Двукратное повышение акцизов приведет к уменьшению спроса на нефтепродукты, "тенизации" рынка и ухудшению качества топлива. Как считают опрошенные ZN.UA эксперты, вместо накручивания налогов, власть должна была бы сосредоточиться на проблемах контроля качества топлива и перекрытии теневых схем.
"Уменьшатся объемы реализации нефтепродуктов - автомобилисты будут затягивать пояса. Кроме того, не следует забывать: чем выше цена топлива, тем она привлекательнее для недобросовестных участников рынка. Если сейчас они получают 200 евро прибыли с тонны бензина, то будет почти 400", - констатировал президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
По оценкам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, литр бензина может подорожать на 2 грн, а дизтоплива - на 0,5 грн. В неофициальных комментариях ZN.UA это подтверждал и источник в Минфине. Кстати, эти прогнозы очень отличаются от ожиданий "Укравтодора" о подорожании лишь на символические 10-15 копеек.
По словам экспертов, тенизация рынка может привести к дальнейшему ухудшению качества нефтепродуктов, реализуемых в Украине. И это притом, что сегодня "бодяга" реализуется не только на небредових АЗС, но и брендовых.
По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, соответствующие указания приходят в том числе "сверху" - от владельцев и топ-менеджеров АЗС, которые пытаются оптимизировать себестоимость товара и улучшить финансовое положение в период стагнации экономики (пусть и ценой собственной репутации).
"И это будет до тех пор, пока государство не будет осуществлять адекватный контроль качества нефтепродуктов, пока ответственность за нарушение действующих стандартов не станет неотвратимой", - констатировал специалист.
В свою очередь директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар добавляет, что некоторые дистрибьюторские сети АЗС, закупая у импортеров качественное иностранное топливо, не гнушаются того, чтобы "бодяжить" его и таким образом дополнительно зарабатывать.
Гончар указал также на то, что в Украине есть целая сеть полулегальных НПЗ, "самоваров", которые сомнительно получают где-то нефть (в т.ч. путем незаконной врезки в магистральные нефтепроводы и т.д.), перерабатывают ее, производя низкокачественный продукт, и потом его реализуют. "Где-то его размешивают с более качественным топливом и получается "ни то ни се". Но этот "товар" можно продать за большие деньги, чем оно того стоит", - констатирует эксперт.
Гончар отметил, что госорганы (в т.ч. Госпотребстандарт) должны совместными усилиями бороться с засильем "бодяги" в Украине, поскольку это комплексная проблема.
Больше читатйте в статье Василия Пасочника "Акцизный суррогат" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn
Читайте также:
Украинские водители все больше отказываются от бензина и переходят на дизель
Доходы бюджета от повышения акцизов на бензин не оправдают ожиданий, - эксперт
Повышение акцизов на бензин возможно только после ликвидации контрабанды и фальсификата, – эксперты