НАС «ВЗГРЕЛИ» И «ЗАСВЕТИЛИ»

28 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Заметили? Как только приближается зима, обостряются коммунальные проблемы. Хорошая погода уже не раз становилась союзником нерадивых хозяйственников...

Заметили? Как только приближается зима, обостряются коммунальные проблемы. Хорошая погода уже не раз становилась союзником нерадивых хозяйственников. Но нынче налицо и некоторые новые моменты. Например, четко поставлена задача — не позднее 15 октября все теплотрассы должны работать, характеризуя тем самым рачительность своих хозяев. А уж после, если будет держаться бабье лето, отопление можно и отключить. Конечно, в этот период, когда на коммунальное ведомство осуществляется значительное давление, оно тоже активизирует усилия, направленные не только на подготовку к зиме, но и на защиту собственных интересов.

После недавнего совещания в Кабинете министров по регионам распространилась тревога: этой зимой газа может не хватить и теплогенерирующим организациям надо запастись резервным топливом. Ясно, что в кредит газа никто не даст. И он может стать «королем» коммунальных проблем.

При этом проявляется довольно любопытный нюанс. Ведомствам очень удобно во всех своих грехах винить население — мол, платят плохо, нерегулярно и т.д. Однако возможности таких обвинений, прямо скажем, резко снизились. Газовые долги в области составляют 8,7 млн. грн., но львиная их доля ложится на предприятия тепловой энергетики, которые накануне вступления в осенний период задолжали около 6 млн. В их числе — «Николаевтеплоэнерго» — 2 млн. грн., «Николаевоблтеплоэнерго» — 1,1 млн., ТЭЦ — 1 млн. Довольно проблемной остается предоплата предприятий, организаций, которые финансируются из госбюджета. Например, за предприятиями Министерства образования числятся около полумиллиона гривен долга, Министерства обороны — более 300 тыс., Министерства внутренних дел — 55 тыс. В то же время 98% населения области расплачиваются вовремя — долг составляет чуть более 600 тыс.

По мнению руководства правления АО «Николаевгаз», проблемы с началом отопительного сезона возникнут как в городе, так и в области в целом. И, что интересно, отнюдь не по вине населения, в последнее время — одного из наиболее аккуратных плательщиков. А вот отношение к населению со стороны газового ведомства отнюдь не адекватное, особенно к рядовым потребителям.

Возьмем, к примеру, подачу горячей воды. Когда ее нет, то по элементарной логике, кто в этом случае является пострадавшим? Известное дело — потребитель. Так вот, этого пострадавшего ведомство еще принуждает расплачиваться за чужие грехи. В Николаеве, а тем более в других населенных пунктах области, горячая вода — редкий гость в квартирах. Наверное, чтобы компенсировать потери, газовое ведомство пошло на одно достаточно любопытное нововведение. Если вам не подают горячей воды, или таковой не поступило даже одни сутки, то за время ее отсутствия квартиросъемщик должен внести дополнительную плату за газ. Газовое ведомство, мотивируя свое решение тем, что лишенный горячей воды потребитель будет греть воду на плите, увеличило нормативы оплаты.

Берем расчетную книжку за подачу природного газа. Читаем: «За пользование плитой с горячим водоснабжением — 5,59 грн. (за троих)», «за пользование газовой плитой без горячего водоснабжения — 10,44 (за троих)». Как видим, разница очень ощутимая, учитывая, что горячей воды некоторые николаевцы не видят минимум по полгода. При желании можно дополнительную оплату за эти полгода умножить на количество абонентов (в области 260 тыс. газифицированных квартир), хотя и без этого ясно — речь идет о немалых суммах.

Парадокс этой ситуации заключается в том, что ведомство совершенно не интересует, расходуете ли вы дополнительный газ на подогрев воды или нет. Как в равной степени и то, что многие жители, давно разуверившись в возможности нормального снабжения горячей водой, установили в квартирах электрические нагревательные системы или попросту ходят в баню. Автор также вполне компетентно может засвидетельствовать, что для элементарного мытья посуды хозяйки используют не столько подогрев воды на газплите, сколько покупают за свои кровные жидкие моющие средства типа «GALA» или «BINGO». Но позиция газовиков просто-таки железобетонная, никакие аргументы против повышения нормативов не принимаются...

В реальной жизни для того, чтобы не нести материальные потери в виде дармовой оплаты, у жильцов есть только один выход — установка счетчиков. А эта дорогостоящая процедура очень даже выгодна тому же газовому ведомству. Ибо потребитель должен купить счетчик, в зависимости от модификации, за 180—220 грн. Установка обойдется еще в 50 грн. А разработка проекта — еще в 20. Разумеется, что решиться на такие расходы рискуют немногие. Поэтому в области из уже упоминавшихся 260 тыс. газифицированных квартир только 27% оснащены газовыми счетчиками. Именно они могут надеяться на честные расчеты. Что же до остальных 73%, то их, судя по всему, действительно «взгрели»...

Кто же виноват, когда не поступает горячая вода? Газовики, конечно, правы в том, что это не их вина. Но и население также не только не виновато, но и явно является пострадавшей стороной. Впрочем, у дисциплинированных индивидуальных потребителей (напомним, что таковых, ни много, ни мало 98%) имеются претензии к газовому ведомству. Работа его абонентской службы в Николаеве стала притчей во языцех. Здесь — большие очереди, люди стоят часами, чтобы пересчитать оплату, заменить книжку. Наладить нормальную работу газовикам все что-то мешает. Раньше сетовали на тесное помещение, теперь вроде бы этот вопрос решен. Но, оказывается, не хватает денег на обновление компьютеров и приобретение нового программного обеспечения для них.

Ясное дело, что ход ведомства, связанный с повышением нормативов при неподаче горячей воды, усложнил и без того сложные расчеты, а это спровоцировало еще больший рост очередей. Как видим, в данном случае за чужие упущения расплачиваются опять-таки потребители: в первом случае — деньгами, во втором — временем.

Что и говорить, отношение к индивидуальным плательщикам (вернее, неплательщикам) изменилось в Николаеве резко. После процедуры предупреждений специально созданные бригады даже лишали пользователей газо- и электроснабжения. Так, с начала нынешнего года от электроснабжения только в областном центре были отключены более 8 тыс. абонентов. «Выбиванием» задолженностей только в Николаеве занимаются около семи десятков контролеров и контрактников, оплата которых поставлена в прямую зависимость от уровня расчетов населения закрепленных за ними участков. Ведомство широко использует и такую меру борьбы, как передача дел в суды. Только по линии электронадзора на злостных неплательщиков с начала года заведено около 300 дел, половина из них уже рассмотрена. Словом, нерадивых абонентов «засвечивают» отнюдь не слабо.

Вот только требовательность ведомств очень уж не стыкуется с их ответственностью за уровень обслуживания. Корр. «ЗН», как потребитель этих благ, может засвидетельствовать, что даже в центре города горячая вода — гость не частый, а тот же свет могут отключить в любое время и безо всякого предупреждения.

Ясное дело, что требовательность, конечно, нужна. Но пора бы ей сочетаться с ответственностью. К слову, лавина жалоб от потребителей, неудовлетворенных обслуживанием, вынудила чиновников вмешаться в ситуацию и, не ожидая раскрутки ведомственных «верхов», приступить к созданию современных расчетных центров. Вступление в действие первых из них несколько смягчило ситуацию, сократив очереди абонентов. Все бы ничего. Но ведь на создание таких центров тратятся средства не ведомств, а налогоплательщиков, тех, кто непосредственно страдает от ведомственных «изысков» — от «взгревания» до «засвечивания».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно