НЬЮ-ВАСЮКИ ВО ВСЕМ СОДРУЖЕСТВЕ

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

На недавнем саммите стран Содружества, том самом, на который не допустили недавнего исполнительно...

На недавнем саммите стран Содружества, том самом, на который не допустили недавнего исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского, Леонид Кучма заявил о необходимости создания зоны свободной торговли на территории СНГ. Говорят, что идея реанимировать тему зоны свободной торговли принадлежит опальному и ныне гонимому исполнительному секретарю. Хотя есть и те, кто приписывает авторство лично Л.Кучме.

В пятницу министр внешнеэкономического ведомства Украины Андрей Гончарук на заседании Кабмина представил экономические расчеты, которые аргументируют, зачем нам нужна зона свободной торговли на территории Содружества…

«Із цього рою

не буде меду»

Парламентарии по привычке отнеслись к словам Президента недоверчиво. Никто из них экономических расчетов не видел, а часть вообще не представляет, что такое зона свободной торговли и зачем она нужна. Правые по привычке опасались подвоха со стороны бывшего «старшего брата». Левые вспоминали былые обиды: «Не надо было Советский Союз разрушать...»

Однако, оценка заявления Президента практически совпала. «Это чисто предвыборный трюк Леонида Кучмы», - сказал народный депутат и колхозный менеджер Василий Цушко.

«Думаю, что в серьезность своих слов Леонид Данилович не верит сам, - заметил народный депутат Александр Ельяшкевич. - Президент прекрасно понимает, что обещание свободной зоны - примерно то же самое, что обещание Михаила Горбачева обеспечить до 2000 года всех жителей страны жильем».

«Подозреваю, - продолжил А.Ельяшкевич, - что никто толком не анализировал торговые балансы стран СНГ, не подсчитал, сколько средств уйдет на изменение таможенной структуры и синхронизацию законодательной базы. Последнее не удалось с 1991 года - тем более это невозможно в годы, когда будут проходить президентские выборы в Украине, парламентские и президентские выборы в России. Нет смысла определять экономическую целесообразность создания этой зоны. А поскольку не существует предмета обсуждения, не существует и экономической целесообразности».

Скептиком оказался и бывший министр экономики Виктор Суслов, который отметил, что вопреки тому, что между Украиной и большинством стран СНГ действуют двусторонние соглашения о режиме свободной торговли, особых преимуществ такой режим Украине не дал, практически ничего не изменил в товарообороте этих стран. Более того, это не помешало России проводить «сахарную войну против украинских импортеров».

У стран СНГ зачастую разные интересы, очень большие различия в налогообложении. Например, в Украине действуют так называемые европейские нормы НДС (т.е. облагается импорт, а при экспорте налог предприятию возмещается), в России для стран дальнего зарубежья - те же нормы, а в торговых отношениях с Украиной наоборот - до недавнего времени действовала противоположная норма. Российским экспортерам при поставках продукции в Украину НДС не возмещался, то есть российские энергоносители приходили к нам уже дороже на 20%.

Это немного

не та зона

Соглашение о создании зоны свободной торговли на территории СНГ было подписано участниками саммита еще 15 апреля 1994 года. Однако уже в процессе подписания проявились разновекторные интересы, прежде всего политические. Тогда Украине более реальными казались двусторонние соглашения о торговле и режиме наибольшего благоприятствования между отдельными странами. Украина имеет соглашения на двусторонней основе со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана.

Причем, как подчеркивалось в аналитической записке, подготовленной специалистами МВЭСТорга, подготовительная работа по созданию блока договоренностей зоны свободной торговли в СНГ отнюдь не означает, что необходимо свернуть переговорный процесс по поводу присоединения Украины к Центральноевропейской зоне свободной торговли.

Что же касается зоны свободной торговли в СНГ, то начальник управления многостороннего экономического сотрудничества со странами СНГ МВЭСТорга Украины Владимир Балута разъяснил, что аналогом будущей зоны должен стать вовсе не единый и могучий Советский Союз, а ЕЭС, к которому европейские страны готовились как минимум полстолетия, или Североамериканский торговый союз (НАФТА).

То есть речь идет о выработке приемлемых правил игры для торговли с бывшими республиками-сестрами. Пока что речи быть не может о введении единой валюты, остаются таможни суверенных государств, причем товаропотоки из страны в страну будут облагаться пошлинами.

Самое главное - зачем нужна зона свободной торговли, на ее территории будут действовать одни и те же правила игры.

А может, спросим Бабу Ягу?

Режим зоны свободной торговли в СНГ не может быть даже гарантией того, что впредь не будет «торговых войн» по типу «сахарной», которая велась Россией против Украины с 1996-го по январь 1998 года. Правда, как разъяснил Владимир Балута, при режиме свободной торговли для объявления войны потребуется что-то вроде согласия всех стран-участниц Содружества. Что, конечно же, является утешением весьма слабым, если вспомнить, как проходят хотя бы кадровые перестановки в руководстве СНГ.

