» подошли к презентации СЭЗ не только с новым наименованием предприятия, но и с обновленным уставом и переизбранным наблюдательным советом, а также с заблаговременно полученными от акционеров полномочиями для решения вопросов, связанных с последними изменениями на рынке судостроения. Имея все это на руках, голландские инвесторы одними из первых могли вступить в контакты с дирекцией СЭЗ, выдвинуть интересные предложения по сотрудничеству.

Надо сказать, что местные власти во время представления СЭЗ вовсе не стремились представить судостроение области как обитель успехов. Во всяком случае, журналисты имели возможность посетить и самый проблемный судостроительный завод — имени 61 коммунара, и самый сложно исполняемый на нем заказ — крейсер «Украину». Местные газетчики давно знают, а приезжие могли воочию убедиться в том, что остаточные явления неразберихи, неорганизованности, противоречивых указаний высоких чиновников и их уходы от решения вопросов — все то, от чего почти десятилетие страдает судостроение, дает о себе знать и сейчас. Финансовое положение государственного предприятия «Судостроительный завод имени 61 коммунара», который явно запоздал с реструктуризацией и никак не разгребет шлейф долгостроев, оценивается как очень сложное. Средняя зарплата здесь намного ниже, чем на других судостроительных предприятиях, и составляет всего 160 грн., да и то ее выплачивают с задержками. Так вот, при всем при этом родное государство в лице Министерства обороны не только не возвращает долг за строительство крейсера «Украина», превышающий 50 млн. грн., но и не оплачивает текущие расходы. Судостроители вынуждены отрывать от собственных скудных средств по 500 тыс. грн. в месяц на содержание корабля. И это на фоне все новых и новых обещаний высокопоставленных чиновников, которые не выполняются годами…

Явившаяся в Николаев вместе с весной СЭЗ — это не панацея, это, скорее всего, экзамен, сдать который предстоит каждому отдельно взятому судостроительному предприятию.

А то ведь инвесторы могут пролететь и мимо…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно