НЕ СПЕШИ — ГЛЯДИШЬ, ОТМЕНЯТ

29 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

Подозреваю, что классическое правило «отдай кесарю кесарево» выдумано чиновничьей ратью во времена еще добиблейские...

Подозреваю, что классическое правило «отдай кесарю кесарево» выдумано чиновничьей ратью во времена еще добиблейские. Относительно «отдавать кесарю» (казне, государству) некую дань (налоги по-нынешнему) возражать бессмысленно - дело святое. А вот с определением, что надобно отдавать и почему оно «кесарево», то тут сплошные сомнения как в прошлом существовали, так и поныне существуют.

История налоговзимания, если только будет когда-либо написана, характерна весьма богатой изобретательностью относительно объекта и размера взимания. Чего стоит, к примеру, английский налог на окна, концептуально простой до гениальности - чем больше окон, тем больше «дань». Законопослушные британцы от уплаты не отказывались, но окна, сказывают, заложили. Так и сидели, бедняги, в потемках, пока налог не отменили. Уж и не знаю, чем компенсировались недополученные в казну стерлинги да шиллинги. Однако английский юмор в столь серьезном деле нельзя не отметить - ну очень смешной налог, чего там говорить.

Не откажешь в доходчивости и нашим, отечественным, юмористам от правительства. Сидели, понимаете ли, думали - что бы еще такое налогами обложить. Окна - уже было. Соль - никакой оригинальности. Воздух - на сатиру больно смахивает, не поймут верноподданные. Вспомнился нидерландский опыт 1624 года. Тогда особый сбор учредили - «гербовым» именовался, а взимали из «ничего». Святая простота налога понравилась фискалам многих европейских стран, а с 1699 года прижился он и в России-матушке. Петр-реформатор и здесь Европу переплюнул - гербовым сбором стали облагаться не только гражданско-правовые акты, но и любые прошения и челобитные.

Так что неверно утверждать, что история нас ничему не учит. Если надо - то учит. Родному правительству очень даже деньги понадобились, и с 1 января текущего года появилось у нас то самое «новое». Хотя на специальную гербовую бумагу, как было встарь, правительство раскошеливаться не стало, марки все же выпустили. Как положено - с защитой и гуммированным слоем. И о разнообразии номиналов позаботились - каждому по потребности, так сказать. Вот только на клеевом составе решили попридержаться, его предусмотрели лишь для марок с номиналом в 10 гривен и выше. Наверное, из соображения экономии бюджетных средств: указано же в ст.17 «Положения о гербовом сборе», что марки изготавливаются за счет государственного бюджета, но где ж тех средств набраться?

Ну а коль государство несет затраты, строгого контроля и учета не избежать. Перво-наперво за приобретением марок. Это что ж выходит, каждый желающий взял да и купил? Нет уж, будь любезен, предоставь заказ-расчет не иначе как в двух экземплярах, да предварительно сбегай в свой обслуживающий банк за отметкой об оплате, да не забудь предъявить коды по ЕГРПОУ, ГРФЛ и прочим АБВГД.., принеси доверенность - и тогда, считай, полдела сделано. Вторая половина - каждый месяц нужно докладывать налоговикам, сколько, каких и с какой целью марок потрачено. В свою очередь, избранник родины - Сбербанк - подаст туда же перечень плательщиков гербового сбора, отчитается о «количестве и номинальной стоимости реализованных и нереализованных марок гербового сбора». И только тогда налоговые службы займутся сличением, выявлением и накладыванием санкций на выявленных.

Но это, так сказать, «вишневі усмішки» организационного характера. Само Положение тоже содержит немало реприз. Никто не может объяснить, к примеру, смысл требования клеить на один экземпляр документа не более пяти марок. Или - из каких соображений торговать марками поручено Сбербанку, а не, скажем, «родным» банкам предприятий? Кому это понадобился дополнительный посредник между государством и плательщиками? Еще вопрос - два процента полученных за гербовые марки средств зачисляются в доход Сбербанка. Стало быть, и налогами облагаются. Это как - налог на налог?

Не все ясно и с отнесением сумм гербового сбора на валовые расходы предприятия. Дело в том, что в действующей редакции закона Украины «О системе налогообложения» гербовый сбор отсутствует как таковой, а подпунктом 5.2.5 ст.5 закона «О налогообложении прибыли предприятий» на затраты разрешено относить только сборы и обязательные платежи, указанные в первом законе. Ну, здесь, надо полагать, выход найдут - внесут изменения и вся недолга. А вот как расценить требование клеить марки на письма и телеграммы, касающиеся хозяйственных соглашений? Или, еще лучше, как вам нравится предписание облагать гербовым сбором... устные договоры? Слава Богу, отменили - не смогли придумать, куда марки клеить…

Имеются у нас предприниматели без юридического лица. Должны они платить гербовый сбор или нет? Их-то вопрос не волнует - они указ вместе со всеми постановлениями... в белых тапочках - поди, проверь. Другие бизнесмены, которые «под колпаком» ГНАУ, по сей день договоры заключают декабрем прошлого года. Находятся, конечно, иные способы уклонения - что-что, а «обходить» налоги у нас умеют. Не по этой ли причине средняя «собираемость» гербового сбора по Украине где-то в пределах 25-26 процентов?

Видимо, не только по этой. Законом Украины «О государственном бюджете на 1999 год» гербовый сбор должен пополнить доходную часть на 500 миллионов. Откуда взялся этот размах, наверное, и сами разработчики не припомнят. Во всяком случае, реальность цифры вызывает очень большое сомнение. Возьмите, вот, Херсонщину - задача собрать более 16 миллионов гривен, из которых 3 млн. 248 тысяч должны получить местные бюджеты, попросту недостижима. Реальнее была бы цифра раз в пять меньше, но мнением специалистов области столица не интересовалась. На деле и того нет - 11 процентов предусмотренного сбора.

Но самое интересное - даже не эти скоропалительные проколы и несуразности. Дело в том, что Верховная Рада начисто отвергла проект закона, в основу которого легли уже разработанные, вступившие в силу и не имеющие обратного действия указ Президента №1222/98 от 06.11.98 «О гербовом сборе» и все «подуказные» акты. В первом чтении принято нечто отличное от президентского варианта, настолько, что наши фискальные службы поставлены, мягко говоря, в щекотливое положение. Ну что им, сердечным, теперь делать с этим сбором? Указ уже вроде и не указ, а закона пока нет. Тем не менее, поступлений в бюджет все равно требуют. Попробуй, заставь теперь кого-либо марки клеить, если в проекте нового закона гербовым сбором предусмотрено облагать только операции и договоры по импорту.

В незавидном положении и парламентарии. Чем они будут компенсировать те самые 500 миллионов, которые сами же и утвердили? А каково теперь тем, кто целый квартал клеил эти злополучные марки? Похоже, в самом лучшем положении оказались... злостные неплательщики. Как говорится, от убытков Бог избавил. Может, это еще не конец? Глядишь, еще что-то отменят.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно