ПОРТЫ — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ПОРТЫ — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

2 июня, 2000, 00:00 Распечатать

Огромный потенциал Украины как морской державы по-прежнему используется наполовину. Несмотря на ...

Огромный потенциал Украины как морской державы по-прежнему используется наполовину. Несмотря на принятые законы о транзите, о едином сборе при пересечении границы, несмотря на введение «сквозного тарифа», льготных ставок, скидок и ряд других постановлений и соглашений, чиновники, как и прежде, бьются над тем, как же превратить Украину в транзитную державу. Порты, играющие в этом деле ключевую роль, на этой неделе были в центре внимания правительства. Их работе 30 мая было посвящено специальное совещание в Кабмине. Но прежде чем рассмотреть этот вопрос, первый вице-премьер Юрий Ехануров побывал с рабочим визитом на Одесщине и посетил три крупнейших порта страны — Одесский, Ильичевский и Южный.

Нужно что-то делать…

В целом первый вице-премьер остался доволен увиденным и услышанным. Порты, несмотря на трудности, продолжают развивать свою инфраструктуру: строят новые комплексы, путепроводы и вообще полны оптимизма. Если судить по итогам прошлого года, то эти предприятия значительно увеличили объемы грузопереработки по сравнению с 1998-м: Одесский — на 22,4%, Ильичевский — на 27,8% и Южный — на 24,4%. В целом во всех 18 морских портах Украины рост составил 16,8 %. Но вместе с тем грузы по-прежнему идут в обход нашей страны — через Прибалтику и Новороссийск.

Почему? Какие конкретно меры необходимо предпринять, чтобы порты стали конкуренто- способными? Какой экономический механизм следует внедрить для эффективной работы транспортных коридоров? Эти вопросы вице-премьер задавал портовикам с тем, чтобы услышать от них конкретные предложения. По словам г-на Еханурова, сейчас главная задача состоит в том, чтобы выработать правила игры на ближайшие три-четыре года, поскольку речь идет о будущем портов и транспортного комплекса страны в целом. И начинать необходимо с решения проблем, возникающих на стыке между участниками транспортного процесса, различными министерствами и ведомствами. Несогласованность между портовиками и железнодорожниками, из-за чего груз простаивает на дорогах, уже стала притчей во языцех.

Со своей стороны первый вице-премьер пояснил позицию правительства и свою по ряду важнейших вопросов, волнующих портовиков. В частности, по приватизации портов, руководители коих боятся прихода нового хозяина, как огня. Юрий Ехануров сообщил, что «порты не пойдут на приватизацию. И Одесский припортовый завод тоже». «Что касается последнего объекта, то в отношении его я определился еще в 1995 году, — сказал он, — и очень рад, что сегодня, после посещения завода, убедился, что мы поступили правильно». Вместе с тем было отмечено, что в управления государственным сектором есть проблемы. «Контрактом невозможно предусмотреть все действия руководителя предприятия на протяжении пяти лет работы, — заметил г-н Ехануров. — С одной стороны, мы его связываем по рукам, а с другой — даем полную свободу в использовании государственных средств. В этом нужна большая четкость, новый уровень взаимоотношений».

СЭЗ: курс — на ликвидацию

Любопытно в этом смысле складывается ситуация вокруг создания в Украине свободных экономических зон как оазисов всевозможных налоговых льгот, экономической независимости от центра и т. д. Тут уж руководители предприятий и местные власти готовы лезть из кожи вон, чтобы заполучить статус СЭЗ. Юрий Ехануров сообщил, что позиция правительства в отношении предоставления льгот очень жесткая, особенно после переговоров с МВФ: они должны быть сведены к минимуму. «В связи с этим мы объявляем мораторий на создание новых СЭЗ и зон с особой инвестиционной деятельностью, — сказал он. — Что же касается действующих, то по итогам первого полугодия будет проведен анализ: что сделано и есть ли прогресс. Те СЭЗ, которые окажутся неэффективными, будут закрыты». При этом первый вице-премьер успокоил одесситов, что на их зоны сказанное распространяться пока не будет.

Как известно, Одесщине удалось заполучить две СЭЗ: для Одесского и Ренийского портов. Однако они до сих пор не функционируют: нет необходимых нормативных и подзаконных актов, нет положения о зонах. Юрий Ехануров, побывавший на территории «Порто-франко» в Одесском порту, пообещал, что Кабмин и Минэкономики ускорят подготовку необходимых документов.

Было пообещано также в течение месяца решить проблему залежалых грузов, скопившихся в портах. А точнее, принять необходимое постановление, дающее право облгосадминистрации распоряжаться их судьбой, а не ездить по каждому случаю в Киев, чтобы согласовать вопросы реализации и утилизации. Сегодня в портах Украины, как было отмечено на совещании в облгосадминистрации, скопилось грузов на сумму 150 млн. долларов. В портах Одесской области лежит на складах, гниет и портится 450 тысяч тонн разного добра плюс в контейнерах, а таковых 1000.

Помимо общих бед, есть отдельные проблемы портов Дуная. Из-за последствий войны в Югославии в прошлом году они потеряли 3 млн. тонн грузов. Особенно пострадали Ренийский и Измаильский порты — объемы перевалки упали на 43,9% и 34,9% соответственно. И, конечно, украинское Дунайское пароходство, которое понесло 100 млн. долларов убытков.

Как спасти УДП?

Ситуация на Дунае продолжает оставаться сложной. Вопрос о восстановлении судоходства до сих пор не решен. Как заметил начальник УДП Петр Суворов, выступая на совещании, эта проблема не столь техническая и экономическая, сколь политическая. И ее решение будет зависеть от того, как быстро договорятся между собой ЕС и Югославия. Но в любом случае, если судоходство в этом году и будет восстановлено, то лишь частично. В этой ситуации для пароходства, сумевшего с грехом пополам сохранить свою грузовую базу, важно ее не потерять.

Сегодня УДП владеет (перевозит) примерно 25% грузопотоков на Дунае. В основном это грузы украинского экспорта — горно-обогатительных комбинатов и рудников. Ввиду того, что основное направление потеряно, приходится довольствоваться небольшими партиями, на которые прежде речники не обращали внимание. Но здесь УДП приходится выдерживать суровую конкуренцию. Сейчас на Дунае появился класс новых судовладельцев под флагами Молдовы, России, Белоруссии, Мальты... «Конечно, мы против монополизма, — говорил Петр Суворов, — но наши конкуренты, работая с мелкими партиями, снижают ставку на перевозку и тем самым разрушают нашу фрахтовую политику, а заодно и грузовую базу. Мы, в отличие от мелких судовладельцев, не имеющих такой социальной нагрузки, как у нас, не можем позволить себе играть 5—10 центами». Решение проблемы руководство пароходства видит в том, чтобы правительство определило УДП государственным перевозчиком народнохозяйственных экспортных грузов на Дунае, что позволит не только избежать новых экономических проблем, но и сохранить стратегические позиции в Придунавье.

Еще одна проблема — пополнение флота. Пароходство продолжает работать на старых судах, чтобы сохранить рабочие места и грузовую базу. Но всему есть предел. В связи с этим дунайские речники просят государство вернуть им их отчисления в инновационный фонд (в прошлом году они были освобождены от этого налога) для строительства флота, который уже был заложен. Это позволить решить не только проблемы УДП, но и загрузить Килийский судостроительно- судоремонтный завод. В прошлом году правительство обещало выделить из бюджета на эти цели 3,5 млн. гривен и такую же сумму в этом. Но, увы…

К слову сказать, пароходство, как и порты, беспокоит возможная смена собственника. Руководство УДП считает, что если идеология в этом направлении будет меняться, то ни в коем случае нельзя допустить, чтобы дунайский транспортный узел был разорван на части разными хозяевами. «Если же будет создан концерн, — говорил Петр Суворов, — то мы могли бы использовать инновационные отчисления всех транспортных предприятий для строительства собственного канала, чтобы иметь выход в море». Это и позволит дунайскому транспортному узлу стать конкурентоспособным на рынке транспортных услуг.

Покидая Одесщину, Юрий Ехануров заметил, что поскольку Киев готовит визит премьер- министра в Одессу, то большинство проблем должно найти разрешение к его приезду.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно