После двухнедельных локальных и, местами, кровопролитных боев в отдельных окружных избирательных комиссиях ЦИК, наконец, официально объявила результаты выборов в Верховную Раду. И выяснилось, что не все действующие народные депутаты от правящей партии попадают в сессионный зал по многомандатному округу. А законопроекты-то их авторства, важные для отдельных олигархов, уже зарегистрированы и даже внесены в перечень подлежащих рассмотрению на последней сессии уходящего парламента. И вот тут-то начала проявляться бешеная активность по проталкиванию таких законопроектов с нарушением всех процедур.
Нарушение норм национального законодательства (а Регламент ВР Украины - закон Украины) беззастенчиво практикуется нынешней властью. Уже давно не соблюдают даже видимость приличий, проявляя некую демонстративную браваду в этом отношении. Явление носит массовый характер и распространяется со скоростью эпидемии. Обоснованные опасения «народных кнопкодавов», что с заходом в парламент двух свежих политических сил - партии «УДАР Виталия Кличко» и ВО «Свобода» зал под куполом может стать, наконец, местом для дискуссий, и вызвали невиданную доселе законотворческую активность пока еще действующих депутатов.
Свежий пример - принятие 6 ноября закона о всеукраинском референдуме. Необходимость в новом законе появилась очень давно, потому что нормы закона о референдуме от 1995 года безнадежно устарели. Было предпринято несколько попыток принять этот документ в Верховной Раде предыдущих созывов, но они не увенчались успехом. И вдруг закон приняли, причем без обсуждения, хотя там было что обсуждать. И голосов хватило, несмотря на ожесточенную поствыборную борьбу до последнего мандата.
На будущей неделе готовится аттракцион по молниеносному принятию в первом чтении и в целом законопроекта «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», внесенного депутатом от Партии регионов Игорем Глущенко и зарегистрированного 6 июня 2012 года под №10571 (подробно см. ZN.UA №22 от 15 июня 2012 года, «Реформирование рынка электроэнергии в Украине: кому вершки, а кому корешки…»).
Обратите внимание на даты. 29 октября нардеп И.Глущенко (не прошел по спискам ПР в Раду) пишет письмо на имя г-на Хорошковского, первого вице-премьера Украины, со слезной просьбой (на языке оригинала) «сприяти організації в найкоротший термін процесу ознайомлення органів виконавчої влади з доопрацьованою редакцією законопроекту №10571 та надати висновок щодо нього Комітету Верховної Ради України з питань паливно-енергетичного комплексу, ядерної політики та ядерної безпеки». А г-н Хорошковский накладывает резолюцию с поручением Минэнергоугольпрому, Минэкономразвития, Минфину, Минюсту, НКРЭ, Госпредпринимательства, Госэнергоэффективности, Агентству госимущества и ГП «Энергорынок»: «Прошу розглянути порушене питання та за результатами поінформувати народного депутата України і Кабінет міністрів». Напоминаю: на обращение народного депутата необходимо дать ответ в десятидневный срок.
Также И.Глущенко подчеркивает, что законопроект соответствует не только президентской программе экономических реформ на 2010-2014 годы, но и статье 2 протокола о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического сообщества. Отмечу нюанс: в программе реформ ответственным за этот законопроект определено Министерство энергетики и угольной промышленности. Более того, Еврокомиссия истратила не один миллион евро на разработку этого документа в период с 2003-го по 2007 год. И зарубежные командировки с целью изучения опыта ЕС по организации конкурентного рынка электроэнергии, и деньги были использованы чиновниками НКРЭ и Минэнергоугольпрома в полном объеме (эксперты говорят о 6 млн. евро). Таким образом, депутат И.Глущенко рассчитывает получить «освящение» своих лоббистских усилий относительно компании ДТЭК до 18 ноября. При этом вполне возможно, что ДТЭК пролоббирует внесение этого законопроекта от КМУ, на замену зарегистрированного Глущенко. Все по схеме: кто платит, тот и заказывает музыку.
На 6 ноября намечалось заседание комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности ВР. В повестке дня заседания значилось рассмотрение вышеупомянутого законопроекта. Но, увы, кворума не было. Вместо необходимых для принятия решения 11 депутатов присутствовали только семь. Источник, заслуживающий доверия, сообщил, что подписи под одобрением законопроекта комитетом стали собирать методом «индивидуальной» работы с депутатами. И по состоянию на 12 ноября таки получили 11. И это при отрицательном заключении Главного научно-экспертного управления ВР! А 20 ноября его планируют внести в сессионный зал на голосование. Нет сомнений: если внесут, то и проголосуют, как водится, по взмаху руки М.Чечетова.
После регистрации в ВР в начале июня 2012 года законопроект был раскритикован ассоциацией «Украинский ядерный форум», объединяющей ведущие предприятия ядерно-энергетической отрасли. Ассоциация выпустила по этому поводу позиционный документ и направила его в соответствующие государственные органы. Независимые эксперты в сфере электроэнергетики также высказались критически.
Но автор законопроекта и «заинтересованные» в предлагаемой им модели рынка с наличием Фонда распределения стоимостного дисбаланса, формируемого за счет двух государственных генерирующих компаний - НАЭК «Энергоатом» и ПАО «Укргидроэнерго», не стали вступать в дискуссии с этими важнейшими субъектами будущего «конкурентного» рынка и отечественными экспертами. Они оперативно организовали в Брюсселе в конце июня круглый стол «Либерализация электрического рынка: украинские перспективы и ожидания ЕС». Как сообщали информагентства Украины, «в обсуждении этого вопроса приняли участие представители Европейской комиссии, секретариата Энергетического сообщества, политики, эксперты, представители украинской стороны».
Есть большие сомнения, что европейцы внимательно изучили 70-страничный законопроект. Цинизм авторов опуса заключается в том, что в первых его строках приводятся совершенно правильные слова о принципах функционирования рынка электроэнергии - добросовестная конкуренция, равные права субъектов рынка. И вряд ли кто-то из иностранцев стал разбираться с сутью функционирования Фонда распределения стоимостного дисбаланса (запрятанного в статье 24), наполнение которого возложено на две государственные компании - НАЭК «Энергоатом» и ПАО «Укрэнерго». Из этого фонда будут дотироваться ТЭЦ и генерации на возобновляемых источниках. Информагентства Украины, вырывая фразы из контекста, цитировали европейцев: «За последние месяцы Украина движется в правильном направлении не только в секторе электричества, но также и в газовом». «Это не только укрепляет энергетическую безопасность, это важно и для привлечения инвестиций. Это хорошие новости», - заявил представитель Генерального департамента по вопросам энергетики Европейской комиссии Джефри Пайпер (Jeffery Piper).
Единственное публичное обсуждение законопроекта в Украине состоялось 5 сентября в рамках круглого стола «Украина на пути к европейским правилам работы рынка электроэнергии», организованного Центром «Энергобизнес». В нем приняли участие специально подобранные 30 экспертов, в том числе из секретариата Энергетического сообщества и Всемирного банка, а также заинтересованные лица - сам народный депутат Игорь Глущенко, руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК Юлия Носулько и старший проектный менеджер фонда «Эффективное управление» Роман Рубченко. Обращаю внимание, что именно этот фонд разрабатывал проект обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 года, а финансирует фонд Ринат Ахметов, хозяин компании ДТЭК, которая, в свою очередь, владеет около 70% всех ТЭС Украины.
И опять в прессе появились высказывания представителей уважаемых международных институтов, что законопроект необходимо принять как можно скорее. Да и тот же Всемирный банк уже устал ожидать хоть каких-то реформ в нашей стране, затратив немыслимые для простого украинца грантовые деньги на их подготовку…
Сергей Бедин, директор ГП «Энергорынок», который также присутствовал и на мероприятии в Брюсселе, сообщил журналистам: «Такие компании, как «Укргидроэнерго» и «Энергоатом», в результате свободной рыночной политики будут получать сверхприбыль (!- О.Д.). С другой стороны, у нас есть как законодательные обязательства по «зеленым» тарифам, так и социальные обязательства в отношении тарифов для населения и для тепловых электроцентралей». Поэтому, следуя его логике, пусть госкомпании и дотируют частные тепловые и на возобновляемых источниках электростанции, чтобы выполнить те самые «социальные обязательства» государства за счет мифических «сверхприбылей».
Замечу, что госпредприятие «Энергорынок» задолжало НАЭК «Энергоатом» за предыдущие годы 5,772 млрд. грн. (это соответствует 3,6 месяца бесплатной работы всех энергоблоков!). И механизм возврата этих долгов в переходных положениях законопроекта отсутствует. А в проекте закона, кстати, предусматривается ликвидация ГП «Энергорынок». Так что вполне возможна ситуация, привычная для нашей страны: нет предприятия - нет и его долгов.
А теперь немного скучных цифр. Экономисты прикинули, что по итогам девяти месяцев 2012 года средний тариф покупки электроэнергии от всех генераций на Оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) составил 43,52 коп. за киловатт-час. Средний тариф для теплоэлектроцентралей (которые согласно законопроекту должны дотироваться за счет «Энергоатома» и «Укргидроэнерго») составил 119,26 коп./кВт∙ч. Дополнительные затраты ОРЭ в 2012 году на покупку электроэнергии ТЭЦ по сравнению со средним тарифом ОРЭ составляют 5,617 млрд. грн. На компенсацию «зеленого» тарифа (средний для электроэнергии из возобновляемых источников - 281,07 коп./кВт∙ч) ОРЭ израсходовал 1,986 млрд. грн. И это еще немного, потому что объем их электроэнергии в общем балансе пока невелик - около 835 млн. кВт по прогнозу в 2012 году. Облэнерго покупают электроэнергию у ОРЭ по 56 коп./кВт∙ч. Населению продают по 28 коп. за тот же киловатт, а промышленности, в зависимости от группы, - и по 90 коп.
Для покрытия убытков облэнерго из-за существующей разницы в тарифах и придумали «дотационные сертификаты». То есть после подачи соответствующих бумаг в НКРЭ облэнерго получают компенсацию от ОРЭ. Так вот, суммарная стоимость этих компенсаций в 2012 году составит 35 млрд. грн. Таким образом, в случае принятия этого закона Фонд распределения стоимостного дисбаланса должен был бы аккумулировать около 42,6 млрд. грн. (35 млрд. + 5,617 млрд. + 1,986 млрд.).
Напомню, что НАЭК «Энергоатом» сегодня продает свою электроэнергию в ОРЭ по тарифу 21,1 коп./кВт∙ч. По итогам 2011 года эта компания продала в ОРЭ электроэнергии на сумму 19,388 млрд. грн. Для того, чтобы НАЭК могла компенсировать дотационные сертификаты, «зеленые» тарифы и тарифы ТЭЦ, тариф на электроэнергию НАЭК «Энергоатом» должен быть увеличен на 47,18 коп. за киловатт-час и составлять в итоге 68,28 коп. Выплата компанией налогов в бюджеты всех уровней на этот год запланирована в размере около 8 млрд. грн. И все эти расходы должен оплачивать рядовой украинец.
Теперь риторический вопрос: господин Бедин, расскажите общественности, откуда у НАЭК появятся «сверхприбыли» при существующем дискриминационном тарифе? И даже в случае реализации пресловутого закона «Энергоатом» будет иметь тариф, который устанавливается НКРЭ, а не формируется рынком. В результате ее электроэнергия будет неконкурентоспособна в рыночных условиях, потому что для ТЭС, работающих по ценовым заявкам, стоимость киловатт-часа в 2012 году составляет 59,22 коп.
А еще 31 декабря 2012 года заканчивается действие моратория на банкротство государственных энергопредприятий. Кредиторская задолженность «Энергоатома» достигает почти 6 млрд. грн. И хотя «Энергорынок» задолжал НАЭК значительно больше, все равно с 2013 года существуют риски судебных исков против этой генерирующей компании и ареста счетов.
Общий вывод круглого стола от 5 сентября был ожидаем: закон принимать нужно и в процессе внедрения реформы совершенствовать его. Г-н Рубченко отметил, что «человечество ставит памятники пионерам и новаторам, а не критикам». А автор законопроекта И.Глущенко добавил, что готов инициировать установку памятника и «Энергоатому» как предприятию, на плечи которого ляжет основной груз решения социально-экономических проблем энергетики.
Полагаю, памятник станет надгробным. В случае реализации предложенной г-ном Глущенко модели рынка электроэнергии госкомпания НАЭК «Энергоатом» не выживет. Оставшиеся бесхозными АЭС разберут за бесценок родные олигархи. Ну а безопасность - дело десятое… Пережили Чернобыль, переживем и все остальное. Олигархи-то наши живут или в Швейцарии, или в Монако, или в Австрии, в крайнем случае, в Великобритании.