Для увеличения объемов получения акцизного сбора от продажи нефтепродуктов и, как следствие, для наращивания финансирования дорожного строительства государству следует не повышать налоги, а в первую очередь ликвидировать контрабанду и фальсификат, которые по итогам 2012 году составили 26,5% рынка, или около 2,7 млн тонн.
Исходя из текущих ставок акцизов на бензин и дизтопливо, эксперты оценивают потери государственного бюджета в 5 млрд грн.
"Только после ликвидации теневого сегмента можно говорить о дальнейшем повышении топливных налогов", – отмечают эксперты "Консалтинговой группы А-95".
"Если не решить вопрос полноты сбора топливных налогов, любое их дальнейшее повышение будет лишено смысла, так как акцизы продолжат идти мимо бюджета, и ожидания роста поступлений не оправдаются", – считает директор "А-95" Сергей Куюн.
По мнению специалиста, повышение акцизов будет способствовать дальнейшему увеличению контрабанды и фальсификата, так как вырастет доход операторов теневого рынка.
"С 2009 г. акцизы на бензины были увеличены более чем втрое, с €60/т до €198/т, и параллельно мы наблюдаем пропорциональный рост теневого сегмента рынка. При этом на рынке дизельного топлива, налоги на которое остаются низкими и неизменными, эта динамика намного слабее", – отмечает Куюн.
В то же время эксперт считает, что лишь при условии наведения порядка на границе и в сфере контроля качества на внутреннем рынке можно было бы рассмотреть вопрос повышения акцизов, в частности – на дизельное топливо. По данным "А-95", акциз на дизтопливо в Украине ниже, чем в среднем по Евросоюзу, в 10 раз.
"Акцизы на бензин напрямую влияют на конечную стоимость топлива, которая должна адекватно соотноситься с уровнем доходов населения. И поэтому говорить о среднеевропейских налогах на нефтепродукты можно лишь по мере роста платежеспособности населения", – резюмировал директор "А-95".
Напомним, ранее СМИ со ссылкой на слова министра инфраструктуры Украины Владимира Козака сообщили, что иинистерство подало в Кабминистров предложение о постепенном увеличении ставок акцизного сбора на нефтепродукты к размерам, которые будут равны минимальным среднеевропейским. Позже Козак открестился от идеи, заявив, что журналисты неправильно интерпретировали его слова.
Кроме того, Министерство финансов Украины также подало свой законопроект, предусматривающий индексацию акцизов на прогнозный уровень инфляции и роста цен производителей промпродукции в 2013 г.
Структура наполнения рынка Украины бензином и дизельным топливом в 2012 г., млн т
Производство |
Импорт |
Экспорт |
Баланс рынка |
Потребление |
Теневой сегмент (потребление минус баланс), млн т |
Теневой сегмент, % |
2,4 |
6,7 |
-1,6 |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
26,5 |
Источник данных: Госкомстат. !zn
Читайте также:
Таможня "не заметила" 700 тыс. тонн контрабандного бензина в 2012 году
"Газ Украина 2020" может быть задействована в схеме контрабандных поставок бензина