Украинские оптимисты уверены, что зона свободной торговли будет весьма выгодной для нашего государства. Во-первых, потому, что 80% нашего импорта составляют энергоносители - нефть, газ, ТВЭЛы, которые при режиме свободной торговли (или же при двусторонних соглашениях) освобождаются от НДС. Это в свою очередь дает возможность удешевить производство украинской продукции и в первую очередь продовольствия. И тогда уж почему бы не помечтать об экспансии продукции украинских полей и ферм в Россию, машиностроительной продукции - в Среднюю Азию...

Даже простые расчеты должны подтвердить выгоду для Украины от либерализации торгового режима со странами Содружества, значится в аналитической записке.

«Если бы Украина не имела двусторонних соглашений с Россией и Белоруссией по поводу средневзвешенных таможенных тарифов на уровне 20%, при фактических объемах украинского экспорта в Россию и Белоруссию в ,5 и 0,8 млрд. потери украинских экспортеров вследствие роста цен и уменьшения спроса составили бы как минимум млрд., а общий экспорт в страны СНГ мог сократиться на млрд.».

Украина сейчас получает энергоносители без учета таможенной пошлины, которой раньше облагалось почти 220 видов товаров. В случае замораживания режима наибольшего благоприятствования, сумма возможных поступлений в бюджет была бы значительно меньше, чем потери украинских экспортеров.

Действующий режим свободной торговли позволил значительно увеличить объемы украинского экспорта. За период с 1992-го по 1996-й экспорт украинских товаров в страны СНГ равномерно рос с ,2 млрд. до ,7 млрд.

Общий товарооборот между Украиной и странами СНГ в 1996 году, в течение которого было введено пять двусторонних соглашений о свободной торговле, составил 23,2 млрд. долл., причем тогда, когда падали общие объемы ВВП.

В 1997-м началось падение общего объема экспорта, а в 1998 году он снизился до ,8 млрд., а экспорт товаров и услуг снизился до ,6 млрд. долл. Общие объемы экспорта промышленной продукции в страны СНГ сократились более чем в два раза. Показатели ухудшились в отношениях с Россией, Белоруссией, Узбекистаном, Туркменистаном, Молдовой.

Следует иметь в виду, что финансовый кризис и прочие валютно-денежные трудности при расчетах между поставщиками, на которые принято ссылаться, - лишь часть проблемы, потому что почти половина товаропотоков обслуживается бартерными схемами.

Больно ударило по амбициям и кошелькам украинских экспортеров введение Россией НДС на импорт товаров с Украины с сентября 1996-го по январь 1998 года, увеличение ставки НДС на импорт продовольственных товаров з 10 до 20%, установление с августа 1998 року 3-процентного налога на импорт товаров и введение регионального налога на продажу товаров. Кроме того, в двусторонних договоренностях между Украиной и Россией от 23 июня 1993 года предусмотрена возможность введения так называемых исключений из перечня, то есть, товаров, импорт в страну может облагаться налогами, таможенными пошлинами, квотироваться и тому подобное. Таким горьким исключением оказался украинский сахар… Отечественные товары потеряли конкурентоспособность.

А тут еще Белоруссия начала применять НДС на импорт и экспорт товаров (обычно, как в Украине, экспорт НДС не облагается).

Азербайджан ввел таможенные пошлины при импорте товаров в режиме свободной торговли…

Что и, главное, когда

Если парламенты всех стран ратифицируют соглашение о зоне свободной торговли, специалистам, по словам Владимира Балуты, потребуется минимум года два для подготовки пакета документов по комплексу взаимоприемлемых для СНГ правил и в первую очередь достижения соглашения по транзиту через территорию СНГ и гармонизации таможенных процедур. Необходим также свод правил по процедуре проведения исключений из режима свободной торговли, проект о порядке взимания и перечне сборов и платежей при экспорте и импорте товаров. Тогда можно будет говорить, что мы приступили к созданию зоны свободной торговли Содружества.

А еще через лет пять есть шанс гармонизировать все факторы, влияющие на процесс торговых отношений стран СНГ.

Причем, все это возможно лишь при благоприятном раскладе, если никакая из стран не начнет торговую войну, не возникнет никакого локального военного конфликта типа Чечни. Словом, можно согласиться с Виктором Сусловым, который считает создание зоны свободной торговли на територии Содружества весьма отдаленной перспективой. Пока неясно, выгодно ли России продавать свои энергоносители кому бы то ни было, в том числе и Украине, по более низкой цене, то есть без НДС, как то предполагает практика свободной зоны. А если так - о каких расчетах и выгодах можно сейчас говорить?

Конечно, обидно, что в более чем 180-миллиардном внешнеторговом балансе между государствами СНД доля Украины составляет менее чем 10%, что значительно меньше ее экономического потенциала. Но, к сожалению, политические реалии (президентские выборы в Украине, президентские и парламентские выборы в России, где наверняка будет разыгрываться украинская карта, в том числе Севастополь и энергоносители) таковы, что проект свободной зоны с датой построения к 2001 году даже с экономическими выкладками больше напоминает план создания Нью-Васюков в интерпретации великого комбинатора и любителя сеансов одновременной игры Остапа Бендера.

Безусловно, каждый гроссмейстер и кандидат в гроссмейстеры должен иметь в запасе эффектный ход. Однако сеанс одновременной игры может закончиться и так, как это было в известном романе - криками «Держи гроссмейстера».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно