Цена без учета квалификации

14 сентября, 2007, 13:52 Распечатать Выпуск №34, 14 сентября-21 сентября

«По своей злободневности проблема госзакупок близка к тому, чтобы затмить предвыборные баталии…» — зафиксировано на круглом столе «ЗН» от 1.09.07 г...

«По своей злободневности проблема госзакупок близка к тому, чтобы затмить предвыборные баталии…» — зафиксировано на круглом столе «ЗН» от 1.09.07 г. «Несовершенство системы госзакупок может повлиять даже на работу Центральной избирательной комиссии», — добавляют читатели, опираясь на собственный опыт…

Архивные боксы

Судя по всему, продукт простой, но нужный. Согласно букве закона, после голосования в них должны храниться бюллетени. Для 225 окружных избирательных комиссий требуется 70 тысяч архивных боксов из гофрокартона. Кто их изготовит и доставит на места до 23 сентября? Тот, кто выиграет тендер. Учитывая сжатые сроки, постоянный тендерный комитет ЦИК зафиксиро­вал: существенным условием будущего договора с исполнителем является своевременность изготовления тиража продукции. За нарушение сроков предусмотрена пеня в размере 0,1% стоимости услуг за каждый день просрочки. А за неудовлетворительно выполненную работу — штраф в размере 20% стоимости некачественных услуг. Причем оплата штрафных санкций не освобождает исполнителя от выполне­ния обязательств по договору.

Разработал тендерный комитет и квалификационные требования к участникам торгов, как того требует Закон «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Так, п.7.2.4. требований к участникам тендера предусматривает предоставление ЦИК информации «о наличии оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт». Для этого каждый участник должен представить справку, в которой указывается «имеющееся у него техническое оборудование, с помощью которого будет осуществляться изготовление предмета закупок, а также количество постоянно работающих квалифицированных работников, имеющих опыт работы в сфере изготовления данной продукции». Стало быть, на тендер приглашали не просто участников рынка, а крупных производителей, которые могут в короткие сроки и за умеренную цену выполнить ответственный заказ.

Ценовой редукцион

Среди участников тендера оказались всего три компании: ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат», ООО «Ав­густ-Украина» и «Камелия». Реально же за получение «госзаказа» боролись Рубежанский КТК и «Август-Украина». Третий участник, создав необходимый для легитимности кворум, не проявлял особой активности.

Так схлестнулись интересы отечественного производителя гофротары и компании, основная деятельность которой — торговля целлюлозно-бумажной продукцией. (ООО «Август-Украина» обеспечивает бумагой ряд украинских издательств и газет.) При этом окончательное ценовое предложение ООО оказалось на 15% ниже, чем Рубежанского КТК. И тендерный комитет принял решение, что ЦИК на сей раз обойдется без проверенного поставщика-производителя, с 1998 года изготавливающего архивные боксы и урны для голосования (пока они не стали пластиковыми) и за это время не допустившего ни единого срыва.

Так случилось не только потому, что в качестве основополагающего критерия оценки участ­ников тендера стала грубая цена. Хо­тя даже печально известный закон о госзакупках допускает учет ряда других критериев, к примеру, рейтинга участников закупок, ограничивая удельный вес ценового критерия до 70%. Эксперты счи­тают, что проблема тендера кроит­ся в соответствии квалификационным требованиям, только подтвердив которые желающие могут стать его участ­никами. Еще кон­кретней: по мнению экспертов, за такой короткий срок изготовить и развезти дан­ный объем продукции могут только три крупных украинских производителя — Рубежанский КТК, Киевский КБК и Жидачевский ЦБК.

В нашем случае тендерный комитет установил квалификационные требования, но проверил ли на соответствие им? Ведь раньше производственные возможности нового участника оперативно проверяла специальная комиссия. Как тут не вспомнить случай, когда во времена председательствования в ЦИК Михаила Рябца победитель тендера по цене так и не получил заказ, потому что не подтвердил свою квалификацию.

Кто не успел, тот опоздал

В конце концов чистота проведения досрочных парламентских выборов, на которые тратятся миллионы гривен, зависит в том числе и от своевременности выполнения данного заказа. ЦИК в этой чистоте заинтересована как никто другой. Ведь если опасения экспертов подтвердятся и у нового поставщика боксов не найдется в достаточном количестве свободных мощностей, квалифицированных работников и около 170 тыс. м2 гофрокартона, то заказывать изготовление архивных боксов придется на стороне. А это вряд ли удешевит выполнение заказа, и, главное, ставит под вопрос своевременность доставки боксов конечному потребителю.

Напомним, что боксы нужны не только в Киеве, их ждут в 225 окружных комиссиях, расположенных по территории всей страны. Из опыта Рубежанского комбината стало известно, что только на их развозку уходит две недели, ведь пробег автомобилей составит более 33 тыс. км. И это при условии разработки оптимального маршрута и загрузки автомобиля — для каждого округа боксы пакуются отдельно.

Если надлежаще не учесть транспортную составляющую (а новичку вряд ли известны все ее нюансы), то можно не уложиться не только в установленное время, но и в заявленную цену. И если цена — проблема только исполнителя, то несвоевременность поставки скажется на работе окружных избирательных комиссий. Как бы не пришлось, как в 2002 году, когда заказ тоже достался новичку, в нарушение законодательства бюллетени заворачивать просто в бумагу.

Причем именно в таком исходе специалисты почти не сомневаются. Мы же не будем торопиться с выводами, а подождем до выборов и проверим, как на сей раз архивируют использованные бюллетени.

Цитаты по теме

Минимальная цена не всегда является объективным и оптимальным критерием закупок. Иногда, чтобы добиться высокого результата, надо купить более дорогую субстанцию для получения самого качественного продукта. Поэтому подобная норма закона, с одной стороны, создала поле для массовых злоупотреблений, а с другой — не позволила качественно решать задачи по обеспечению потребностей производства и бюджетной сферы.

Николай Азаров, сентябрь 2007 года

Можно выиграть тендер, поставив цену, условно говоря, в одну копейку, а потом забрать 100 млн. По строительству я лично знаю случаи, когда выигрывали тендеры по цене. А после этого она возрастала в пять раз…

Виктор Пинзеник, сентябрь 2007 года

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно